А.Матвеев: Андижанские события - возможно ли их повторение?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Прошло уже более четырех лет с того времени, когда в узбекском Андижане была предпринята попытка государственного переворота. Различные организации и страны по-разному трактуют данные события.По данным узбекских властей, в ночь на 13 мая 2005 года и в течение следующего дня в Андижане был совершен вооруженный захват тюрьмы и ряда правительственных зданий. В ходе нападения хорошо организованных боевиков 12 работников правоохранительных органов были убиты, захвачено 334 единицы оружия. Правоохранительные органы Узбекистана сообщали, что террористы взяли в заложники в общей сложности 70 человек, 15 заложников были убиты. Позже в Андижан ввели войска, которые ценой значительных усилий расправились с мятежниками. По официальным данным, в ходе андижанских событий погибли 187 человек.
А.Матвеев: Андижанские события - возможно ли их повторение?

ВО ВСЕХ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ СТРАНАХ СНГ В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ МЕРЕ СУЩЕСТВУЮТ ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ МЯТЕЖЕЙ И ВОЕННЫХ ПУТЧЕЙ Прошло уже более четырех лет с того времени, когда в узбекском Андижане была предпринята попытка государственного переворота. Различные организации и страны по-разному трактуют данные события. По данным узбекских властей, в ночь на 13 мая 2005 года и в течение следующего дня в Андижане был совершен вооруженный захват тюрьмы и ряда правительственных зданий. В ходе нападения хорошо организованных боевиков 12 работников правоохранительных органов были убиты, захвачено 334 единицы оружия. Правоохранительные органы Узбекистана сообщали, что террористы взяли в заложники в общей сложности 70 человек, 15 заложников были убиты. Позже в Андижан ввели войска, которые ценой значительных усилий расправились с мятежниками. По официальным данным, в ходе андижанских событий погибли 187 человек. У узбекской оппозиции и правозащитников, а также у руководства США и стран Запада существует другая версия этих событий. Отмечается, что погибли не менее 700 человек, причем большинство из них безоружные граждане, пришедшие на митинг к захваченному мятежниками зданию. Как утверждают оппоненты президента Ислама Каримова, военные расстреливали всех без разбора, в том числе женщин и детей. Российское руководство одно из немногих поддержало жесткие действия Ислама Каримова. В Москве не исключают, что кровавые события в Ферганской долине были организованы из-за рубежа и в захвате тюрьмы участвовали боевики и исламские экстремисты из других стран. После мятежа Узбекистан потребовал вывода военно-воздушной базы США "Ханабад" со своей территории, были резко свернуты все его отношения со странами Запада и Ислам Каримов восстановил свое участие в Организации Договора о коллективной безопасности. Казалось бы, нынешний узбекский лидер сделал все, чтобы андижанские события не повторились. А образование в составе ОДКБ Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) гарантирует Узбекистану и другим странам коллективную оборону от экстремистов и внешней экспансии. Однако не факт, что в этой стране, а также в других центральноазиатских странах вновь невозможен вооруженный мятеж и волнения простого народа. Страны ЦА имеют схожие специфические проблемы - экономические (ВВП Киргизии и Таджикистана самый маленький в СНГ), демографические (Узбекистан), социально-политические (все страны ЦА). Их развитие обременено возможностью экспорта нестабильности из Афганистана и стремлением США и НАТО подчинить руководство этих стран своим интересам, в том числе и путем насаждения марионеточных режимов. Это, конечно, противоречит интересам РФ. Поэтому анализ на эту тему представляется весьма актуальным. Какими могут быть предпосылки возникновения антиправительственных выступлений в странах ЦА? Каковы их возможные масштабы? Насколько руководство государств способно их ликвидировать и способно ли? Попытаемся ответить на эти и другие вопросы, которые характеризуют нынешнюю социальную и военно-политическую обстановку в государствах ЦА. На наш взгляд, относительно большая вероятность острого конфликта между народом и властями существует практически во всех странах ЦА. В первую очередь такой вывод можно объяснить последствиями мирового экономического кризиса. Особенно этот кризис может ударить и ударяет по многонаселенному Узбекистану. Ведь в этой стране проживают более 27 млн человек. Низкий уровень жизни населения и уменьшение возможности найти работу в Казахстане и России усиливают социальную напряженность, особенно в Ферганской долине. Здесь плотность населения одна из самых больших в Центральной Азии. Другая объективная предпосылка возможного мятежа - известный авторитаризм руководства почти всех республик, при этом коррупция, клановость, кумовство, моноэтнические армии и правоохранительные органы - все это при определенных условиях (стихийных бедствиях, выступлениях народа, масштабных терактах и т. п.) может значительно ослабить дееспособность властей. Очень действенной предпосылкой мятежа может служить и наличие практически в каждой республике подпольных радикальных исламистских группировок, ставящих целью свержение "светских режимов" и построение на территории ЦА общего исламского государства - халифата. Об этом, к примеру, говорит Госдепартамент США в своем докладе о терроризме за 2008 год. Сообщается о нарастании угрозы, исходящей от исламских вооруженных группировок, действующих в Центральной Азии, особенно в киргизской и таджикской частях Ферганской долины. В частности, в докладе отмечается, что в период с 2006 по 2008 год в Киргизии с пяти до пятнадцати тысяч человек выросла численность организации "Хизб ут-Тахрир", которая провозгласила своей целью "создание единого теократического государства всего исламского мира". Члены этой группировки проживают преимущественно на юге Киргизии, в районах компактного проживания этнических узбеков, но "организация получает все большее распространение и на севере страны", отмечается в документе. "Киргизские власти сообщают о росте поддержки организации населением и расширении ее влияния", - делают выводы американские аналитики. Они отмечают, что в регионе активно действовали сторонники таких террористических организаций, как "Исламская группа джихад", "Исламское движение Узбекистана" (ИДУ), связанное с "Исламским движением Восточного Туркестана" и прочие принадлежащие к "Аль-Каиде" группировки. Действия террористических организаций региона по-прежнему были направлены против правительства Узбекистана и западных интересов. В Таджикистане также действует некое число членов организации "Хизб ут-Тахрир", главным образом в северной части страны, а также другие исламистские группировки, включая "Аль-Каиду", говорится в отчете. Американские аналитики заявляют, что угроза волнений и различных террористических актов в наименьшей степени может проявиться в Казахстане и Туркмении. Мол, в Казахстане с этим активно борются, а в Туркмении "правоохранительные и силовые структуры осуществляют строжайший контроль над всеми аспектами жизни общества, делая маловероятной возможность использования террористами территории страны в качестве безопасного прибежища". С такими выводами можно согласиться лишь отчасти. И в Казахстане, и в Туркмении, а также за их пределами существуют политические силы, стремящиеся прийти к власти. Не исключено, что эта задача может быть подкреплена наличием подпольных организаций среди силовиков, ставящих целью физическое устранение национальных лидеров этих стран. Подобные факты уже всплывали и в Казахстане, и в Туркмении, в странах, где экономика зависит от экспорта энергоресурсов. Там происходит удорожание продуктов, растет социальная напряженность. Это тоже при определенных условиях может быть дополнительным фактором для проявления массового недовольства и даже мятежа. В этих условиях весьма важно участие России в проведении мероприятий, препятствующих ослаблению существующей власти в государствах Центральной Азии. Необходимы координация спецслужб России и стран ЦА, разведка и организация ими мер по сплочению здоровых сил в центральноазиатских государствах и мусульманском обществе СНГ в целом. Алексей МАТВЕЕВ №20 (286) 27 мая - 2 июня 2009 года

Источник - Военно-промышленный курьер

Поделиться: