Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Таможенный Союз - ждать осталось недолго.

23.05.2009

Автор:

Теги:

26 мая 2009 года в г. Алматы прошла  международная научно-практической конференция "Перспективы создания Таможенного Союза (Россия Казахстан, Беларусь)".
Организаторами мероприятия выступают КазНУ, РГГУ,  Информационно-аналитический центр по изучению постсоветского пространства МГУ им. М.В. Ломоносова и Казахстанский филиал МГУ им.М.В. Ломоносова.

************************************************************************************

Таможенный Союз - ждать осталось недолго.

Уважаемые организаторы Конференции! Коллеги! Дамы и господа!

Долгий и напряженный труд близится к завершению. Как стало очевидно из выступлений официальных лиц на расширенном заседании Совета глав правительств стран-участниц СНГ в Астане, все остающиеся вопросы по созданию Таможенного Союза, в том числе по таможенным тарифам, буду согласованы до 9 июня, когда состоится встреча премьеров трех стран в Москве, а до конца года будут приняты необходимые международные договоры. С 1 января 2010 года три государства выходят на единое внутренне таможенное пространство. Прошло уже 14 лет с момента, когда Россия, Белоруссия, и Казахстан подписали первое соглашение о Таможенном Союзе.

Многолетняя работа, в основе которой лежал не только прагматичный расчет текущих выгод, но осознание глобальных интеграционных перспектив выходит на финишную прямую.

Вслед за действующим на пространстве ЕврАзЭС режимом свободной торговли Россия, Казахстан и Беларусь перемещаются на следующую стадию экономической интеграции.

Кроме того, реализация проекта должна способствовать преодолению кризиса и возобновлению экономического роста. Об этом на днях заявил премьер-министр России Владимир Путин во время встречи с премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым.

Трудно сказать, насколько быстро можно будет ощутить этот мультипликативный эффект, но ожидания велики не только у политических элит трех стран, но и субъектов хозяйственной деятельности, которые должны еще адаптироваться к новым реалиям.

Новый формат интеграции будет определяться следующими составляющими:

  • перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
  • устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;
  • унификация форм и методов сбора внешнеторговой статистики;
  • согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;
  • введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;
  • создание общей системы преференций.

Можно согласиться с генсеком ЕврАзЭС Т.Мансуровым - важнейшим элементом нового уровня развития интеграционных процессов становится создание наднационального органа - Комиссии Таможенного Союза. Действительно, раньше страны-члены организации противились созданию наднационального органа, соглашаясь только на координирующие структуры. Теперь же создана Комиссия, и предполагается, что ее решения будут обязательными для стран-членов Союза.

С чем связан столь долгий путь к согласию? Несомненно, со сложностью "увязки" деталей проекта, а также разным уровнем и разной направленностью развития национальных экономик трех стран. Это не только вопросы тарифов, а это 12 тыс. наименований товаров, но и механизмов взаимного контроля, создание единого страхового рынка, перечня товаров, защищенных от конкуренции с аналогичными, экспортируемыми из других стран СНГ. По последним данным, возможно представители ЕврАзЭС меня поправят, - с Россией Беларусь унифицировала более 90 процентов таможенных документов, около 60 процентов унифицированных документов казахстанская сторона имеет с Россией.

М. Головнин справедливо указал на те препятствия, которые необходимо было преодолеть при формировании согласованной позиции - "различия в экономической структуре стран ЕврАзЭС и, кстати, в том числе, сходства. Как это ни парадоксально звучит, эти сходства выступают сдерживающими факторами. Ведь многие страны ориентированы в своей экономике на производство товаров с низкой долей добавленной стоимости (добывающие производства, первичная переработка и т. п.), в которых на внешних рынках они выступают как конкуренты. С другой стороны, в России и Белоруссии есть достаточно развитые машиностроительные комплексы, которые они стараются оградить внутренними таможенными пошлинами, чтобы способствовать развитию национальных производителей".

Судя по осторожным формулировкам представителей ЕврАзЭС можно предположить, что вопрос согласования позиций продолжится и после официально заявленной даты, но при таком масштабном объеме согласований, это вполне очевидно и закономерно.

Еще один "горячий вопрос" - как быть со вступлением в ВТО? Возможный вариант ответа был обозначен еще в 2006 году, когда Серик Примбетов в одном из интервью отметил: "объединенные в единый Таможенный Союз экономики таких стран, как Беларусь, Россия и Казахстан, могли бы вести переговоры о вступлении в ВТО на значительно более выгодных условиях, чем сегодня". На днях эту идею вновь озвучили Т. Мансуров и И. Шувалов. По словам Шувалова, создание Таможенного союза не является противоречием вступлению России во Всемирную торговую организацию. "Вступление в ВТО не альтернатива процессам, связанным с созданием Таможенного союза. Мы их не разделяем и не делаем так, что "либо-либо", - отметил вице-премьер.

И, наконец, я бы хотел обратить ваше внимание на еще один важнейший момент. Позитивные моменты при формировании интеграционных связей очевидны не только на уровне политических деклараций, но и в реальных экономических практиках. Другой вопрос: на какой идеологической основе строится многосторонняя интеграция? Успешность экономического взаимодействия - это ведь только один из инструментов сотрудничества на постсоветском пространстве. Можно ли рассматривать достигнутые успехи вне контекста глобальной интеграционной идеи? Полагаю, что такой подход будет поверхностным.
Вне четкой и ясной идеологии интеграционных проектов, существующие механизмы взаимодействия не смогут эффективно работать в стратегической перспективе. Кроме того, следует помнить, что многосторонняя экономическая интеграция - это только основа, на которой формируются проекты политического и социо-культурного взаимодействия. Другой вопрос: можно ли внятно сформулировать эту идею? То, что она необходима, сомнений нет.

Необходимо помнить - ключевая идея создания таможенного союза - это снижение таможенных барьеров во взаимной торговле между странами-участниками. Но этот шаг - по цепочке ведет к дальнейшему развитию интеграционного импульса. Однако реальные темпы дальнейшего развития интеграционных процессов, его конкретные формы и масштабы будут во многом зависеть как от объективных условий - экономической ситуации в странах, так и от субъективных факторов - политической воли лидеров государств к полноценному объединению. У политических лидеров России, Казахстана и Беларуси такое стремление есть. "Интеграция - это спасение от кризиса" - отметил Н.А. Назарбаев в одном из недавних выступлений. Теперь эти стратегические начертания обрели реальную форму.

Казахстан и Россия становятся локомотивами интеграционных процессов на пространстве СНГ. Решение о скорейшем создании Таможенного Союза - это мера, соответствующая потребностям нынешнего сложного времени. Интеграция, соединение усилий евразийских партнеров - не политическая прихоть, а осознанная необходимость, к которой кризис, хотим мы этого или нет, объективно подталкивает не только Россию и Казахстан, но и другие постсоветские страны.

В этом контексте я бы хотел напомнить о предложенном Назарбаевым "Плане радикального обновления" в условиях всемирного финансового кризиса, озвученном в статье "Ключи от Кризиса". Речь идет об определении контуров посткризисной реальности в политической, экономической, социальной сферах. Президент Казахстана предлагает мировым лидерам определиться с новыми подходами, подчеркивает необходимость скорейшего формирования новой философии развития мировой экономики. Эгоизм, как формат взаимодействия абсолютно неприемлем - главный вывод Нурсултана Назарбаева.

Готовы ли мировые лидеры солидарно работать над формированием новых правил игры для посткризисной реальности? В этом как раз и состоит главная цель предложений Нурсултана Назарбаева - побудить к диалогу, расширению пространства взаимного доверия, открыть «окна» интеграционного взаимодействия.

 

 

Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение