Алаш, Мазепа и Тамерлан - между наукой, идеологией и политикой.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Образ России в современных казахстанских учебниках и научной литературе стал более сложным и многогранным: отмечаются не только бескорыстное желание "старшего брата" помогать окраинным народам Российской империи, но и холодный прагматический расчет, и игнорирование особенностей и интересов самих "младших братьев", в данном случае казахов. Усилился акцент на негативных последствиях российского влияния на традиционное общество в каждый отдельно взятый период. Вообще, тема предвзятости "Центра" по отношению к Казахстану и нежелания Центра предоставить политическую независимость республике стала весьма важно в изложении ряда авторов. Аналогичные подходы можно наблюдать и в узбекской историографии
Алаш, Мазепа и Тамерлан - между наукой, идеологией и политикой.

В МГУ состоялось обсуждение монографии "На изломе. Алаш в этнополитической истории Казахстана".

********************************************************************************

Редакция сайта публикует выступление Алексея Власова на экспертном семинаре.

Уважаемые коллеги!

Я рад возможности принять участие в работе столь представительного форума. Хотелось бы подвести определенные итоги. Сразу хочу оговориться, что предмет, о котором я буду сегодня говорить, это даже не совсем наука, а явление на границе между наукой, идеологией и политикой - изучение истории России в постсоветских странах. Это обстоятельство прекрасно осознает и наша власть, создав Комиссию по борьбе с фальсификациями истории, направив ее действие не только и не столько на "внутренний рынок", но, прежде всего, обратив инструменты контрпропаганды против строения новых исторических концепций в ряде стран СНГ, рассматривающих "российский фактор" в исключительно негативном ключе.

Какие обстоятельства оказывают влияние на становление россиеведения в странах ближнего зарубежья?

В бывших союзных республиках, потребность пересмотра и комплексной переоценки исторического прошлого, была усилена стремлением разрушить прежние "советские" идеологические установки. Как отмечал один видный узбекский этнолог:" Реализация этой важной задачи, обособленно, не несет каких бы то ни было разрушительных последствий для самой науки, напротив, - способствует ее конструктивному обновлению и укреплению".

Так ли это? Так ли необходимо выстраивать формулу: идеология=история?

На практике мы получили поэтапный распад единой советской научной исторической школы, при сохранении общей методологической и инструментальной базы исследований. Образно говоря - мы вышли все из одной "Шинели" советского источниковедения, историографии, теории исторического исследования. А что до новых трендов, то поколение ученых, получившее историческое образование в западных вузах еще только вступает на университетские кафедры.

Фактор второй - для новых независимых государств стала реальностью необходимость создания принципиально новых концепций истории независимых государств после 1991 года, формирования новых национальных мифов, для чего, как оказалось, необходимо было описать внешнюю, враждебную систему в роли которой стала выступать Российская империя и Советский Союз.

В некоторых странах эта тенденция наиболее ярко проявилась в 90- е годы, а затем, постепенно, сошла на нет. В других, 2000-е проходят, напротив, под знаком обостренного расставания с общим историческим прошлым - классический пример Украина.

Наконец, от пересмотра истории имперского периода страны СНГ переходят к созданию необходимой "глубины" исторического процесса, переписывая историю до вхождения в состав России или СССР, что приводит к возникновению "исторических войн" уже не с Россией, а со своими соседями по региону.

Еще один фактор - искусственное изменение вектора исторического развития, что наиболее типично для современной украинской историографии - теперь национальная история генетически связанна с европейским процессом, в самом широком значении - с новым (старым) цивилизационным выбором.

Более того, процесс пошел вширь и вглубь - из кабинетов ученых и вузовских аудиторий в школьные классы, поскольку большинство "новых концепций" воплотились в материалы учебников и это территория на которой соединятся общественное мнение ближайших десятилетий и история как инструмент формирования этого мнения. Ибо школьникам, не имеющим опыта советского "общежития" просто не с чем сверять информацию, которую дают учебники по истории. Спустя несколько лет эта тенденция воплотится в негативном восприятии "образа России", причем я говорю не только об Украине или Прибалтике, но и о тех странах, которые сейчас рассматриваются как союзники нашей страны.

Я согласен с господином Мироненко - coздавая образ России, историки стран СНГ сосредотачивают внимание - свое и читателя - на имперском политическом классе, пародоксальным образом возрождая концепцию Карамзина - история России как история самодержавия. В результате пространство для научной дискуссии искусственно сужается, поскольку вся полемика идет в рамках советского и антисоветского подходов. Никакой альтернативной линии, существующей вне рамок той или иной политики и идеологии, не существует.

В целом, я высоко оцениваю работу наших казахстанских коллег, но хочу привести развернутую цитату российско-казахстанского историка, если так можно выразиться, профессора МГУ Д.Аманжоловой: "Образ России в современных казахстанских учебниках и научной литературе стал более сложным и многогранным: отмечаются не только бескорыстное желание "старшего брата" помогать окраинным народам Российской империи, но и холодный прагматический расчет, и игнорирование особенностей и интересов самих "младших братьев", в данном случае казахов. Усилился акцент на негативных последствиях российского влияния на традиционное общество в каждый отдельно взятый период. Вообще, тема предвзятости "Центра" по отношению к Казахстану и нежелания Центра предоставить политическую независимость республике стала весьма важно в изложении ряда авторов. Аналогичные подходы можно наблюдать и в узбекской историографии".

Но на практике получается, что дискурс формируют не историки, но политики. Мои узбекские коллеги часто приводят слова Президента И.А.Каримова: «История становится подлинным воспитателем нации. Деяния и подвиги великих предков пробуждают историческую память, формируют новое гражданское сознание, становятся источником нравственного воспитания и подражания». Абсолютно справедливые слова, если только не строить новую историческую науку на принципах противопоставления.

А вот как трактует президентскую установку профессор Дониеров: "Что касается объективности исторической науки, то она достигается за счет сочетания исторической памяти нации с текущим политическим моментом, а также восприятия прошлого с точки зрения изучаемой эпохи, но через призму современности. Именно это сочетание, казалось бы, противоположных начал и является основополагающим критерием истинности, и объективности научно-исторической мысли.

Разумеется, это не означает, что историческая наука может быть свободной от идеологии конкретного периода истории, поскольку идеология в сути своей является мировоззренческим субстратом текущего момента. Социальный заказ - суть проявление идеологии, а смысл и назначение исторической науки с точки зрения переживаемой эпохи состоит в творческом развитии идеологических конструктов".

Насчет идеологических конструктов - с точки зрения казахстанских авторов главные проблемы, на которых следует акцентировать внимание современным историкам - Sic -Ход и причины завоевания Казахстана Российской империей, ход революции 1917 года и процесс установления советской власти в Казахстане, процесс казхской эмиграции, рассмотрение с новых позиций участия казахстанцев в Великой Отечественной войне, научный анализ становления независимого Казахстана, итд.

Показательный список.

Как я уже отмечал выше, большинство национальных исторических научных школ все еще остаются с нами в общем историческом пространстве. Методология и методика исследования достались из общего наследства советских времен. Но новая идеология национально-государственного строительства настолько глубоко проникла в ткань содержательной стороны исторических исследований, что мы и правда начинаем разговаривать на разных языках. Не только Россия и все остальные. Всмотритесь внимательнее, список оппонентов разрастается - таджики и узбеки, узбеки и кыргызы, прибалты и белорусы.

Возможно, транзитный период в развитии исторической науки завершится с окончанием политического транзита. Но следует помнить, что к этому моменту фундаментальной основой идеологии национальных государств может стать историческая концепция, основанная на отрицании, а не на объективном осмыслении общего прошлого.

Теги: Казахстан

Поделиться: