Т. Манасян: Что мешает разрешению нагорно-карабахской проблемы?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Именно вышеперечисленное является динамитом, который взорвался в конце 1980-х гг., когда экономические (а как следствие) и политические кризисные явления дали о себе знать не понаслышке. Сегодня же за неимением сильных политических и авторитетных личностей в Грузии, Азербайджане и Армении ситуация к лучшему не меняется. Если взять в качестве примера Нагорно-карабахский конфликт, то его разрешению мешают алчность и близорукость некоторых высших чиновников, а также неясная и переменчивая позиция крупнейших мировых держав, не желающих следовать по консенсусному пути.
Т. Манасян: Что мешает разрешению нагорно-карабахской проблемы?

Что мешает разрешению нагорно-карабахской проблемы?

Кавказ испокон веков оставался зоной весьма нестабильной и взрывоопасной. К сегодняшнему дню в этом регионе накопилось сразу четыре межэтнических конфликта, приведших к кровопролитиям в течение всего постсоветского периода. Во времена российской империи эти конфликты также имели место, однако был совершенно иной размах. Были мелкие стачки, в основном подогреваемые «сверху». В советскую эпоху велась относительно корректная национальная политика, т.к. суть доктрины ВКП(б) заключалась в сохранении мира между народами и создании условий, при которых этносы могли бы спокойно сосуществовать. На определенное время Советский Союз добился этого симбиоза, но слабое звено заключалось в том, что он был рассчитан на вечный расцвет государства, однако в тяжелые экономические и политические времена система и ее постулаты рухнули как «карточный домик».

Этому есть несколько логичных объяснений. Самая основная причина состоит в том, что на протяжении тысячелетий на крошечной территории Кавказа проживало и проживает несколько десятков народностей и этносов. Кроме того, население делится по конфессиональному принципу, что также во времена экономических трудностей может привести к обострению межнационального общения. Если сюда же добавить исторические не всегда радостные для определенных кавказских народов события, то картина еще более разукрасится.

Именно вышеперечисленное является динамитом, который взорвался в конце 1980-х гг., когда экономические (а как следствие) и политические кризисные явления дали о себе знать не понаслышке. Сегодня же за неимением сильных политических и авторитетных личностей в Грузии, Азербайджане и Армении ситуация к лучшему не меняется. Если взять в качестве примера Нагорно-карабахский конфликт, то его разрешению мешают алчность и близорукость некоторых высших чиновников, а также неясная и переменчивая позиция крупнейших мировых держав, не желающих следовать по консенсусному пути.

Недавно в Праге состоялась очередная встреча президентов Армении и Азербайджана С. Саргсяна и И. Алиева соответственно. Это очередная уникальная встреча лидеров фактически воюющих стран стала многообещающей, т.к. оба президента выглядели бодрыми и удовлетворенными. По крайней мере их заявления СМИ выглядели весьма конструктивными и внушающими определенные надежды, хотя опять же ничего конкретного сделано не было.

Вдобавок, на днях ряд СМИ сделали заявление о том, что «Армения начала оказывать негативное давление на ход мирного процесса» по Карабаху. По их словам, со дня прихода к власти нового человека в Армении, стороны «не продвинулись даже на йоту». Здесь возможны два объяснения. Во-первых, как нам известно, именно президент Саргсян (т.е. последний на сей день президент, а не его предшественники) подписал документ, который по своей значимости не уступает Бишкекскому соглашению. Речь идет о московской декларации от 2 ноября 2008 г., закрепившей официально возможность только мирного разрешения всех конфликтных ситуаций, связанных с Нагорным Карабахом. Ни один из двух предыдущих глав армянского государства и не был близок к подобного рода действиям по разным причинам и обстоятельствам. Однако уже само наличие декларации, провозглашающей мирное разрешение конфликта, постоянные скорые встречи президентов и их положительный настрой вряд ли говорит в пользу министра иностранных дел Азербайджана.

Во-вторых, возможны определенные отклонения азербайджанской стороны от взятого ранее курса.

Самым правдоподобным представляется вариант, где все эти составляющие имеют место, но по всей видимости, в преддверие новой встречи Алиева-Саргсяна в Санкт-Петербурге, стороны вряд ли осознанно будут желать усугубления и без того не простых взаимоотношений. Ходили даже слухи, что президенты договорились об определенных позициях будущего статуса карабахских и прилегающих к нему территорий, но они не подкреплены фактами, поэтому всерьез воспринимать подобные заявления не стоит.

Вполне вероятно, что этот конфликт подойдет к своему логическому мирному завершению уже в ближайшие годы. Позволяю себе такие слова, принимая во внимание, глобальную региональную реконструкцию. На протяжении долгих лет сохранялась так называемая ось или союз Анкара-Баку (а главы этих государств позволяли себе даже называть друг друга словами «близкий друг» и даже «брат», что говорит о крайне дружелюбных, «братских» отношениях Азербайджана и Турции). Однако, со временем многое изменилось. Вскоре после августовских событий, мирового экономического кризиса и некоторых других факторов, начавшихся задолго до 2008 г., баланс сил в регионе кардинально изменился. Роль США снизилась, усилились позиции РФ и Турции, а также Ирана, которые в ближайшие годы будут вынуждены вместе взять на себя ответственность за стабильность и развитие Южного Кавказа.

Турция, игравшая роль сторонника Баку по вопросам, связанным с Арменией, сегодня уже не может позволить себе необдуманных шагов. У Анкары появилось множество новых проблем и первоочередная из них - вопрос о геноциде армян, учиненный младотурецким правительством. Кроме того, существуют неразрешенные вопросы по открытию границы с Арменией. Скорее всего, на подобные разговоры Анкару подтолкнула американская администрации Б. Обамы, который грозился признать геноцид армян, в случае, если Турция не откроет в ближайшее время границу с Ереваном. И сразу же, после того, как прошло 24 апреля, и Обама не произнес не желаемых Анкарой слов, Турция вновь притормозила этот процесс, хотя его уже не повернуть вспять, т.к. слишком много козырей появляется в руках ЕС, который в свою очередь не горит желанием принимать евразийское государство в свое лоно.

На сегодня становится очевидным, если Анкара хочет вступить в единую европейскую семью и не хочет осложнений с Западом, ей придется волей, не волей несколько пересмотреть свои отношения с Баку. Турция по сути уже дала понять, что определенные изменения ее внешняя политика претерпела. Во-первых, еще год назад казалось немыслимым посещение главой турецкого государства Армении. Однако это случилось 6 сентября 2008 г. Позже произошло еще несколько встреч турецких и армянских дипломатов, на которых стороны пришли к согласию по нормализации отношений и открытии границы в скором времени.

Здесь также имеет значение позиция влиятельнейших стран США, ЕС и России, которые единым фронтом выступают за нормализацию армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношений. Принимая во внимание также тяжелое экономическое положение, в котором оказалась также Турция, можно предположить, что сейчас для Анкары будет более логичным не идти на рожон и постараться ускорить сближение с соседом.

Азербайджан также понимает всю изменчивость ситуации. Поэтому рассчитывать на Турцию и ее поддержку в вопросе о Карабахе в данной ситуации будет не очень логичным. Посему, есть вероятность, что под большим вниманием и усердием крупных держав в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, возможен сценарий относительно скорого выхода из кризисной ситуации мирным дипломатическим путем.

Стороны должны прийти к компромиссу, т.е. решению, которое будет принято вследствие определенных уступок с обеих сторон и которое удовлетворит и Армению, и Азербайджан, и саму Нагорно-карабахскую республику. Самым справедливым, на мой взгляд, будет создание независимого карабахского государства, со смешанным составом населения, как это было до 80-х гг. прошлого века. Однако, в свою очередь Армении придется отойти на позиции советских времен, а Азербайджану - согласиться на передачу НКР двух стратегических точек (Лачинского коридора и города Шуша), т.к. в противном случае у Армении не будет общей границы со Степанакертом.

Некоторые недальновидные и некомпетентные люди считают, что азербайджанцы и армяне не в состоянии мирно уживаться, однако подобные высказывание более чем безосновательны, если не глупы. Вспомним времена СССР, когда в Армянской ССР жило около полумиллиона азербайджанцев, а в Азербайджанской ССР - около миллиона армян. Не говоря о том, что в самом Карабахе жили и те, и другие, не зная каких-либо конфликтов на национальной почве. Если взять современность, то взглянем на ситуацию в Берлине, Амстердаме, Париже, Москве или любом другом городе, где проживают кавказские диаспоры. Ни в одном из них не наблюдалось и не наблюдается до сих пор столкновений между азербайджанцами и армянами. К примеру, на рынках ежедневно работают тысячи армян и азербайджанцев, которые не только не конфликтуют, но даже сотрудничают во благо своих семей и близких.

Не вызывает никаких сомнений, что при условии создания независимого Карабахского государства и определенной пропагандистской линии в республику вновь вернутся беженцы и вновь наладится нормальный добрососедский диалог между давними соседями азербайджанским и армянским народами.

Вестник Кавказа

Поделиться: