Имидж России в Казахстане: кто боится скинхедов?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Россия и русский народ обладают высокой религиозно-культурной толерантностью. Стереотип почти полностью уничтожен проявлениями ксенофобии по отношению к иммигрантам с Кавказа и Центральной Азии. Многие в Казахстане открыто проявляют беспокойство в отношении безопасности студентов-казахов в Москве. И это при том, что конфликты с участием казахстанской молодежи в российских мегаполисах носили единичный характер. Важно, кстати, другое - нужно понимать, что это не только результат информационной кампании, но и отражение абсолютно реальной, болезненной проблемы. Не вычистив "авгиевы конюшни", мы не сможем претендовать на высокий уровень привлекательности для друзей и партнеров.
Имидж России в Казахстане: кто боится скинхедов?

Алексей Власов.

Выступление Алексея Власова на круглом столе "Имидж России и пути его продвижения за рубежом",в рамках Фестиваля "Дни PR в Москве"

Сегодня мы собрались для того, чтобы ответить на два одинаково важных вопроса: что? и как? Что именно мы собираемся продвигать в качестве позитивного образа России на постсоветском пространстве? Как, с помощью каких инструментов эта задача может быть реализована?

Мне кажется, что в последнее время, по крайней мере, на политологических «тусовках» преобладают рассуждения о механизмах. Возможно, следовало бы обратить гораздо большее внимание на первую составляющую, какую Россию мы "подаем" нашим ближайшим соседям и партнерам?

Вопрос об имидже страны часто воспринимается как тема, на которой можно заработать много денег тем, кто ей профессионально занимается, но практического толка для государственных интересов от нее мало кто ожидает. В самом деле, сколько бы средств не тратили американцы на продвижение "позитивного образа страны", антиамериканизм в мире идет явно по нарастающей. Правда, Вашингтон имеет иные рычаги влияния - "ценностные" ориентиры, через которые возможно приобщение народов, находящихся «во тьме», к "истинному свету" демократии. Нам же этого фундамента явно не хватает.

Я был одним из участников подготовки доклада для «Государственного клуба» в 2007 году, когда перед нами ставилась задача выявить ключевые стереотипы, с которыми может быть связан позитивный образ России в Центральной Азии. Насколько я помню, перечень системных элементов "светлого образа" РФ выглядел примерно так:

Россия - самая большая в мире по территории и очень богатая природными ресурсами страна. Действие стереотипа противоречиво. Он порождает как уважение к нашей стране, желание установить с ней более близкие отношения, так и иждивенческие настроения по отношению к РФ.

Россия - мощное государство, оказывающее большое влияние на мировые процессы. Уровень влияния падает. Дань "советской" традиции. Или же вызывает ассоциативный ряд с энергетической дубиной "Газпрома".

Россия - страна высокой культуры, науки, искусства. Наибольшое влияние для Казахстана и других стран региона, которые все еще существуют в российско-советском культурном пространстве. В тоже время актуальность для молодежной аудитории в значительной мере утрачена.

Россия и русский народ обладают высокой религиозно-культурной толерантностью. Стереотип почти полностью уничтожен проявлениями ксенофобии по отношению к иммигрантам с Кавказа и Центральной Азии. Многие в Казахстане открыто проявляют беспокойство в отношении безопасности студентов-казахов в Москве. И это при том, что конфликты с участием казахстанской молодежи в российских мегаполисах носили единичный характер. Важно, кстати, другое - нужно понимать, что это не только результат информационной кампании, но и отражение абсолютно реальной, болезненной проблемы. Не «вычистив авгиевы конюшни», мы не сможем претендовать на высокий уровень привлекательности для друзей и партнеров.

Россия - противовес полному господству США и Запада. Стереотип работает, но только в "антизападной" среде, которая в том же Казахстане объективно сужается. Экстенсивный формат. В несколько иной интерпретации -Россия намного ближе (не только территориально, но и культурно, а также по экономическим, политическим и социальным институтам) к постсоветскому пространству, чем другие великие мировые державы. Этот стереотип достаточно широко распространен по всему постсоветскому пространству. Нужно работать в режиме "о себе", а не только критикуя конкурентов.

Россия - наследница всего позитивного, что было в прошлой совместной жизни постсоветских народов. Этот стереотип, в основном, сохраняет свою значимость для людей старшего поколения, а также для людей с левыми (коммунистическими) убеждениями. Следует учитывать, что в ряде стран региона против нас работает не только западный агитпроп, но, прежде всего, новый национализм. Любой возникающий национализм должен быть направлен против какого-то внешнего врага («негативного интегратора»), который используется для объединения, интеграции новой нации. К сожалению, есть страны, для которых объектом такой «интеграции против» является Россия как бывший имперский центр.

Репутация России на постсоветском пространстве противоречива. Ее повышает высокая оценка научной и культурной элиты и резко понижает низкая оценка бизнес-элиты, а также противоречивые оценки политической элиты. К сожалению, репутационная стратегия России, как в мире в целом, так и на постсоветском пространстве в частности, в настоящее время практически отсутствует.

Для современной России необходима разработка стратегии репутационного менеджмента. В отношениях с нашим главным евразийским партнером это не просто задача будущего, а насущная потребность сегодняшнего дня.

На одном из интернет-форумов я встретил любопытный диагноз в отношении системы связей РК-РФ - "Казахстан хотел бы видеть в России друга, потому что кроме родства "культурного" существует и родство духовное. К сожалению, пока считать Россию в полном смысле другом не получается, т.к. Россия все еще мучается рядом фантомных болей в отношении постсоветского пространства, включая Казахстан. Если бы Россия смогла перешагнуть через это свое ограничение в вопросе восприятия Казахстана, как другого, отдельного от нее, но чрезвычайно близкого государства и народа, то она бы имела в лице Казахстана настоящего и искреннего друга, который - возникни в том необходимость - мог бы и рубаху последнюю за нее отдать".

К этим словам надо прислушаться. Вопрос только кому надо? Ибо если попытаться ответить на вопросы: кто формирует задачи продвижения позитивного образа России, кто инициирует и направляет деятельность СМИ, образовательных структур, НПО, кто аккумулирует общий потенциал культуры для эффективного и грамотного применения в пространстве СНГ, то окажется, что ответ вполне очевиден: такой структуры нет, подобный единый штаб принятия решений отсутствует.

Очевидно, что это и есть главная задача - для начала сформировать единый центр принятия решений и прописать единую стратегию, использовав, кстати, опыт наших казахстанских партнеров. Вот уж в чем, действительно, есть необходимость поучиться у Нурсултана Назарбаева.

Спасибо за внимание.

Поделиться: