Виктор Бунге: Самая безнадежная из реформ.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Система образования в Казахстане в последнее время все более напоминает сейсмически опасную зону. Оставив спокойную и статусную должность посла в Российской Федерации Жансеит Туймебаев оказался в кипящей страстями академической среде. Если в течение 2007 года недовольством был охвачен профессорско-преподавательский корпус казахстанских вузов, обеспокоенный министерским курсом на укрупнение региональных структур, то к началу 2008 года небывалую активность стали проявлять студенты как провинциальных, так и столичных вузов, стипендиаты программы «Болашак» и вся «прогрессивная общественность», озабоченная качеством учебных пособий по истории и обществознанию.
Виктор Бунге: Самая безнадежная из реформ.

Система образования в Казахстане в последнее время все более напоминает сейсмически опасную зону. Оставив спокойную и статусную должность посла в Российской Федерации Жансеит Туймебаев оказался в кипящей страстями академической среде. Если в течение 2007 года недовольством был охвачен профессорско-преподавательский корпус казахстанских вузов, обеспокоенный министерским курсом на укрупнение региональных структур и закрытием "серых вузов", то к началу 2008 года небывалую активность стали проявлять студенты как провинциальных, так и столичных учебных заведений, стипендиаты программы «Болашак» и вся «прогрессивная общественность», озабоченная качеством учебников пособий по истории и обществознанию.

«Внезапно» все осознали, что положение в сфере образования далеко не столь радужно и благолепно, как прежде трактовали ситуацию казахстанские СМИ и государственные чиновники. Обретают широкий общественный резонанс публичные обвинения в коррупции, нецелевом использовании бюджетных средств, арендных нарушениях со стороны руководства ряда вузов.

То, что критические публикации стали попадать на страницы респектабельных изданий вполне закономерно. Не далее, как 6 февраля этого года в Послании народу Казахстана Нурсултан Назарбаев открыто заявил о неблагополучном положении в сфере образования. Известно, что в России и Казахстане любая антикоррупционная кампания начинается с сигнала сверху, а затем для пущей убедительности к ней подтягивается «недовольство масс», о котором столь же быстро забывают, когда в силу политических причин задача кампании считается выполненной. Это вовсе не будет означать, что после публичных разоблачений в казахстанском или российском образовании наступит полное и окончательное благополучие, однако необходимый пар будет выпущен и заработаны PR- очки для тех, кого поставили на выполнение этой «благородной миссии».

Между тем, ситуация в системе образования РК давно вызывала противоречивые оценки, в силу несоответствия между громким пиаром и далеко не самыми выдающимися результатами реформ. По словам одного из местных экспертов складывается следующая картина: «Специфика образовательного пространства постсоветского Казахстана заключается в том, что на протяжении длительного периода в республике было достаточно легко открыть новое учебное заведение, а тем более, филиал крупного казахского или зарубежного ВУЗа. В результате этого были открыты сотни небольших филиалов по всей стране. Зачастую создавались вузы не обеспеченные, ни учебной базой, ни сколько-нибудь квалифицированным профессорско-преподавательским составом. Фактически, открывались конторы по выписыванию дипломов всем желающим, соответственным образом оплатившим данные услуги.Как пример можно привести расположенные на казахско-узбекской границе небольшие посёлки Сарыагаш и Жибек Жолы (бывшая Черняевка), где в своё время было открыто (точнее, юридически зарегистрировано) большее количество филиалов различных ВУЗов, которые фактически осуществляли свою деятельность в различных местах, в том числе в Узбекистане.Если в первые постсоветские годы сохранялась традиция получения реального образования, то затем ориентиры сместились не столько на образование, сколько на бумажки. Однако в последнее время уровень деградации некоторых специальностей достиг критической отметки, что вызывает законное недовольство обучающихся. Они платят вполне приличные деньги, но не получают адекватной отдачи. Тем более что официальная оплата за учёбу дополняется и многочисленными неофициальными поборами».

Список вузов, где ситуация дошла до критической отметки, давно известен. Вспомним о Национальном Казахстанском медицинском университете. Открытые письма студентов этого вуза не так давно были опубликованы на ведущих Интернет-ресурсах РК. О злоупотреблениях руководства КНМУ писали даже такие респектабельные издания, как «Литер».

Но любопытно другое, список прегрешений ректоратских работников удивительным образом совпадает с аналогичным перечнем, представленным частью студенческого коллектива социологического факультета МГУ. Конфликт на факультете был связан с недовольством студентов низким качеством преподавания, заоблачными ценами в студенческой столовой, старым научным и методологическим багажом. Правда, уровень противостояния был несколько ниже, поскольку критика была обращена только на декана факультета, а Ректорат выступил в качестве верховного арбитра. В какой-то степени удалось удержать ситуацию под контролем. Однако важно другое.

Налицо развитие форм студенческой активности, создание инициативных групп, действующих по принципу сетевых сообществ, неподконтрольных администрации любых уровней Налицо появление "внешних игроков" на вузовских площадках, которые используют студентов для сведения счетов с неугодными руководителями любой вузовской структуры. Это помимо борьбы за законные студенческие права.

Студенческие неформальные объединения вышли за рамки отдельно взятых вузов и предлагают свою помощь учащимся других высших учебных заведений. Речь, конечно же, идет об организации акции студенческого протеста. Эта ситуация не очень вписывается в прежние представления о пассивности студенческой массы.

Что делать с высшее школой Казахстана после стольких лет «успешных реформ» пока не знает даже сам министр, которому досталась внешне спокойное хозяйство, при близком рассмотрении ставшее едва ли не главным источником проблем для «движения страны в будущее».

Когда Президенты России и Казахстана говорят об университетах мирового уровня в Москве и Астане, они, конечно же, не лукавят. Можно изыскать средства для строительства новых корпусов, приглашения преподавателей с мировым именем, внедрения новых образовательных методик, но чтобы вузы не превратились в «Потемкинские деревни» необходимо повернуться лицом к «массовому потребителю» тех образовательных услуг, которые предлагает государство своим гражданам.

Главное не действовать по принципу: «Все хорошо, прекрасная маркиза, за исключением КНМУ», а попытаться (для начала) провести реальную инвентаризацию системы высшей школы без приукрашиваний и пускания пыли в глаза. Тем более, что честный взгляд на пройденный путь за шестнадцать лет реформ высшей и средней школы чрезвычайно актуален и для России.

Поделиться: