Юлия Якушева. Казахстан готовится к председательству в ОБСЕ.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Совсем немного времени осталось до того момента, как Казахстан вступит в права председателя ОБСЕ. Но можно с уверенностью сказать, что уже сейчас происходит достаточно активная подготовка на всех уровнях к этой ответственной миссии. Необходимо определить реальную повестку дня, перечень неотложных вопросов, обсуждение которых РК на правах председателя может инициировать.
Юлия Якушева. Казахстан  готовится к  председательству в ОБСЕ.

Юлия Якушева. Казахстан готовится к председательству в ОБСЕ.

Совсем немного времени осталось до того момента, как Казахстан вступит в права председателя ОБСЕ. Но можно с уверенностью сказать, что уже сейчас происходит достаточно активная подготовка на всех уровнях к этой ответственной миссии. Необходимо определить реальную повестку дня, перечень неотложных вопросов, обсуждение которых РК на правах председателя может инициировать

Из заявлений официальных представителей казахстанского МИДа вытекает важнейший методологический принцип, который наверняка будет доминировать в казахстанских подходах, прежде всего, это равномерное развитие всех трех корзин ОБСЕ с сохранением приоритетов в расширении пространства взаимного доверия в системе европейской безопасности.

Здесь, очевидно, будет поставлен вопрос о новом формате контроля над вооружением, тем более, что это именно та сфера, в которой ОБСЕ накопила значительный опыт. Однако меняющаяся геополитическая ситуация в мире и в Европе побуждает адаптировать этот опыт к новым рискам и вызовам, с которыми сталкиваются европейские страны. В этом контексте можно использовать опыт Хельсинского процесса, придав ему качественно новый импульс и в более широком формате, подключив структуры ОБСЕ к разрешению конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве. Необходимо разработать механизм, который бы позволял ОБСЕ действовать на опережение, предотвращая перерастание конфликта в горячую фазу, поскольку существующий в настоящий момент механизм принятия решений не позволяет эффективно реализовать потенциал ОБСЕ в этом направлении.

Отсюда и вытекает еще один дискуссионный вопрос - это вопрос о международно-правовом характере решений ОБСЕ, поскольку сегодня эти решения имеют политический статус, то есть формально необязательны для исполнения странами-участницами Организации.

Следующим фундаментальным вопросом является возможность противопоставления ОБСЕ военно-политическому блоку НАТО. В целом, нет оснований предполагать, что в период председательства Казахстана, эта тема будет каким-либо образом актуализирована. Вопрос о взаимоотношении НАТО и ОБСЕ относится к числу наиболее сложных проблем в более широком контексте отношений между Россией и Западом. Скорее речь пойдет о том, чтобы определить место ОБСЕ по отношению к другим международным институтам, в первую очередь, СНГ и ОДКБ.

Директор КИСИ Булат Султанов неоднократно отмечал, что ОБСЕ может стать эффективной площадкой для определения правил игры в меняющихся международных отношениях, то есть казахстанские эксперты акцентируют внимание не только на глобальных аспектах председательства Казахстана, а на наиболее важных обстоятельствах. Тем более, что невооруженным взглядом заметно, насколько актуальны для центрально-азиатского региона такие риски, как наркотрафик, терроризм и религиозный экстремизм. Можно надеяться на то, что через обсуждение позиций Россия и Казахстана смогут найти точки соприкосновения по всему комплексу обозначенных вопросов.

К тому же председательство Казахстана в ОБСЕ стало одним из элементов продолжающихся в стране демократических реформ. Статус председателя Организации побуждает Ак Орду ускорить сближение законодательных стандартов с общеевропейскими правилами и нормами в таких областях, как права человека, свобода СМИ, права национальных меньшинств. Нельзя сказать, что все в этой сфере протекает гладко, в самом казахстанском обществе идут активные дискуссии, касающиеся регулирования медийной сферы, но, в целом, международные эксперты, оценивают готовность Казахстана вступить в права председателя ОБСЕ как достаточно высокую.

В оставшееся время до 1 января 2010 года ключевая задача, стоящая перед АК Ордой - создание эффективной кадровой базы, способной обеспечить реализацию столь амбициозной задачи, на достижение которой было потрачено столько сил и энергии.

Примером проведения эффективной кадровой политики может стать МИД РК. Это то ведомство, на которое как раз и ложится большая часть подготовительной работы в 2009 году, а на следующий год эта нагрузка возрастет в несколько раз. По отзывам евробюрократов, «казахстанцы быстро учатся». Системность и последовательность вхождения в новый «образ», понимание значимости председательства Казахстана в ОБСЕ и есть гарантия того, что возложенная на Астану миссия будет выполнена.

Теги: Казахстан

Поделиться: