Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Макс ИВОЛГИН. НАС ПОСЛАЛИ – И МЫ ПОШЛИ. КУДА?

20.02.2008

Автор:

Теги:
 

Макс ИВОЛГИН. НАС ПОСЛАЛИ - И МЫ ПОШЛИ. КУДА?

О поручения президента и новых веяниях в кадровой политике

 

 

О Послании президента 2008 года было сказано уже достаточно много, и все в основном в негативном ключе, в духе «Нас опять послали!». Учитывая, что едва ли не девяносто процентов подобных откликов делается, не вникая в детали документа, мы сочли уместным подробно разобраться в тексте Послания, а также совместить размещенные там задачи с последующими (и предваряющими Послание) кадровыми решениями главы государства. Похоже, Казахстан вступает в новую кадровую эпоху. Впрочем, все увидите сами.

Итак, в начале февраля Нурсултан Назарбаев выступил с очередным Посланием народу. Которое впервые вызвало столь единодушное разочарование не только в традиционно протестных стратах нашего общества, но и среди индифферентного, а также политически неинициативного слоя казахстанцев. Корень проблемы в том, что Послание этого года практически не ответило на ожидания общества, более того, усугубило некоторые тревожные тренды. Вспомним, чего мы ждали от Послания. Но прежде - о том фоне, на котором состоялось произнесение главной речи года, и который, собственно, породил все эти ожидания, оставшиеся без ответа.

Экономический кризис, уже проявивший себя повышением цен на продукты питания и крахом строительного и жилищного секторов. Не вполне достоверный судебный процесс над Рахатом Алиевым, вне зависимости от результатов которого главный обвиняемый все равно остался бы без наказания, так что сравнение со спектаклем (к которому прибегают и в публичных оценках и в частных разговорах) в данном случае более чем уместно.

Шахтерские забастовки на шахтах корпорации «Казахмыс» и ЕПА, обещание забастовать от профсоюзов бюджетных работников - ярко высветили вопрос острого социального расслоения казахстанского общества.

 

Ожидания общества:

1. Справедливая социальная политика и справедливое распределение доходов от добычи нефти. Все больше и больше людей задаются вопросом, почему в сравнительно небольшой по численности населения стране, добывающей нефть на уровне мировых поставщиков, так много нищих или просто бедных людей.

2. Снижение коммунальных тарифов или же качественное предоставление коммунальных услуг. Холодная зима особенно остро высветила проблемы с коммунальными услугами и их своевременным и качественным предоставлением. После повышения тарифов на эти, скажем прямо, паршивенькие услуги (недостаток электричества в сети, тепла для обогрева жилищ, перманентные отключения теплой воды и газа), слишком стала бросаться в глаза кривоватость формулы «цена - качество», поскольку второе в нашем случае слишком не соответствует первому.

3. Политические перемены. Тут даже и пояснять не надо - соответствие наших политических реалий эпохе советского застоя теперь бросается в глаза не только фантазерам от политологии.

4. Более решительная роль государства в сдерживании цен. Цены на бензин, продукты питания, жилье и так далее и тому подобное - должны иметь потолок, который устанавливает государство. Наше государство этим не занимается, а надо бы.

Помимо этих, были и остались другие проблемы, но и они также не получили своего освещения в Послании, коль скоро мы имеем такое единодушное неприятие обществом тезисов документа.

 

Послание-2008

Теперь давайте посмотрим, что же отразилось в Послании. Для удобства мы перевели тезисы документа в таблицу, разбив поручения, обозначенные в документе, по секторам.

 

 

 

 

 

Таблица 1. Послание (06.02.2008)

 

Сектор

Задачи

1. Экономика

 

Добывающий сектор:
 - государство - влиятельный и ответственный участник международных нефтяных и энергетических рынков;
- принять меры по развитию горнометаллургической отрасли, начать управлять госпакетами акций существующих ГМК, взять на себя права недропользования разведанными месторождениями черных и цветных металлов, включая редкоземельные;
- решить вопрос разведки новых месторождений.

 

Инфраструктура страны:
- строительство Балхашской ТЭС, третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2, Мойнакской ГЭС и др.;
- в 2009 году закончить 2-ю линию электропередач проекта «Север-Юг Казахстана» и линии электропередач «Северный Казахстан-Актюбинская область»;
- начать строительство магистрального газопровода «Бейнеу- Шымкент»;
- внести предложения по строительству АЭС в Актау;
- сконцентрировать усилия на внедрении энергосберегающих и экологически чистых технологий;
- в 2008 году завершить строительство железной дороги Шар-Усть-Каменогорск;

- начать строительство железнодорожных линий Мангышлак - Баутино, Ералиево - Курык и участка "Хоргос - Жетиген";

- начать электрификацию железнодорожного участка Макат-Кандыагаш;
- подготовить в текущем году и приступить к реализации комплекса мер по развитию отечественного транспортного машиностроения;
- начать практическую реализацию транспортного проекта - трансконтинентального коридора «Западная Европа - Западный Китай», который пройдет через южные области и через Кызылорду и Актобе выйдет на Россию;
- начать строительство и реконструкцию автомобильных дорог Астана-Боровое, Астана-Караганда, Алматы-Капшагай, Алматы-Хоргос, а также Большой Алматинской Кольцевой дороги;
- усовершенствовать действующую законодательную и нормативную базу.

 

Реализация программы «30 корпоративных лидеров»:

- в 2009 году начнется строительство интегрированного газохимического комплекса в Атырау;

- строительство газоперерабатывающего завода на базе месторождения Карачаганак, нового алюминиевого завода в Костанайской области;
- текущая реализация проектов (шинный комплекс в Астане, центры логистики в Астане и Алматы, создание производства поликристаллического кремния).

2. Агропромышленный комплекс

 

Продовольственная безопасность:

- увеличить инвестиции в сельское хозяйство и пищевую промышленность;
- особое внимание уделить производству важнейших продуктов питания (растительное масло, фрукты, сахар и другое).

 

Экспорт:

- сосредоточить усилия на экспортных секторах сельского хозяйства (расширять экспортные каналы зерна через порты Каспийского и Черного морей и в направлении Китая).

 

Животноводческая отрасль:

- (констатация: имеет большой экспортный потенциал) необходимо перевести систему ветеринарии на международные стандарты.

 

3. Макроэкономическая политика:

 

Финансовый надзор:
- работать над повышением устойчивости финансовой системы страны, банковского сектора;
- отслеживать ситуацию в каждом банке, в случае необходимости принимать превентивные и действенные меры;
- банки должны взять на себя свою часть рисков, в противном случае государство должно быть готово принять необходимые меры;
- продолжить структурные реформы финансовой системы - в области развития рынка ценных бумаг, современных финансовых инструментов, совершенствования законодательства о банкротстве, глубокой реформы судебной системы;
- управление системными рисками, как в частном, так и в государственном секторах;
- разработать систему мер быстрого реагирования для непредвиденных ситуаций.

Новый Налоговый кодекс должен:

- способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени»;
- иметь характер прямого действия, исключающего вольное толкование его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков;
- предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса (потери бюджета компенсировать за счет добывающего сектора).  

 

Агентство по защите конкуренции:
- расширенные полномочия Агентства должны обеспечить успех в «борьбе» с ценовыми сговорами, недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями субъектов рынка своим доминирующим и монопольным положением, укреплять позиции казахстанского бизнеса в мире;
- новый закон о конкуренции (для роста предпринимательской активности в стране).

 

Инфляция:

- правительству и Нацбанку принять меры по борьбе с инфляцией;
- разработать оперативный план стабилизационных действий;
- временно, до преодоления проблем в финансовом секторе, сократить государственные расходы по всем направлениям и программам, кроме социальных.

4. Внутренняя политика

 

Стабильность:

- укрепление роли Ассамблеи народа Казахстана («уникального казахстанского института»), депутаты (от АНК) должны чувствовать ответственность, держать тесную связь с Ассамблей и ее организациями на местах.

 

Развитие политической системы:

- на современном этапе модель с доминирующей партией «Нур Отан» - оптимальная форма политической системы Казахстана.

 

Борьба с преступностью и коррупцией:

-  обеспечить справедливую и эффективную защиту прав казахстанцев, оградить бизнес от незаконных вмешательств;
- в 2008 году внести в парламент законопроект «О профилактике правонарушений»;
- провести административную реформу в правоохранительных органах, а также во всех организациях, подотчетных президенту страны.

 

Административная реформа и кадровая политика:

- ускоренная реализация предусмотренных реформой мер по развитию системы госуправления;
- в 2008 году пилотная отработка нововведений в министерствах юстиции, экономики и бюджетного планирования, финансов и акимате Южно-Казахстанской области;
- формирование в системе госуправления кадрового ядра управленцев новой формации (партия «Нур Отан» в качестве «социального лифта» для достойных граждан);
- рекрутинг выпускников программы «Болашак» в государственные органы.

 

Трехлетний бюджет:

- в текущем году разработать новый Бюджетный кодекс;
- модернизация и совершенствование системы планирования, повышение эффективности использования средств бюджета и управления государственными активами.

 

Аудит государственных средств (выделявшихся по основным социально-экономическим программам):

- оценить результаты, повысить эффективность управления и расходования государственных средств.

 

Конкурентоспособность малого и среднего бизнеса:

- поддержка микрокредитных организаций (в том числе за счет средств государства);

- повышение доступности микрокредитования и создание большего количества рабочих мест;

- снижение адм. нагрузки на бизнес, упрощение разрешительной системы (лицензирования, сертификации, аккредитации);
- упорядочение и сокращение проверок правоохранительными и другими проверяющими органами.

5. Социальная политика

 

- увеличение относительно 2007 года в целом средних размеров пенсий в 2,5 раза к 2012 году (в 2009 году - на 25%, в 2010 году - 25% и в 2011 году - на 30%), к 2011 году размеры базовых пенсионных выплат должны вырасти до 50% от размера прожиточного минимума;

- увеличение государственных социальных пособий и специальных государственных пособий с 2009 года - в среднем ежегодно на 9%;

- увеличение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по достижению им одного года в 2010-2011 гг. до уровня, превышающего размеры пособий 2007 года в среднем в 2,5 раза;

- увеличение с 2010 года размера единовременных пособий на рождение 4-го и более ребенка более чем в 4 раза по отношению к 2007 году;

- повышение заработной платы работникам бюджетной сферы с поэтапным ее приближением к 2-х кратному уровню к 2012 году, в т.ч. в 2009 году - на 25%, 2010 году - на 25% и в 2011 году - на 30%;

- в 2009 году увеличить ежегодную квоту для оралманов на 5 тысяч семей, довести до 20 тысяч семей в год.

 

6. Здоровый образ жизни

 

- развернуть широкую пропаганду здорового образа жизни (министерства и акиматы);
- разработать комплекс мер по кардинальному улучшению демографической ситуации;
- в обеспечении задачи «Здоровая нация» должно принять активное участие отечественное бизнес-сообщество;

7. Государственная жилищная программа

 

- госслужащим и бюджетникам займы по процентной ставке, не превышающей 4 % годовых;
- строительство арендного жилья, создание инфраструктуры под ИЖС;
- прозрачность деятельности строительных компаний, усиление защиты прав участников долевого строительства жилья, стимуляция развития ИЖС;
- освоение импортных технологий ИЖС.

10-летие Астаны:
- продолжить строительство инфраструктуры и энергетических источников столицы;

- реализовать программу развития энергетического комплекса на основе государственно-частного партнерства, включающую строительство ТЭЦ-3;
- активизировать работу по созданию продовольственного пояса города Астаны с целью насыщения и стабилизации цен на потребительском рынке столицы;
- в 2008 году завершить в основном формирование медицинского кластера и обеспечить ввод всех объектов, намеченных к 10-летию столицы.

 

8. Повышение благосостояния населения:

 

- сокращение расходов, не связанных с социальными проектами;

- строительство новых социальных объектов (медицинские учреждения, школы, спортивные сооружения);
- активное развитие инфраструктуры, особенно дорог местного значения;
- прозрачность в распределении земель, открытые аукционы (исключение - участки, предназначенные для деятельности СПК);
- возвращение государству захваченных вокруг столицы земель (добровольно или принудительно).

9. Международная политика:

- укрепление экономического и политического сотрудничества с Россией, Китаем и государствами Центральной Азии, создание прочной основы для стабильности, открытого диалога и взаимодействия в регионе;
- расширение конструктивного взаимодействия с США, ЕС и НАТО;
- разработка программы «Путь в Европу» (в связи с председательством в ОБСЕ) - для развития экономического сотрудничества, привлечения технологий и опыта управления; совершенствования законов Казахстана, разработки своей повестки дня, стратегического видения нашего председательствования в ОБСЕ;
 - укрепление позиций в качестве активного участника международной коалиции по борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом;
- модернизация и боевая подготовка казахстанской армии, создание профессионального, военного и управленческого корпус ВС, повышение своей боеготовности и конкурентоспособности в соответствии с новой Военной доктриной.

 

10. Международные мероприятия:

- Третий съезд мировых и традиционных религий (2009 год);

- Совещание по мерам доверия и безопасности в Азии (2010 год);

- Работа в руководящей тройке ОБСЕ (с 2009 года), председательствование в ОБСЕ (2010 год).

 

 

Как видим из таблицы, четкие цифры и конкретные поручения прилагаются не ко всем секторам, на которые разбито Послание. Мы видим, что более-менее конкретные задачи поставлены в экономическом блоке и в той части, где описана социальная политика государства, которая в очередной раз свелась к постепенному повышению пенсий, зарплат и иных государственных выплат. Макроэкономическая политика и следующий за ней блок внутренней политики сулят предпринимателям снижение налогового и административного бремени, то есть, отвечают на хотя бы одно ожидание общества - точнее, слоя малых и средних предпринимателей, предусмотрительно не давая перейти бизнесменам в лагерь протестного электората. Соответственно, этот пункт из всего Послания станет наиболее любимым государственными пропагандистами, и подвергнется  самому частому цитированию.

В блок внутренней политики были помещены вопросы, которые к самой политике непосредственного отношения не имеют. Но без них этот блок был бы куцым и на сто процентов негативным: «на современном этапе модель с доминирующей партией «Нур Отан» - оптимальная форма политической системы Казахстана».

Словом, вопреки осторожным прогнозам о досрочных выборах в мажилис, «Ак орда» пока что подобного не планирует. Взамен исполнения обещаний, данных М. Тажиным на мадридском заседании ОБСЕ, президент предлагает разработать специальную программу «Путь в Европу», хотя сейчас нужна рабочая комиссия по внесению требуемых изменений в законодательные акты республики, которые следует привести в соответствие требуемым стандартам.

Словом, мы видим, что вновь экономика является более приоритетным направлением для деятельности наших государственных органов, нежели политические преобразования, а тщательность проработки блока социальной политики и поддержка бизнеса являются всего лишь маневрами по удержанию президентского электората. Все же прочие тезисы Послания выглядят так, словно добавлены до кучи, для придания документу веса, охвата. Заметно желание главы государства как-то «раскочегарить» процесс создания СПК, однако пока что не видно механизма решения этой проблемы, которая заключается в противодействии замыслу на местах, так как СПК гарантировано оттянут на себя львиную часть доходов областных акиматов.

 

Заседание правительства

Вскоре после оглашения Послания президент председательствовал на расширенном заседании правительства, где огласил поручения государственным органам. Поручения, как вы понимаете, связанные с задачами Послания.

 

Таблица 2. Из выступления президента на расширенном заседании правительства (11.02.2008)

 

Задачи, порученные правительству и Национальному банку

 

Исполнительные органы на местах

 

1. Экономическая политика и инфляция

Координация экономической политики государства. Удержание инфляции (поручено также акимам областей). Улучшение качества анализа мировых финансовых рынков. Краткосрочный прогноз на возможные риски.

 

1. Местные бюджеты

Счетный комитет, Казначейство - разобраться в ситуации с невыплатами бюджетникам заработных плат (вероятно, нецелевое использование средств). Распределение средств на строительство общеобразовательных школ, объектов здравоохранения и питьевого водоснабжения, жилищное строительство и природоохранные мероприятия (в 2007 году на данные цели выделено только 37,4% от выделяемых из республиканского бюджета денег в местные бюджеты). Принятие закона об изъятии неосвоенных средств и передаче их другому исполнителю.

2. Финансовая стабильность

АФН должно держаться более принципиальной позиции по обеспечению финансовой стабильности Казахстана, для чего Агентство будет укреплено компетентными кадрами, в том числе, зарубежными, с соответствующей заработной платой.

 

2. Инфраструктура

Заняться строительством «социального» газопровода для обеспечения газом Юга страны. Решить вопрос с контррегулятором на Сырдарье - Коксарайском водохранилище.

 

3. Сельское хозяйство

Укрепление продовольственной базы (министерство сельского хозяйства и холдинг «Каз Агро»). Улучшение качества (конкурентоспособности) и увеличение объемов переработки сельхозпродукции.

3. Поручения акимам:
- обратить особое внимание на положение населения с низкими доходами;
- заняться трудоустройством людей, особенно строительных рабочих, организовать их переквалификацию;
- в срок построить 100 школ и 100 больниц;
- в здравоохранении обратить внимание на охрану материнства и детства;
- акимы должны возглавить борьбу с коррупцией и обеспечение правопорядка;
- поддержка деятельности СПК.

 

4. СПК, кластеры и «30 корпоративных лидеров»

Устранение проблем развития кластеров и реализации программы «30» (отсутствие подготовленной инфраструктуры, доступа к электроэнергии и месторождениям, четких бизнес-планов). Стимулирование бизнеса к созданию СПК (холдинги «Самрук», «Казына», «КазАгро» и акимы областей).

4. 10-летие Астаны

Акиматам принять активное участие в подготовке празднования 10-летия Астаны. Привлечь к организации праздника казахстанский бизнес, инвесторов, банки.

 

5. Строительство

Поддержка дольщиков и завершение начатого строительства жилья - государственное дело (банки решают проблемы с внешними долгами).

 

6. Мораторий на проверки и реформа правоохранительных органов

Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, кроме оказывающих влияние на безопасность страны и здоровье, до упорядочения всех проверок и разрешительных процедур (проработать вопросы, связанные с порядком и сроками моратория). Рабочая группа разработает комплекс мер по совершенствованию деятельности правоохранительных органов (цель - повышение эффективности). Во всех аппаратах акиматов областей, городов и районов провести анализ деятельности всех структур по аналогии с АП.

 

 

7. Аэропорт Алматы

Разобраться с аэропортом Алматы (управление службами порта разными компаниями). Привлечение к управлению известных иностранных компаний.

 

 

 

Собственно, вот мы и познакомились с Посланием главы государства в его приближенной к начальному виду форме. Здесь, конечно, тоже есть мишура, пункты, введенные ради имиджа, зато исчезли совершенно неудобоваримые фрагменты, вроде здорового образа жизни. Мы видим, что к числу «посланческих задач» прибавилась также миссия очередного спасения алматинского аэропорта, на сей раз от многообразия компаний, управляющих различными службами: «Выяснилось, что в аэропорту Алматы терминалом управляет одна компания, за взлетно-посадочную полосу отвечает другая, ГСМ подает третья, питание на борт поставляет четвертая. Что за безобразие? Разберитесь». Выглядит как скрытое лобби какой-то неопределенной пока компании, возможно, иностранной: «Аэропортом Астаны управляет известная малайзийская компания. У нас авиакомпания «Эйр Астана» признана лучшей в СНГ, ею управляют английские менеджеры. И Казахстан от этого только выиграл...». Впрочем, если это лобби, то тот, в адрес кого это поручение прозвучало, наверняка все понял.

 

Молодежь пришла к власти

Итак, мы познакомились с Посланием главы государства и с его поручениями государственным органам в рамках исполнения пунктов Послания. Теперь давайте познакомимся с исполнителями.

Кадровые перестановки этого года имеют размеренный темп и точечный характер. Можно сказать, что новую шахматно-кадровую партию глава государства начал 14 января 2008 года, выпустив указ о назначении Г. Абдрахимова председателем Агентства по делам государственной службы. Новый председатель Агентства, не мешкая, выступил с обращением к стипендиатам и выпускникам программы «Болашак», призывая их на госслужбу.

23 января первым заместителем председателя партии «Нур Отан» становится Адильбек Джаксыбеков, освобожденный от должности руководителя Администрации президента. Его место занимает бывший заместитель председателя НО К. Келимбетов. Б. Жумагулов, смещенный с должности первого зама, отказывается впоследствии и от обязанностей руководителя партийной фракцией НО в мажилисе, уступив их У. Мухамеджанову.

В государственных органах в тот же день также произошли изменения:

- Серик Примбетов назначен послом в Азербайджанской Республике;

- Альберт Рау стал акимом Акмолинской области;

- Арман Дунаев получил должность председателя правления "Казына";

- Должность председателя Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций заняла Елена Бахмутова;

- Мажит Есенбаев возглавил Агентство по защите конкуренции.

В феврале кадровая партия продолжилась. 11 числа президент подписал указ «О штатной численности и структуре Администрации Президента Республики Казахстан», который на тридцать человек сократил первое (число чиновников) и подверг серьезным изменениям второе (структуру АП). Спустя четыре дня произошли новые кадровые изменения в государственных органах:

- Оналсын Жумабеков назначен Председателем Высшего Судебного Совета;

- Асет Исекешев - помощником президента;

- Серик Буркитбаев - председателем правления АО "Национальный научно-технологический холдинг "Самғау".

И в Администрации президента:

- К. Бишимбаев назначен заведующим Отделом социально-экономического мониторинга;

- Т. Донаков - заведующим Государственно-правовым отделом;

- М. Жакупов - заведующим Отделом документационного обеспечения;

- С. Канаев - заведующим Отделом государственного контроля и организационно-кадровой работы;

- Е. Карин - заведующим Отделом внутренней политики;

- М. Муханов - заведующим Центром стратегических разработок и анализа.

- А. Басекеев освобожден от должности специального представителя Президента Республики Казахстан на космодроме "Байконур";

- Е. Бектурганов - от должности заведующего Отделом кадровой политики;

- А. Досжан - от должности заведующего Социально-политическим отделом;

- А. Ещанов - от должности заведующего Ситуационным центром Совета Безопасности Республики Казахстан;

- М. Жуат - от должности заведующего Отделом по защите государственных секретов и информатизации;

- Е. Мамытбеков - от должности заведующего Отделом социально-экономического анализа;

- К. Нурпеисов - от должности заведующего Отделом финансов, бухгалтерского учета и отчетности;

- А. Шоманов Аскар Жумабаевич - от должности заведующего Информационно - аналитическим центром.

 

Таким образом, налицо омоложение кадрового состава АП, что вкупе с призывами к «болашаковцам» поступать на государственную службу (к которым прибег и глава государства), говорит о том, что этот тренд, похоже, становится долгоиграющим в государственной кадровой политике. Понятно в связи с этим и нежелание главы государства отойти от «оптимальной формы политической системы Казахстана» с доминирующей партией «Нур Отан», поскольку, по замыслу Нурсултана Назарбаева, НО будет выполнять функции «социального лифта» или кадрового государственного резерва управленцев, в придачу к существующему Агентству по делам госслужбы.

Что же касается пришедших в АП людей, то широкой публике известен, пожалуй, лишь политолог Ерлан Карин, на какое-то время выпавший из публичной жизни в связи с работой в Мангистауской области советником акима К. Кушербаева.

 

Отставка правительства: прогнозы и выводы

Публицисты и аналитики со все большей уверенностью говорят о скорых отставках в силовом блоке правительства. То есть, по общему мнению, не избежать отставки генеральному прокурору, верховному судье, возможно, председателю Агентства по борьбе с коррупцией, министру внутренних дел и секретарю Совета безопасности. Эти слухи подтверждаются поручением главы государства - навести порядок в правоохранительных органах посредством реформы, осуществлять которую будут свеженанятые сотрудники Администрации президента.

Однако вряд ли отставки в силовом блоке произойдут отдельно от отставки всего правительства, а то, что она произойдет, считается делом решенным с самого начала этого года. Публицисты и аналитики, обращавшиеся к теме возможной отставки премьер-министра, прогнозируют, что это событие произойдет уже весной.

Перекинется ли новая «молодежная» тенденция и на процесс формирования нового состава правительства, в случае подтверждения слухов о скорой отставке Карима Масимова? Пока это кажется невероятным, однако вспомним о существовании в министерствах новой должности - ответственный секретарь, который является постоянной величиной в министерстве невзирая на отставку правительства. Ответственные секретари назначаются и подчинены главе государства, что позволяет Нурсултану Назарбаеву напрямую контролировать ключевые исполнительные органы власти.  При такой системе «наставничества» можно пробовать сажать в кресло политических руководителей (то есть, министров) и сравнительно молодых чиновников, действия которых будут контролировать люди президента. Вероятно, именно эти «новые подходы» имел в виду глава государства, говоря в Послании о том, что на  2008 год запланирована их пилотная отработка в министерствах юстиции, экономики и бюджетного планирования, финансов и акимате Южно-Казахстанской области. Вспомним, что карьерное движение Кайрата Келимбетова по верхним ступеням государственной вертикали Казахстана началось именно с министерства бюджетного планирования, когда он на какой-то срок стал самым молодым политическим руководителем в госаппарате. Так что, возможно, эксперимент и подразумевает под собой обкатку молодежи на постах министров и акима.

К чему приведет этот новый тренд, если он, действительно, подразумевается кадровыми действиями главы государства? Прежде всего, к вытеснению старой гвардии как из исполнительной власти, так и из центра принятия стратегических решений (АП). С одной стороны, старые кадры неспособны модернизировать свою деятельность в соответствии с требованиями времени, по большому счету, не в силах изменить свое мышление, потому пробуксовывают или саботируются государственные инициативы. С другой стороны, молодые люди демонстрируют больше беспринципности и пренебрежения к обществу, нежели зрелые работники, что вкупе с неправильными примерами (как можно несоизмеримо хорошо жить на зарплату чиновника), встречающимися на каждом шагу, может привести нас к такому разгулу коррупции, что еще и не снилось. Ярким примером того, какой «груз ответственности» чувствуют молодые управленцы, является трагедия в ЮКО с заражением детей вирусом СПИД и поведением министра здравоохранения, который почему-то счел себя невиновным в этом бедствии. Хотя детей заразили не трактористы или там животноводы, а медики, так что отвечать за это должно министерство здравоохранения, а не индустрии или сельского хозяйства.

Еще один вопрос, который возникает в связи с этим намеком на «молодежный» тренд, такой - а зачем это нужно? Глава государства захотел оздоровить систему? Это не делается заменой старого шила на молодое мыло. Здесь сработали бы антикоррупционные технологии, направленные на предотвращение коррупционных преступлений и на повышение прозрачности процесса принятия государственных решений и оказаниях услуг. Если дельцам не дадут воровать, или сделают этот процесс максимально дорогостоящим и трудоемким, а также опасным, система оздоровится сама собой, так как там останутся люди, которые пришли на госслужбу не за «длинным баксом», а именно принести пользу обществу. Вот им и надо повышать заработную плату и осыпать всякими благами, а до тех пор - государство лишь увеличивает не основной доход (заработную плату) коррупционеров. А честным госслужащим эти прибавки настроения не прибавляют, уж извините за каламбур, поскольку они так же, как и большая часть казахстанского народа, являются жертвами безответственной ценовой политики государства, неверных решений, недодуманных стратегий и не увиденных проблем.

Вот эти-то качества и продемонстрировало Послание президента Казахстана 2008 года.

 

Dialog.kz


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение