Россия, Москва

info@ia-centr.ru

РОССИЙСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

03.06.2009

Автор:

Теги:

 

 

ПЕРЕБОИ С ПОСТАВКАМИ ГАЗА в Европу вянваре 2009 года в очередной раз пробудили интерес к Центральной Азии (ЦА), какрегиону, способному обеспечить, по мнению Евросоюза, альтернативные источники полученияэнергоресурсов. В частности, небезызвестный проект газопровода «Набукко» взначительной степени нацелен на использование туркменского газа.

Казалось бы, что стремительнонарастающая глобализация мировой экономики выведет, наконец, Казахстан,Киргизию, Таджикистан, Туркмению и Узбекистан на широкую дорогу, ликвидировавих былую «пространственную изоляцию». Тем более что наметилась определенная адаптацияЦА  к новым правилам и условиямсосуществования в международном сообществе. Участие государств региона  в международном разделении труда дало имвозможность подключиться к современным телекоммуникационным системам, развиватьсобственные технологии, привлекать к развитию своих экономик транснациональныекорпорации, осуществлять структурные преобразования финансовых и банковскихсистем, привлекать инвестиции, повышать грамотность населения путем внедренияпередовых образовательных программ.

Однако глобальныйфинансово-экономический кризис внес свои неутешительные коррективы. Он привел ктому, что социально-экономическая ситуация во всех странах регионахарактеризуется наличием серьезных кризисных явлений, хотя характер и формы ихпроявления различны и зависят от степени развитости экономических систем. Вовсех государствах ЦА государственный бюджет, как правило, формируется с большимдефицитом, ценовая политика не скоординирована с покупательной способностью населенияи товарностью рынка, наблюдается высокий темп инфляции, кризис в банковскойсфере, усиление стагнации промышленного сектора экономики, спад темпов ростаВВП. Отличия экономического кризиса в отдельных странах связаны лишь  со спецификой отраслевого развитиянациональных экономических систем и уровнем рыночных преобразований.

Казахстан, характеризующийся наибольшимуровнем развития рыночных институтов, наличием мощного промышленного комплекса,развитой банковской системой, обладающий значительными инвестиционными ресурсами,больше всего пострадал от проявлений финансового кризиса. Развитая иинтегрированная в мировой рынок банковская система страны, активно использовавшаясовременные формы ипотечного кредитования, инвестиций в рынок ценных бумаг,развитие фондового рынка, больше всех пострадала от финансовых потрясений намировом рынке. В результате Казахстан сегодня имеет серьезные проблемы,связанные с неплатежеспособностью заемщиков по ипотечным кредитам, их массовымбанкротством, снижением доходности банков, обесцениванием капитала, размещенногона рынке ценных бумаг.

Узбекистан, напротив, избежалбольшинства проблем, связанных с мировым финансовым кризисом, так как егоэкономика менее интегрирована в мировые рынки, носит закрытый характер и восновном базируется на реальном секторе при слабой банковской системе.Регулируемость национальной экономики, слабая увязка со спекулятивным капиталомпозволили Узбекистану избежать проявления финансового кризиса, хотя и не спаслиот роста темпов инфляции, снижения темпов роста ВВП, сокращения платежеспособногопотребительского спроса.

Киргизия и Таджикистан страдают отсистемного кризиса, характеризующегося глубоким спадом во всех отрасляхэкономики. В этих странах самые высокие темпы инфляции: 26,6 и 29,8 %соответственно, самый низкий темп роста ВВП - в среднем, около 6 процентов(самые худшие результаты в СНГ). При этом следует отметить, что рост показателяВВП носит характер валового прироста за счет роста цен и прироста темповторгового и посреднического секторов экономики. Промышленность в этих странах вусловиях высокой инфляции не способна выдержать конкуренции с иностраннымипроизводителями и все больше уступает национальный рынок импортным товарам,сокращая свои объемы производства. Проблема спада темпов роста реальногосектора экономики Киргизии и Таджикистана усугубляется высокой инфляцией.

Один из главных путей выхода из кризисагосударств ЦА - привлечение инвестиций, причем преимущественно российских,поскольку большинство западных стран исчерпало свои инвестиционные возможности,вкладывая деньги в спасение собственных экономик от мирового финансового кризиса.Да и степень интеграции с Россией у центральноазиатского региона гораздобольше, поэтому российский фактор в преодолении кризисных явлений более чемочевиден.

Какова сегодняшняя позиция России вотношении ЦА? Каковы ее приоритеты на этом внушительном отрезке «дугинестабильности», огибающей наши южные границы? Ведь для россиян речь идет не обабстрактном уголке земного шара, а о весомой части территории бывшего СоветскогоСоюза общей площа­дью в 4 млн. кв. км с населением свыше 50 млн. человек (изних 7 млн. российских соотечественников).

В силу исторического развития идлительного совместного проживания России не безразличны судьбы народовКазахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Уз­бекистана. А этопредъявляет свои, особые требования к внешнеполитическому курсу РоссийскойФедерации в ЦА, вызывает необходимость его постоянной, целенаправленнойкорректировки.

В стратегическом плане внешняя политикаРоссии в регионе направлена на достижение целей, определенных утвержденнойпрезидентом Концепции внешней политики. Речь идет о выполнении таких задач,как:

- недопущение создания в ЦАальтернативных систем безопасности без участия России и противодействиепопыткам закрепления здесь военного присутствия третьих стран;

- расширение позиций российского капитала в ключевых отраслях экономики странЦА, обеспечение беспрепятственного функционирования транспортных коридорови коммуникаций, в том числе топливно-энергетических;

- всесторонняя защита прав иинтересов российских граждан и соотечественников, укрепление позиций русскогоязыка и культуры народов России;

- консолидация многостороннихструктур с участием России, упрочение их ключевого значения в обеспечениистабильности и безопасности на южных границах.

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ УСИЛИЯ РОССИИ вцентрально-азиатском регионе концентрируются на трех основных направлениях - двустороннеесотрудничество, многостороннее взаимодействие в вопросах безопасности,экономическая интеграция.

В развитии двустороннего сотрудничествароссийская сторона придерживается следующих приоритетов.

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН является основнымвоенно-политическим и экономическим партнером России в ЦА. Стратегический    характер наших взаимоотношений определяетсягеополитическим положением Казахстана, его крупным экономическим и сырьевымпотенциалом, значением для России уникального космодрома «Байконур», наличием встране более 4-миллионной диаспоры русского населения.

Двусторонние связи отличаются активныммногоплановым сотрудничеством, солидной договорно-правовой базой (подписано более 300 договоров и соглашений).Основные документы - Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25мая 1992 г.,  Декларация о вечной дружбеи союзничестве, ориентированном в XXI столетие, от 6 июля 1998 года.

Междудвумя странами поддерживаются интенсивные политические контакты, в первуюочередь на высшем уровне. В 2007 г. состоялось 8 личных встреч президентовРоссии и Казахстана, в 2008 г. - также 8, включая государственный визитПрезидента Российской Федерации Д.А.Медведева в Астану 22-23 мая 2008 г.

19 декабря2008 г. в Боровом (Казахстан) президенты двух стран подписали План совместныхдействий России и Казахстана на 2009-2010 гг. - стратегический документ,определяющий первоочередные задачи двустороннего сотрудничества.

Во внешнеэкономических связях России сгосударствами СНГ Казахстан занимает третье место после Белоруссии и Украины. Вобщем товарообороте Российской Федерации с государствами Содружества доля Казахстанасоставляет 15%. Удельный вес России в товарообменных операциях Казахстана -24,7%. В структуре российского экспорта в Казахстан ведущее место занимаетпродукция топливно-энергетического комплекса и машиностроения.

Традиционнымстало проведение Форумов руководителей приграничных регионов России иКазахстана с участием глав государств. Очередной пятый Форум состоялся вНовосибирске 22 сентября 2008 г. с участием представителей как приграничныхрегионов, так и регионов, не имеющих общей границы, но активно сотрудничающихдруг с другом. В результате принято решение о расширении формата Форума ипреобразовании его в Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана.Шестой Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участиемглав государств намечено провести в Оренбурге в сентябре 2009 г.

На базеПрограммы экономического сотрудничества на 2008-2011 гг. развиваютсядвусторонние связи с Казахстаном в экономической сфере.

В 2008 г.товарооборот между Россией и Казахстаном по сравнению с 2007 г. увеличился на19,3% и составил 19,7 млрд. долл. Российский экспорт вырос на 12,1% и составил 13,3млрд. долл. США, а импорт из Казахстана - на 37,8% (до 6,3 млрд. долл.).Порядка 40% товарооборота приходится на приграничную торговлю.

Ключеваяобласть экономического взаимодействия - топливно-энергетический комплекс. В 2008 году Казахстан добыл около 70 млн. тонн нефти,из которых 63 млн. ушли на экспорт. В планах Астаны увеличить добычу до 80 млн.тонн в 2010 году и до 100 млн. тонн в 2015 году. Сейчас у Казахстана есть дваглавных пути поставки своей нефти на мировой рынок. Оба они проходят через Россию- это трубопровод КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), который выходит кчерноморскому порту Новороссийск, и линия Атырау-Самара. Кроме того, естьпроект поставки казахстанской нефти в Китай по трубопроводу Атасу-Алашанькоу спервоначальной мощностью в 10 млн. тонн в год. В мае 2008 года Россия иКазахстан договорились об увеличении мощности КТК с 32 млн. до 67 млн. тонннефти в год - в два этапа за период до 2012 года.

Развиваетсясотрудничество в сферах электроэнергетики (энергосистемы России и Казахстанаработают в параллельном режиме) и атомной энергетики (совместная разработкаурановых месторождений в Казахстане), в нефтегазовой отрасли (транзитказахстанской нефти на экспорт через территорию России, закупка и маркетингказахстанского природного газа для поставок на рынки третьих стран, реализациясовместных проектов по освоению углеводородных ресурсов северного Каспия).

Осуществляетсясотрудничество в космической области. Россия арендует расположенный вКазахстане комплекс «Байконур». В январе 2004 г. срок аренды комплекса продлендо 2050 г. На основе подписанных в декабре 2004 г. и январе 2005 г.двусторонних межправительственных соглашений на космодроме «Байконур» создаетсякосмический ракетный комплекс «Байтерек».

Россия иКазахстан сотрудничают в военной и военно-технической областях. Осуществляютсяпоставки в Казахстан вооружения российского производства, оказываетсясодействие в ремонте и модернизации казахстанской военной техники. Россияарендует на территории Казахстана четыре военно-испытательных полигона.Проводится подготовка казахстанских военнослужащих в российских военно-учебныхзаведениях.

Завершена делимитация границы междуРоссией и Казахстаном (протяженность - более 7,5 тыс. км). 18 января 2005 г. вМоскве главами государств подписан Договор о российско-казахстанскойгосударственной границе.

ЗНАЧЕНИЕ ПАРТНЕРСТВА С КИРГИЗИЕЙ дляРоссии определяется её геополитическим  положением  в   стратегически   важном  регионе, многочисленностью русского населения (около 550 тыс. человек,из них граждане России - 15 тыс. чел.).

Наиболеезначимыми событиями последнего времени стали официальный визит ПрезидентаРоссийской Федерации Д.А.Медведева в Бишкек 9 октября 2008 г. и рабочий визитПрезидента Киргизской Республики К.С.Бакиева в Москву 3 февраля 2009 г.

В ходе визита К.С.Бакиева в Москву Россиясогласилась предоставить Бишкеку кредит в размере 2 млрд. долл.Кредит состоитиз 1,7 млрд. долл. инвестиций на строительство Камбаратинской ГЭС и покупку оборудования(о ГЭС было подписано отдельное соглашение), а также из 300 млн. долл. вкачестве кредита на поддержание финансовой системы (ставка - 0,75% годовых,срок - 40 лет). Россия также готова предоставить Киргизии 150 млн. долл. в видегранта. Еще 300 млн. долл. она направит на Тянь-Шань в качестве льготногокредита под 0,75% годовых сроком на 40 лет. Деньги, как ожидается, будутнаправлены на проекты в области энергетики. Кроме того, предполагаютсяинвестиции еще 1,7 млрд. долл. в создание новых энергетических объектов на рекеНарын.

Регулярныеконтакты налажены между МИДами двух стран. В январе и сентябре 2007 г. мининделКиргизии посетил с визитами Москву. В июле 2007 г. состоялся официальный визитв Бишкек С.В.Лаврова, а 26 марта - рабочий визит в Москву мининдел КиргизииК.Т.Сарбаева.

Подходыдвух стран по актуальным глобальным и региональным проблемам, вопросам развитияи укрепления СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС практически совпадают. Киргизская стороназаинтересована в подключении к процессу формирования таможенного союза вформате ЕврАзЭС. Плотное взаимодействие налажено в рамках ШОС.

Поддерживаютсяделовые связи по линии оборонных и других силовых ведомств двух стран. В рамкахзаседания Совета министров обороны стран СНГ (июль 2008 г.) состоялся визит вБишкек Министра обороны России А.Э.Сердюкова. В мае 2007 г. в Москве находиласьпарламентская делегация Киргизии во главе со спикером, в сентябре 2008 г.состоялся визит в Бишкек делегации Совета Федерации ФС Российской Федерации воглаве с С.М.Мироновым.

Российскиерегионы проявляют заинтересованность в развитии прямых связей с киргизскимипартнерами. Наиболее активные контакты поддерживаются Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом,Екатеринбургом, Свердловской, Новосибирской, Пензенской, Ярославской, Омской областями,Алтайским краем, Татарстаном.

Динамичноразвиваются торгово-экономические связи. Россия - ведущий торговый партнерКиргизии. В 2008 г. двусторонний товарооборот достиг 1,8 млрд. долл. США.Основные товары российского экспорта - нефтепродукты (около 70%), машины,оборудование, транспортные средства, продовольственные товары, продукцияхимической промышленности, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, металлы иизделия из них. Главные статьи импорта из Киргизии - одежда, стекло и изделияиз него, овощи и фрукты.

Приоритетныевекторы в сфере гуманитарного сотрудничества - образование и наука, сохранениеи укрепление в Киргизии позиций русского языка. Важнейшую роль в этом планеиграет Киргизско-Российский Славянский университет, отметивший в 2008 г. свое15-летие. В вузах России обучается свыше 13 тыс. киргизских студентов, из нихболее 10 тыс. - с полным возмещением российской стороной затрат на обучение.

В 2008 г.в Киргизии при поддержке Фонда «Русский мир» открыты три «Русских центра» (вБишкеке, Оше и г. Кант Чуйской области).

С РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН 25 мая 1993г. заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписано более130 межгосударственных, межправительственных и межведомственных   соглашений,  регулирующих   сотрудничество   в политической, экономической, военной, гуманитарнойи других областях.

Поддерживаютсятесные контакты на высшем уровне. 29 августа 2008 г. состоялся официальныйвизит в Душанбе Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в Таджикистан. Поего итогам подписаны Совместное заявление Президента Российской Федерации иПрезидента Республики Таджикистан, межправительственные соглашения о создании идеятельности Международного научно-исследовательского центра «Памир-Чакалтая»,о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемыеи полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества,межведомственные соглашения о сотрудничестве в области культуры,агропромышленного комплекса, а также Меморандум о взаимодействии между ОАО«ИНТЕР РАО ЕЭС» и Министерством энергетики и промышленности РеспубликиТаджикистан о сотрудничестве в развитии новых энергетических проектов натерритории Республики Таджикистан.

В октябре2008 г. прошел официальный визит председателя Совета Федерации ФедеральногоСобрания Российской Федерации С.М.Миронова в Таджикистан.

24 февраля2009 г. Москву с рабочим визитом посетил Президент Республики ТаджикистанЭ.Рахмон. На состоявшихся переговорах главы государств обсудили ход реализациидоговоренностей, достигнутых по итогам официального визита Президента России вДушанбе в августе 2008 г., состояние и перспективы развития всего комплексавопросов российско-таджикских отношений в том числе в политической,экономической, гуманитарной, военной и военно-технической областях.

Россия является одним из основных торговыхпартнеров Таджикистана, твердо удерживая ведущие позиции по ввозу своих товаровв страну. По данным Минэкономразвития России, в 2008 г. объем товарооборотамежду нашими странами увеличился по сравнению с 2007 г. на 30,3 % и впервыедостиг 1002,8 млн. долл. США (в 2007 г. - 769,6 млн. долл. США), при этомэкспорт российских товаров составил 794,1 млн. долл., импорт - 208,7 млн. долл.

ОАО «ИНТЕРРАО ЕЭС» осуществляет в Таджикистане крупный совместный проект строительстваСангтудинской ГЭС-1 проектной мощностью 670 МВт. 20 января и 1 июля 2008 г. сучастием президента Таджикистана Э.Рахмона состоялись торжественные церемониипо досрочному пуску соответственно первого и второго энергоагрегатов станции. 5ноября 2008 г. запущен третий энергоагрегат, полный ввод объекта в эксплуатациюнамечен в апреле-мае 2009 г.

Из-завозникших между правительством Таджикистана и ОАО «Русский Алюминий»разногласий по техническим параметрам строительства Рогунской ГЭС реализацияпроекта с осени 2006 г. была приостановлена. МИД Таджикистана нотой от 7 июня2005 г. уведомил российскую сторону о денонсации двустороннегомежправительственного Соглашения о завершении строительства Рогунской ГЭС нареке Вахш в Республике Таджикистан от 13 апреля 1994 г., в соответствии скоторым объекты незавершенного строительства гидроэлектростанции признавалисьобщей долевой собственностью сторон и распределялись в соотношении 50% на 50%.В августе 2007 г. правительство Таджикистана заявило о расторжении соглашения сОАО «Русский Алюминий». В феврале 2008 г. таджикской стороне передан проект новогомежправительственного соглашения о завершении строительства Рогунской ГЭС,подготовленный Минпромэнерго России. Таджикская сторона предлагает Россиипринять участие в достройке Рогунской ГЭС в рамках создаваемого под эгидойВсемирного банка международного консорциума.

В мае 2003г. подписано Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и ОАО«Газпром» о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли сроком на 25 лет. Вмарте 2006 г. между «Газпромом» и Правительством Таджикистана подписанМеморандум о создании совместного нефтегазового предприятия, основной задачейкоторого будет оказание помощи республике в разведке, добыче и транспортировкегаза и обеспечении им промышленности и населения страны. В целях повышенияоперативности реализации достигнутых договоренностей в апреле 2006 г. в Душанбеоткрыто представительство дочернего предприятия ОАО «Газпром» - ЗАО «Зарубежнефтегаз».В июне 2008 г. между ОАО «Газпром» и Правительством Таджикистана было подписаноСоглашение об общих принципах проведения геологического изучения недрреспублики. В настоящее время российская компания просит рассмотреть вопрос обосвобождении на период проведения геологического изучения от уплаты всехдействующих на территории Таджикистана видов налогов, отчислений и платежей, атакже таможенных платежей.

ВТаджикистане функционирует несколько десятков малых и средних предприятий сучастием российского капитала.

Действуетдвусторонняя Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству(МПК). 15 августа 2008 г. состоялось очередное девятое заседание МПК.Приоритетным направлением двустороннего сотрудничества определеновзаимодействие в области топливно-энергетического комплекса, транспорта,трудовой миграции.

Развивается   двустороннее   сотрудничество   в   военной    области.    В Республике Таджикистан дислоцированароссийская 201-я мотострелковая дивизия, подразделения которой с 1 октября 2005г. после вступления в силу межгосударственного Договора от 16 апреля 1999 г.трансформированы в 201 российскую военную базу. В соответствии с подписанными входе официального визита В.В.Путина в Таджикистан соглашениями летом 2005 г. проведенапередача российскими пограничниками функций по охране афганского участкаграницы Комитету по охране госграницы при Правительстве Таджикистана.Торжественная церемония передачи функций охраны таджикско-афганской границыпрошла в Душанбе 19 октября 2005 г. В центре внимания по-прежнему остаются вопросыначала работ по обустройству аэродрома «Гиссар», на который, в соответствии сроссийско-таджикским межправительственным Соглашением о составе и организационно-штатнойструктуре российской военной базы в Таджикистане от 16 октября 2004 г., должнаперебазироваться наша авиация.

Сторонызаинтересованы в дальнейшем развитии военно-технического сотрудничества. Общийобъем российской военно-технической помощи, оказанной Республике Таджикистан в2006-2008 гг., составил около 68 млн. долл. США, в том числе в 2008 г. - около21 млн. долларов.

Ежегоднотаджикской стороне выделяется свыше 100 стипендий для обучения в вузах,аспирантуре и для научно-практических стажировок.

ТУРКМЕНИСТАН в последнее время заметноактивизировал связи с Россией связи в политическойсфере, в том числе на высшем уровне. Президент Российской ФедерацииД.А.Медведев находился в июле 2008 г. в Ашхабаде с официальным визитом. Вапреле 2007 г. состоялся рабочий визит в Москву Президента Туркменистана Г.М.Бердымухамедова, а 24-26 марта 2009 г. его государственный визит. В ходевизита россиянам было предложено принять активное участие в реализации проектовв свободной экономической зоне «Аваза» на Каспии, организовать паромноесообщение между городами Туркменбаши и Махачкала, а также выступить в ролигенерального подрядчика при строительстве восточного крыла транспортногокоридора «Север-Юг» (железная дорога Казахстан-Туркмения-Иран).

Оживляетсямежпарламентский обмен. После визита в Туркменистан делегации ГосударственнойДумы во главе с Г.Н.Селезневым (1998 г.) и поездки группы депутатовГосударственной Думы (2002 г.) в октябре 2008 г. состоялся визит в Ашхабадгруппы членов Совета Федерации.

Налаживаетсямежрегиональное сотрудничество. В мае 2007 г. и в январе 2008 г. в Ашхабадепобывал премьер-министр Татарстана Р.Н.Минниханов. Между сторонами подписанпротокол о поставках в текущем году большегрузных автомобилей «КАМАЗ» (более2,5 тыс. единиц) в Туркменистан (в 2007 г. поставлено около 1500 автомобилей различныхмодификаций на сумму до 50 млн. долл.). В июне 2008 г. состоялась рабочаяпоездка Г.М.Бердымухамедова в Татарстан, в ходе которой подписано Соглашение оторгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве междуправительствами Республики Татарстан и Туркменистана.

В марте2008 г. по итогам визита в Туркменистан делегации Астраханской области во главес губернатором А.А.Жилкиным подписано Соглашение о торгово-экономическом,научно-техническом и культурном сотрудничестве между правительствамиАстраханской области и Туркменистана.

В 2008 г.товарооборот (без учета поставок газа) составил 910,2 млн. долл. США (в 2007 г.- 453,7 млн. долл.). Экспорт - 809,9 млн. долл., импорт -100,3 млн. долл.Основными видами российского экспорта являются машины, оборудование итранспортные средства, продукция химпромышленности, металлы и изделия из них,продовольствие и сельскохозяйственное сырье, а импорта - продукцияхимпромышленности, текстиль и текстильные изделия, минеральные продукты.

Россияпродолжает занимать первое место среди внешнеторговых партнеров Туркменистанакак по экспорту, так и по импорту. В 2008 г. на ее долю приходилось 39,2%туркменского внешнеторгового оборота (50,5% экспорта и 16% импорта).

Основная     сфера    экономического    взаимодействия     -     топливно-энергетический комплекс. Согласноподписанному в ноябре 2007 г. в Ашхабаде соглашению цена газа в первомполугодии 2008 г. составляла 130 долл. за 1 тыс. куб. м, во второй половине2008 г. увеличивалась до 150 долл., а с 1 января 2009 г. будет определяться поформуле цены на рыночных принципах.

25 июля2008 г. в Ашхабаде по результатам встречи А.Б.Миллера с Г.М.Бердымухамедовымподписано Соглашение о принципах ценообразования на закупленный ОАО «Газпром»туркменский газ, предусматривающее закупку с 1 января 2009 г. туркменского газапо среднеевропейской цене минус издержки «Газпрома». Подписано также Соглашениео принципах сотрудничества в нефтегазовой отрасли между Туркменистаном и ОАО«Газпром», которое предусматривает участие «Газпрома» в обустройстве газотранспортнойсистемы Туркменистана. Согласно документу «Газпром» берет на себя обязательствапо строительству «под ключ» Прикаспийского газопровода на туркменскойтерритории до границы с Казахстаном пропускной способностью 20 млрд. куб. м вгод и восстановление параллельной ветки газопровода САЦ-3 (до 10 млрд. куб. м вгод).

В 2008 г.поставлено 42,3 млрд. куб. м туркменского газа из запланированных 50 млрд. куб.м (в 2007 г. - 42,8 млрд. куб. м).

12 мая2007 г. в г. Туркменбаши президентами России, Казахстана и Туркменистанаподписана Совместная декларация о строительстве Прикаспийского газопровода, предусматривающаяначало его сооружения во втором полугодии 2008 г. Руководители России,Казахстана, Туркменистана и Узбекистана приняли также Совместную декларацию оразвитии газотранспортных мощностей в регионе Центральной Азии.

20 декабря2007 г. в Москве заключено трехстороннее (Россия, Казахстан, Туркменистан)межправительственное Соглашение о сотрудничестве в строительстве Прикаспийскогогазопровода, реализующее договоренности, достигнутые президентами указанныхстран в мае 2007 г. Работа над четырехсторонним соглашением о реконструкциисуществующих газопроводов продолжается.

ВТуркменистане зарегистрировано 121 предприятие с участием российского капиталаи 120 проектов и контрактов с участием российских компаний на общую сумму 331,4млн. долларов США и 3,94 млрд. рублей. На туркменском рынке активно работаетряд российских компаний - ОАО «Силовые машины», ОАО «КАМАЗ», ОАО «МобильныеТелесистемы», ООО «Итера», ОАО «Стройтрансгаз».

10 июля2007 г. в Ашхабаде состоялось второе заседание МежправительственнойРоссийско-Туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству (первое - всентябре 2002 г.), в ходе которого были подписаны межправительственноеСоглашение о Межправкомиссии по экономическому сотрудничеству и Протокол еезаседания. 30 августа 2008 г. в Ашхабаде состоялось третье заседание Комиссии.

С РЕСПУБЛИКОЙ УЗБЕКИСТАН поддерживаютсярегулярные политические контакты на высшем и высоком уровнях. 1-2 сентября 2008 г. Узбекистан с рабочим визитом посетилПредседатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин. Его обстоятельнаябеседа с И.А.Каримовым, переговоры правительственных делегаций явилисьлогическим продолжением конструктивного российско-узбекского диалога на высшемуровне.

Договорно-правовуюбазу двустороннего сотрудничества составляют около 200 российско-узбекскихмежгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений. Поитогам двух визитов на высшем уровне - И.А.Каримова в Москву 5-6 февраля 2008г. и Д.А.Медведева в Ташкент 22-23 января 2009 г. подписаны: Совместноезаявление Президентов Российской Федерации и Республики Узбекистан,межправительственная программа по экономическому сотрудничеству на 2008-2012годы, Соглашение о сотрудничестве в области авиастроения и интеграции российскогоОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и узбекского ГАО"ТАПОиЧ", межправительственное соглашение об условиях размещения и обслуживаниядипломатических представительств Российской Федерации в Республике Узбекистан иРеспублики Узбекистан в Российской Федерации и Программа сотрудничества междуминистерствами иностранных дел на 2009 г.

Россияпо-прежнему остается одним из основных торговых партнеров Узбекистана. В 2008г. на долю России пришлось 19,1% товарооборота республики (в 2007 г. - 29,4%).По объему взаимной торговли с Россией Узбекистан находится на 4-ом месте средистран СНГ. Доля Узбекистана в общем объеме товарооборота России со странамиСодружества составляет 3,8%.

В 2008 г.товарооборот России и Узбекистана увеличился на 5% по сравнению с 2007 г.,составив около 4 млрд. долларов США.

Основнымитоварами российского экспорта в Узбекистан являются машины, оборудование,транспортные средства (33%), металлы и изделия из них (23%), древесина ицеллюлозно-бумажные изделия (23%), а импорта - машины, оборудование,транспортные средства (57%), текстиль и текстильные изделия (21%),продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13%)

Вопросыторгово-экономического, инвестиционного, военного и военно-техническогосотрудничества, взаимодействия в области топливно-энергетического комплекса,самолетостроения и других отраслях экономики рассматриваются в рамках работы Межправительственнойкомиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и РеспубликойУзбекистан.

Растетинтерес российских фирм к инвестированию в экономику Узбекистана. В республикедействует 786 совместных предприятий. Объем инвестиций, вложенных российскойстороной в формирование их уставного фонда, превышает 1 млрд. долл. США. ВРоссии действуют более 300 компаний с узбекским капиталом.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИчерез двустороннее и многостороннее взаимодействие с государствами ЦА являетсяодним из важнейших направлений российской стратегии в реигоне. Незащищенностьгосграницы России в условиях растущего транзита наркотиков из Афганистана встраны СНГ, Россию и далее в Европу заставляет наращивать соответствующеесотрудничество с центрально-азиатскими партнерами.

Наряду с двусторонним форматомвзаимодействие в сфере обороны и безопасности реализуется в рамках Договора околлективной безопасности (ДКБ) подписанного 15 мая 1992 г. в Ташкенте и в мае2002 г. преобразованного в полноценную международную организацию - ОрганизациюДоговора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Наличие ОДКБ облегчает Россиикоординацию коллективных усилий в борьбе с международным терроризмом,незаконным оборотом наркотиков, оружия, организованной преступностью,нелегальной миграцией и другими угрозами национальной безопасности вцентрально-азиатском регионе. На регулярной основе проводятся консультации изаседания рабочих групп экспертов по оценке и анализу ситуации в зонеответственности ОДКБ.

События августа 2008 года на ЮжномКавказе заставили руководство ряда государств - членов ОДКБ трезвее оценитьситуацию. Военная угроза, несмотря на все разговоры политиков о приверженностимиру и бесконфликтному развитию, не перестала быть реальной. Поэтому насостоявшемся в феврале 2009 года саммите ОДКБ было принято решение о созданииКоллективных сил оперативного реагирования (КСОР) призванное сформироватьединую, высокопрофессиональную и боеспособную группировку ОДКБ.

КСОР будут строиться на иныхорганизационных основах. Местом их дислокации станет территория России. Ониполучат единое командование и самое лучшее вооружение. Их численность можетсоставить 15 тыс. «штыков». В таком виде эти части в будущем могут статькостяком той силы, которая укрепит ОДКБ и превратит эту организацию вполноценный военный союз.

В соответствии с решением главгосударств - членов ОДКБ в состав КСОР должны входить только высокомобильныечасти и соединения вооруженных сил, оснащенные, что называется, по последнемуслову военной техники. Плюс к этому Коллективные силы оперативного реагированиябудут включать и подразделения специального назначения из органов внутреннихдел, органов безопасности и других спецслужб, а также уполномоченных органов всфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Создание КСОР позволит болееэффективно, более жестко реагировать на весь спектр угроз и вызовов. Речь идетпрежде всего о защите суверенитета и территориальной целостности государств, опротиводействии терроризму, экстремизму, наркотрафику, о проведении специальныхопераций против организованных преступных групп и, наконец, о предупреждении иликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМукрепления взаимодействия в ЦА является, по мнению России, налаживание многоплановогоэкономического сотрудничества, создание регионального «общего рынка»,способного обеспечить преодоление массовой нищеты на основе устойчивого эконо­мическогоразвития.   Ведь именно решение этихжизненно-важных задач способно помочь формированию эффективной демократии в го­сударствахЦА, обеспечить их цивилизованное развитие.

Главным приоритетом России в форматемногостороннего сотрудничества является Евразийское экономическое сообщество(ЕврАзЭС).

Созданное Белоруссией, Казахстаном,Киргизией, Россией и Таджикистаном 10 октября 2000 года Сообщество является однимиз наиболее эффективных многосторонних региональных объединений напостсоветском пространстве (сегодня в него входят все государства ЦА,Белоруссия и Россия).

Результаты деятельности ЕврАзЭСподтверждают, что современная экономически окрепшая Россия вполне способнаиспользовать для усиления своего влияния на соседние государства рыночныемеханизмы в сочетании с безвозмездной или льготной помощью. Главным доноромпроектов ЕврАзЭС является Россия, что закономерно. Средства для проектовразвития аккумулируются в ЕАБР (Евразийский банк развития), доля России - 1млрд. долл., вторым партнером выступает Казахстан - 500 млн. долл.

Лидеры ЕврАзЭС приняли решениезастраховать интеграционную структуру от кризисных потрясений: 7,5 млрд. долл.из 10 млрд. антикризисного фонда субсидирует российский бюджет, 1 млрд. долл.составит доля Казахстана. Сработает ли подушка безопасности, учитывая, что, попрогнозам на 2009 год, рост ВВП стран ЕврАзЭС ожидается в пределах 1-2% влучшем случае и только у Белоруссии? Видимо, еще предстоит существенная корректировкавсех показателей. Докризисной стратегией ЕАБР на период до 2010 годаинвестиционный портфель банка рассчитывался в 4,5 млрд. долл. В конце 2008 годаего решили секвестрировать на 500 млн. Многие проекты банк планируетфинансировать в долевом участии. Поэтому сжатие, видимо, будет еще большим,ведь общая стоимость рассматриваемых проектов превышала 5 млрд. долл., а всеучастники ЕврАзЭС планируют сокращение не только инвестиций через государственныеконцерны и частно-государственные компании, но и сокращение бюджетных расходов.

Среди основных направлений инвестицийЕАБР и России в рамках ЕврАзЭС запланированы проекты в гидроэнергетике(Экибастузская ГРЭС-2 в Казахстане, Сангтудинская ГЭС-1 в Таджикистане,Камбаратинские ГЭС-1 и 2 в Киргизии), атомной энергетике (добыча сырья и строительствоАЭС в Казахстане и России). В качестве отдельной темы на высоком уровне обсуждалисьпроекты в области венчурных технологий. Кроме того, в России ЕАБР финансируетразработку и производство регионального авиалайнера Сухой Суперджет-100, проектстроительства вагоностроительного завода в Тихвине, финансирование проектовстроительства Западного скоростного диаметра, а также сооружение морского ипассажирского терминала в Санкт-Петербурге, проект строительства крупногонефтехимического комплекса в Татарстане.

УСПЕХ РЕАЛИЗАЦИИ центрально-азиатскоговектора внешней политики России во многом зависит от того, насколько российскаясторона   способна помочь своим партнерамэффективно решить жизненно-важные для них проблемы в экономике(водно-энергетическая,   транспортная,продовольственная, трудовой занятости и миграции), обеспечении национальнойбезопасности (борьба с криминалом, наркоугрозой и терроризмом) и гуманитарнойсфере (светское образование).

Наиболее эффективными рамками решенияуказанных задач является двустороннее сотрудничество. В этом контекстенеобходимо уделять постоянное внимание расширению экономических связей,всячески поощряя пригра­ничное и межрегиональное сотрудничество, созданиеразлич­ных совместных предприятий, шире вовлекать российский частный ка­питал вреализацию различных проектов в ЦА.

Внешняя политика призвана бытьдейственным помощником решения внутренних задач страны. Однако, посколькувнешнеполитические ресурсы объективно ограничены, они должны сосредотачиватьсяв первую очередь на жизненно важных для России областях. Это - надежная безопасностьво всех ее измерениях, создание благоприятных условий для подъема экономикистраны, защита за рубежом прав российских граждан и соотечественников.Критерием отношений с партнерами должны быть взаимная открытость к сотрудничеству,готовность к действительному учету интересов друг друга.

В условиях, когда в регионе активнодействуют новые «игроки», обладающие значительным финансовым, да ивоенно-политическим потенциалом, российской внешней политике необходимосолидное ресурсное насыщение. При этом, как представляется, следовало быруководствоваться принципом необходимости дополнительных затрат в перспективный стратегическийпроект, ориентируясь на достижения системных эффектов. Иным путем добитьсяжелаемых страте­гических целей в условиях разворачиваю­щейся остройконкурентной борьбы на постсоветском пространстве невозможно.

Реализация российской стратегии вЦентральной Азии должна учитывать не только возросшую дифференциацию пост­советскогопространства, но и потенциальные конфликты интересов России с другими эко­номическимии политическими игроками в данном регионе, особенно с США, странами Евросоюза,Китаем. Очевидно, что при всей неоднозначности последствий долговременногоприсутствия США было бы контрпродуктивным для российских интересов допуститьпревращение этого региона в новое поле конфронтации между Россией и США. Длянас, видимо, было бы предпочтительнее добиваться от американцев прозрачности ипредсказуемости их действий в военной сфере, заблаговременной информации об ихпланах в этом регионе на перспективу в контексте совместнойантитеррористической борьбы, а также участия в разработке и реализации выгодныхРоссии крупных экономических проектов. Необходимо использовать объединяющеевоздействие общей для России, США и стран Центральной Азии угрозы религиозногоэкстремизма. При этом исходить из главного - самым опасным для России сценариемразвития событий может стать дестабилизация, развал существующих светскихрежимов, возникновение межгосударственных конфликтов, приход к властирелигиозных экстремистов.

 

С.И.Чернявский, Директор Центрапостсоветских исследований

МГИМО(У) МИД РФ, д-р ист.наук, июнь2009 г.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение