НДП «Нур Отан»: очередные решения внеочередного съезда

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Аналогия в выступлении президента на съезде и в рамках Послания прослеживается также по степени ожидания их широкой общественностью и по его результатам. И то, и другое событие ждала буквальна вся страна. А в результате ничего принципиально нового на них не было предложено. Все фактически ограничилось уточнением и дополнением ранее принятых программ и планов по выходу из кризиса.Данное обстоятельство может свидетельствовать либо о наличии четко выверенной стратегии в правильности, которой убеждено руководство страны, либо об отсутствии новых идей и механизмов для преодоления кризисных явлений.Несколько новым оказался лишь акцент на посткризисное развитие, который помимо начала с января 2010 года «пятилетки форсированного индустриально-инновационного развития» предполагает «усиление роли государственного планирования и стимулирования экономики».
НДП «Нур Отан»: очередные решения внеочередного съезда

Сергей Акимов, эксперт Центра актуальных исследований «Альтернатива»

Безусловно, что прошедший 15 мая в Астане XII внеочередной съезд Народно-демократической партии «Нур Отан» стал главным событием этого месяца в общественно-политической жизни Казахстана. Однако он не стал знаковым с точки зрения его влияния на дальнейшее развитие политической ситуации в республике.

Центральным событием на съезде стала речь президента страны Нурсултана Назарбаева. По своей содержательной части она была схожа с его мартовским Посланием народу Казахстана, особенно в части, касающейся кризиса и антикризисных мер.

Аналогия в выступлении президента на съезде и в рамках Послания прослеживается также по степени ожидания их широкой общественностью и по его результатам. И то, и другое событие ждала буквальна вся страна. А в результате ничего принципиально нового на них не было предложено. Все фактически ограничилось уточнением и дополнением ранее принятых программ и планов по выходу из кризиса.

Данное обстоятельство может свидетельствовать либо о наличии четко выверенной стратегии в правильности, которой убеждено руководство страны, либо об отсутствии новых идей и механизмов для преодоления кризисных явлений.

Несколько новым оказался лишь акцент на посткризисное развитие, который помимо начала с января 2010 года «пятилетки форсированного индустриально-инновационного развития» предполагает «усиление роли государственного планирования и стимулирования экономики».

В очередной раз был, подчеркнут исключительный статус партии «Нур Отан». В частности, аппарат партии был призван стать «мозговым центром», генерирующим идеи для руководства республики.

Определенная обоснованность в этом есть, поскольку президент РК является председателем «Нур Отана», правительство сформировано при согласовании с партией, а Мажилис Парламента и вовсе состоит исключительно из нуротановцев.

Между тем монополия на власть партии «Нур Отан» и ее исключительный статус ставят другие партии в неравное с ней положение. Кроме того, прозвучавшие поручения президента к правительству о диверсификации экономики именно на съезде этой партии свидетельствует о продолжении политики сращивания «Нур Отана» с системой государственной власти.

Высказанное главой государства поручение о разработке новой программы партии, рассчитанной до 2020 года, видимо, является способом демонстрации далеко идущих планов «Нур Отана» в качестве главной политической силы страны. Между тем складывается впечатление в том, что в данном случае был подан сигнал другим политическим силам с тем, что им не стоит надеяться на становление в качестве полноценных конкурентов «Нур Отана» как минимум до 2020. Однако нужно учитывать, что официально продолжительность мандатов действующих мажилисменов истекает в 2012 году. В этом смысле такой косвенный посыл нельзя назвать в полной мере политически корректным.

Ожидается также, что разработка новой программы будет способствовать укреплению имиджа партии в глазах электората в качестве долгосрочного проекта. Хотя, скорее всего, по своем содержательному наполнению этот документ будет написан в идеалистическом стиле, подобном Стратегии «Казахстан - 2030».

Вместе с тем основное отличие новой программы НДП «Нур Отан» вероятно будет заключаться в том, что в ней будет сделан акцент на посткризисное развитие. При удачной же реакции общества на эту программу со временем она может стать новым ориентиром для развития страны, каковыми были и в какой-то степени продолжают оставаться до сих пор та же Стратегия «Казахстан 2030» и Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

В целом же, итоги работы XII съезда «Нур Отана» не ознаменовались принятием каких-либо судьбоносных для жизни Казахстана и его политической элиты решений, включая возможную отставку действующего правительства. Не нашли своего подтверждения и активно муссируемые до этого слухи о смене первого заместителя партии. Такой расклад позволяет говорить об удовлетворенности президента действиями самой влиятельной партии страны и ее текущего руководителя Дархана Келетаева. Произошедшие же кадровые изменения в политсовете «Нур Отана» носят «косметический» характер и значительно не повлияют на работу и основные направления деятельности партии.

Направленность выступлений, прозвучавших на съезде, показывает, что именно партия «Нур Отан» продвигается на роль главной силы, борющейся с кризисом, посредством участия своих высокопоставленных членов в реализуемых антикризисных программах. Скорее всего, со стороны Нурсултана Назарбаева такой подход по отношению к собственной партии является проверкой. Правда, вне зависимости от результатов этой «проверки» статус партии все равно сохранится. Разве что в случае неудачного варианта развития дальнейших, постсъездовских событий виноватыми наверняка станут Дархан Келетаев и его команда.

Теги: Казахстан

Поделиться: