Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Марина Мамцева: Казахстан и реформа ООН. С чего начать?

04.06.2009

Автор:

Теги:


В последнее время в мировых политических и экспертных кругахформируется достаточно скептическое отношение к деятельностибольшинства международных институтов, как политических, так иэкономических. Глобальный кризис максимально рельефно проявил слабыестороны "классических" интеграционных структур, таких как ООН, ОБСЕ,МВФ.
Эти слабости предопределены проблемами внутреннего характера:чрезмерной бюрократизацией, несовершенством структурных элементов,противоречиями между главными донорами глобальных международныхпроектов. Раздаются голоса, что в реалиях XXI века таким организациямкак ООН может и не найтись достойного места. Что это: преувеличение илиреальная оценка?
Казахстанские политики прекрасно осознают, что от ответа на этот вопросбудет зависеть возможность сохранения глобальных диалоговых площадок. Врусле стратегической линии, определенной президентом РК НурсултаномНазарбаевым, ставится задача инициировать эффективное реформированиеэтих структур, а не ломать устоявшуюся схему.
Известный казахстанский эксперт М. Шайхутдинов отмечает: "ООН играетвсе меньшую роль в урегулировании международных конфликтов идемонстрирует свою неспособность принимать эффективные меры в делеукрепления мира и международной законности".
В продолжение этой темы экс-глава казахстанского МИДа Касым-ЖомартТокаев определил  направления, в которых деятельность ООН должнапроявляться более активно. Это преодоление таких глобальных проблем,как терроризм, бедность, торговля людьми, техногенные катастрофы. Сюдаможно добавить огромный комплекс экологических проблем, особенноактуальных для центрально-азиатского региона.
Но остается другой вопрос: через какие инструменты можно реализоватьэти глобальные цели? В свое время президент Казахстана НурсултанНазарбаев высказал важнейшую мысль о необходимости расширения Советабезопасности ООН по линии как постоянных, так и не постоянных членов наоснове справедливой географической представленности и уважениясуверенного равенства государств.
Предложение казахстанского лидера продиктовано не только общеймотивацией справедливости и защитой интересов "малых" игроков поотношению к "большим". Заявленные меры должны работать на решение ещеодного фундаментального вопроса - преодоление чрезмерной бюрократизациии непрозрачности деятельности ООН.
Одновременно ООН, по мнению казахстанского руководства, должна наладитьи взаимодействие с крупными интеграционными проектами на постсоветскомпространстве: ШОС, ОДКБ и ЕврАзЭС. Затягивание процесса реформированияООН неизбежно усилит низкую эффективность ее структур, что, кстати,хорошо заметно и на примере деятельности институтов Организации и всамом Казахстане, где достаточно часто структуры ООН концентрируют своевнимание на проблемах второстепенного характера, в то время, как болееострые вопросы по-прежнему остаются незамеченными.
Нет сомнений в том, что Казахстан готов обратить самое серьезноевнимание ООН на комплекс проблем, которые составляют серьезные рискидля Центральной Азии и для Азиатского региона в целом, как в рамках ПРОООН, УНП, так и ЮНФПА.
 Сформирован огромный потенциал сотрудничества РК с другимиучреждениями через развитие специализированных программ и фондов. Нотакже очевидно, что программа "Цели развития тысячелетия" в настоящиймомент нуждается в самом серьезном переосмыслении, и от того, насколькоконструктивно будут восприняты казахстанские инициативы в руководствеООН, во многом зависит "адаптация" целей и задач этой важнейшеймеждународной организации к потребностям нового времени.

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение