Таможенный Союз и перспективы развития интеграционных процессов в СНГ.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Уважаемые организаторы конференции. Я благодарен за возможность принять участие в столь представительном форуме. Проблемы интеграции, экономического взаимодействия на постсоветском пространстве, на мой взгляд, являются ключевым сюжетом в контексте тактическом и стратегическом. С одной стороны, это механизм коллективного противодействия кризисным явлениям в мировой экономике, с другой, определение перспективы движения в XXI столетие, поскольку в эпоху мировой глобализации, интеграция региональная - закономерный и объективный процесс.
Таможенный Союз и перспективы развития интеграционных процессов в СНГ.

Исмаил Агакишиев.

Таможенный Союз и перспективы развития интеграционных процессов в СНГ.

Уважаемые организаторы конференции. Я благодарен за возможность принять участие в столь представительном форуме. Проблемы интеграции, экономического взаимодействия на постсоветском пространстве, на мой взгляд, являются ключевым сюжетом в контексте тактическом и стратегическом. С одной стороны, это механизм коллективного противодействия кризисным явлениям в мировой экономике, с другой, определение перспективы движения в XXI столетие, поскольку в эпоху мировой глобализации, интеграция региональная - закономерный и объективный процесс.

В начале 90-х сразу после распада большого государства СССР среди интеллигенции бытовало мнение, что из экономического кризиса ставшие бывшими союзные республики могут выйти, только реализуя совместные экономические проекты. В качестве мотивации таких рассуждений приводилось наличие интегрированной экономической системы, сформированной за десятилетия нахождения в одной стране. Естественно это система нуждалось в реформировании, но многие экономисты были уверены в том, что ее ни в коем случае нельзя было разрушать.

В идеале такой вариант развития событий мог бы стать более быстрым и безболезненным путем. Одним из первых за это выступил президент Казахстана Н.Назарбаев. Но, к сожалению, это идея не была поддержана всеми руководителями республик. В то время большинству более правильным казалось отстранение от общего союза и самостоятельное развитие. Это, по их мнению, было единственно верным и быстрым прыжком в экономический рай. Но, на наш взгляд, это было ошибкой, с обратным эффектом и негативными результатами. И чем раньше республики постсоветского пространства откажутся от такого подхода, тем эффективнее будет реализованы поставленные экономические задачи, обеспечивающие экономической рост всех этих странах в целом.

Таможенный Союз стал не политической декларацией, а экономической необходимостью. Президент Дмитрий Медведев подписал закон «О ратификации договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза», принятый Госдумой 8 октября 2008 года и одобренный Советом Федерации 15 октября 2008 года. Таможенный Союз это шаг будущего единого экономического пространства и представляет собой форму торгово-экономической интеграции. Он предусматривает единую таможенную территорию, где в отношении взаимной торговли не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Предпосылки расширения этого союза возложены в основных правилах руководства этим органом.

Функциями высшего органа Таможенного Союза наделен межгосударственный совет ЕврАзЭС. Решения по вопросам его функционирования принимаются представителями стран-участников Союза, тогда как остальные имеют право совещательного голоса. Нас, бывших граждан СССР, всегда тяготили административные границы между бывшими братскими государствами, ставшими общим жизненным пространством для наших народов. По условиям Таможенного Союза, административные границы между государствами, подписавшими соглашение о вхождении в новую формацию, должны быть удалены.

В заключении можно отметить, что этот документ является историческим и значение его станет еще более весомым после включения в этот Союз не только стран Центральной Азии, но и потенциально Южного Кавказа. По нашему мнению, такой поворот событий может иметь место. Таможенный Союз - может стать также неким подготовительным этапом для безболезненного вхождения оставшихся стран СНГ во Всемирную Торговую Организацию.

Движение от зоны свободной торговли к Таможенному Союзу - показатель того, что политические элиты трех стран хорошо усвоили уроки 90-х, когда разрушение прежней системы единых хозяйственных связей определило целый комплекс вызовов и рисков, на преодоление которых потребовалось десятилетие поисков новых решений.

Фундаментом развития интеграционных процессов являются российско-казахстанские отношения. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев последовательно выступал за развитие совместных проектов на равноправной, взаимовыгодной основе, что, на мой взгляд, и является практическим воплощением евразийской идеи на качественно новом уровне.

ЕврАзЭС за последние годы вошел в десятку крупнейших интеграционных объединений, и для более четкого позиционирования по отношению к другим главным интеграционным структурам ему не хватало именно такого прорывного проекта, в котором четко просматривалось прагматичное распределение ролей между участниками, разветвленная структура, разработанная правовая база.

Одно из главных условий функционирования Таможенного Союза - равные условия для конкуренции. Именно эта позиция может стать привлекательной для развития интеграционных проектов в рамках ЕврАзЭС и для тех государств, которые в настоящий момент не являются членами этой организации или же не в полной мере готовы выйти на новый уровень взаимодействия.

Примечательно, что на недавней встрече в Астане была принята Стратегия экономического развития СНГ, в разработке которой приняли участие государства, которые прежде достаточно скептически относились к "встраиванию" в совместные интеграционные проекты. Четко обозначены наиболее перспективные сферы взаимовыгодного взаимодействия: энергетика, транспорт, продовольственная безопасность.

Планируется разработать и заключить новый договор о зоне свободной торговли, следовательно, расширить рынок сбыта, создать дополнительные рабочие места, повысить качество жизни граждан. Даже украинская стороны, которая традиционно скептически воспринимает любые интеграционные предложения со стороны ближайших партнеров, проявила глубокую заинтересованность в формировании этой стратегии.

Можно рассчитывать, что в ближайшей перспективе продолжится и расширение Таможенного Союза - Киргизия и Таджикистан, как мне кажется, потенциально к такому шагу готовы. Вопрос только в том, как на практике реализовать принципы разноуровневой и разноскоростной интеграции.

Для конецформыначалоформы Азербайджана также важно участвовать во всех тех экономических структурах, которые в конечном итоге способствовали бы улучшению экономической ситуации в самой стране, а в стратегической перспективе - интеграции экономических отношений со странами СНГ. Например, нет препятствий для подключения Азербайджана к тем антикризисным мерам, которые были приняты в рамках ЕврАзЭС.

В перспективе, в случае реализации поставленных задач, ЕврАзЭС может стать эталоном интеграционного объединения на постсоветском пространстве, но что самое важное - организацией, определяющей развитие огромного региона, ставшей центром притяжения для ряда сопредельных государств Евразии.

Завершить свое выступление я хотел бы, напомнив уважаемой аудитории слова Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева: "Три вещи: ЕврАзЭС, ШОС, СВМДА - являются тремя составляющими будущего евразийства. Я думаю и мечтаю о том, что эти организации объединятся. В конце концов, большая евразийская идея, единство евразийского континента обязательно победит". Возможно, что сейчас эта мысль кажется делом далекого будущего, но следует помнить, что контуры будущего прочерчиваются уже сейчас.

Спасибо за внимание.

Поделиться: