Д.А. Макаровa «Исламский терроризм на территории Центральной Азии»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Все чаще в прессе можно встретить такие сочетания, как «исламский экстремизм» и «исламский терроризм». Вопрос о том, насколько правомерно связывать такие понятия с религии остается спорным, но растущая угроза терроризма в мире - неоспоримый факт. Несомненно, еще и то, что существуют зоны, особенно подверженные данной угрозе. Так, например, таким местом принято считать Центральную Азию.
Д.А.  Макаровa «Исламский терроризм на территории Центральной Азии»

Все чаще в прессе можно встретить такие сочетания, как «исламский экстремизм» и «исламский терроризм». Вопрос о том, насколько правомерно связывать такие понятия с религии остается спорным, но растущая угроза терроризма в мире - неоспоримый факт. Несомненно, еще и то, что существуют зоны, особенно подверженные данной угрозе. Так, например, таким местом принято считать Центральную Азию.

Для начала стоит разобраться, а что же такое экстремизм, и в чем отличие его от терроризма. Толковый словарь русского языка под редакцией проф. Д. Н. Ушакова дает нам следующие значения.

Экстремизм - склонность, приверженность к крайним взглядам и мерам, поимущественно в политике.

Терроризм - тактика, политика террора. Деятельность террористов.

Террор - физическое насилие по отношению к политическим врагам.

Из этих толкований видно, что нельзя приравнивать экстремизм и терроризм. История показывает, однако, что два этих понятия часто неразрывно связаны друг с другом.

Можно привести множество примеров террористических актов. Обратимся к наиболее громким из них на территории Центральной Азии.

20 декабря 1994 года в Республике Таджикистан террористы остановили автоколонну между Файзабадом и Гармом, захватив 23 заложника, включая семь военных наблюдателей ООН. В качестве условия освобождения заложников было выдвинуто требование освободить из тюрем ряд арестованных боевиков.

В августе 1999 года произошло вторжение боевиков ИДУ на территорию Киргизии (Баткенский район) с территории Таджикистана, в северо-восточных тренировочные лагеря, которые использовались для подготовки профессиональных боевиков. Они намеривались через территорию Киргизии проникнуть в Узбекистан. Отряды боевиков численностью до 400 (500) человек захватили несколько высокогорных сел, взяли в заложники командующего внутренними войсками Киргизии генерал - майора Шамкеева, нескольких сотрудников МВД и 4 японских геологов. Боевики потребовали освобождения из тюрем Узбекистана нескольких тыс. своих единомышленников и признания ИДУ официальной оппозицией режиму Каримова.

27 декабря 2002 года на рынке "Дордой" в Бишкеке (Киргизия) произошел взрыв, в результате которого на месте погибли 7 человек, более 20 получили ранения различной степени тяжести. Мощность взрывного устройства с часовым механизмом была эквивалентна 10 кг. тротила, общая площадь поражения - около 6 500 кв. м.

С 28 марта по 1 апреля 2004 года произошла серия взрывов и бой в Ташкенте и в кишлаке Кахармон в Рамитанском районе Бухарской области Республики Узбекистан, в результате которых погибли 47 человек, из них 10 представителей правоохранительных органов, 4 гражданских лица и 33 боевика, и более 30 человек были ранены. В том же году в Ташкенте произошли взрывы, совершенные террористами-смертниками у посольства США, Израиля и в Здании Генеральной прокуратуры республики Узбекистана.

2005 год тоже не обошелся без террористических актов. 31 января, 13 июня, 9 декабря - взрывы в около здания МЧС в Таджикистане. 24 марта: "Тюльпановая революция" в Киргизии. Только за первые сутки "революции" в результате происходящих на ее волне беспорядков и актов мародерства в стране, по данным Службы национальной безопасности, погибли 15 человек. 24 декабря 2005 года в Оше на первом этаже Дома политпросвещения, расположенного возле здания областной администрации, произошел взрыв. Обошлось без жертв.

12 мая 2006 года произошел серьезный инцидент на киргизско-таджикской границе. Группа боевиков в количестве 7 в человек напала на таджикскую погранзаставу, застрелив троих и ранив одного пограничника. Нападавшие завладели арсеналом из 19 автоматов, одного пулемета и 4 тыс. единиц патронов. После этого боевики ворвались на

территорию. Кыргызстана и совершили нападение на погранично-таможенный пост "Ак-Турпак" в селе Пульгон Баткенской области КР, после чего скрылись в горах. С января по начало сентября этого же года в Киргизии зарегистрировано 130 фактов проявления религиозного экстремизма. Тогда как в 2005 году аналогичных случаев насчитывалось 73.

Этот список можно продолжать еще и еще. Встает логичный вопрос, в чем же причина «исламского терроризма», как проявления крайней степени экстремизма. Распространенное мнение заключается в том, что причины связи ислама и терроризма кроются в истоках самой религии. Однако, это ни на чем не основный вывод. Обратимся к главному источнику ислама, Корану. Согласно мусульманскому учению, верующий в Аллаха должен относится к приверженцам других религий с уважением. «Нет принуждения в религии». 1 Современный исламский богослов Юсуф Кардави пишет «Поистине, заповедана нам любовь к людям Писания, рекомендовано предоставить им возможность ознакомиться с Последним Откровением Господа - Священным Кораном. Нам, мусульманам, разрешено делить трапезу с ними, брать в жены благонравных, благочестивых женщин из их числа, а также проявлять к ним благородство во всем. Все это делается во имя того, чтобы и христиане, и иудеи имели возможность полноценно и всесторонне ознакомиться с Исламом, понять, что Ислам есть религия истинного Единобожия, которому следовали их отцы, вера Авраама, Моисея, Иисуса». 2 Из этих цитат видно, что религия становится не причиной терроризма, а лишь его орудием. Смешно было бы предполагать, что лидеры террористических группировок не знают Корана. Напротив, зная его, им удается трактовать текст священной книге в том контексте, в котором необходимо, а вследствие этого, манипулировать людьми.

Причины популярности идей исламских экстремистов на территории Центральной Азии кроются в актуальности их в нужное время в нужном месте.

Рассмотрим основные цели и принципы международных террористических организаций Ислама. Все они, так или иначе, связаны с «Аль-Каидой». Так, например, самая крупная организация на территории Центральной Азии «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) связана с «Аль-Каидой» мирным соглашением, заключенным во время гражданской войны 1992-1997 гг. в Таджикистане.

«Цели и методы «Аль-Каиды» - установление военными и террористическими методами радикальной формы исламистской идеологии в мусульманских странах, в первую очередь мусульманских странах Ближнего Востока и Средней Азии, а также сокращение или ликвидация влияния чуждой исламскому миру западной культуры в лице США и Израиля. «Аль-Каида» ставит своей целью нанесение максимально возможного ущерба Соединенным Штатам Америки и другим либеральным демократическим государствам, которые стоят на пути достижения целей Аль-Каиды по созданию единого исламского халифата на землях ислама». На поверхности лежит идея ислама уже не только как религии, но и как общественно-политической доктрины.

На базе этих идей и положений терроризм нашел свое место и Центральной Азии.

На рубеже XIX - XX веков данный район находился в периоде становления национальных государств. Это означает, что после распада СССР, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан были предоставлены себе. Исследователи выделяют несколько областей, где государства Центральной Азии столкнулись с некоторыми сложностями. Среди них:

  • 1. политическая система
  • 2. экономика
  • 3. социальные отношения
  • 4. религия (ислам).

Чтобы представить условия, в которых зрел и развивался «исламский терроризм» и увидеть полную картину, нам необходимо более подробно разобрать каждый из выше указанных пунктов.

Политическая система.

Начальный этап независимости показал, что политическими системами новых республик можно назвать фасадными демократиями или тираническими фасадными демократиями. Внешне все режимы стабильны. Работа над созданием действительно демократического аппарата была проведена на крайне поверхностном уровне или вовсе отсутствовала.

Несмотря на заинтересованность США в демократизации этого района ничего реально для этого не делается, а та помощь, что поступает, например, в Узбекистан, способствует лишь укреплению правящего режима. Сам президент Каримов, прикрываясь обещаниями демократических реформ, проводит четкую политику формирования и укрепления авторитарного режима, а также усиления президентской власти. На практике это осуществлялось путем, воОпервых, создания единоличной власти президента, во-вторых, подчинения Ташкенту всех регионов в централизованном государстве, в-третьих, поощрение узбекского национализма, в-четвертых, подавление всякой оппозиции.

В Туркмении не было ни малейших попыток создания даже видимости демократии.

В Таджикистане по итогам гражданской войны был достигнут мир, благодаря включению во власть исламской оппозиции.

В Киргизии начатые с энтузиазмом реформы сменились персонализированным правлением президента и его окружения.

Немного лучше дело обстоит в Казахстане. Несмотря на то, что власть президента Назарбаева неоспорима, здесь все-таки действует оппозиция и некоторая свобода СМИ.

Присущие таким режимам коррупция, нарушения прав человека, отсутствие выбора и оппозиции питают экстремизм.

Экономика.

В 1991 году новые независимые государства столкнулись с необходимостью перехода от ценрализованно-плановой командной системы к рыночной экономике. Необходимой стратегии для каждой из стран не было разработано, быстрое разрушение традиционных экономических связей, и полное открытие экономики привели к стагнации реальных секторов экономики и гигантскому бегству капитала. Страны Центральной Азии старались двигаться от прежних автаркических зависимостей к большей открытости и новым внешним связям, региональным и мировым. Несмотря на несомненные улучшения в экономики с тех лет, страны в целом остаются бедными, изолированными и развиваются медленно.

На этой почве США сильно могли бы укрепить здесь свои позиции и добиться определенного влияния, профинансировав экономические проекты и поддержав в целом экономику региона. Но помощь странам Центральной Азии оказывается в ограниченных размерах.

Необходимость сотрудничества друг с другом очевидна. Это укрепит силы региона перед лицом угрозы исламского экстремизма и контрабанды наркотиков.

Экономика, хоть и в меньшей степени, однако также толкает людей против существующей власти, пополняя тем самым ряды радикально настроенной исламской оппозиции.

Социальные отношения.

Исследователи отмечают две основные проблемы социального характера на территории Центральной Азии с 1991 года: бедность и социально-экономическое неравенство общества. Потеря субсидий Москвы, разрыв межреспубликанских связей привели к спаду ВВП во всех республиках. Падение зарплат, инфляция, рост безработицы стали причинами резкого снижения уровня жизни населения. Еще один показатель бедности - высокая смертность.

Глубокое социальное неравенство вследствие неравномерного распределения доходов является еще одной социальной проблемой.

Социальная нестабильность, напряженность в обществе создают ощущение потерянности, незащищенности и одиночества у людей. В такой обстановке единственный, к кому может обратиться человек - это Бог.

С распадом СССР произошло крушение иллюзий. Независимые государства, представляющие свободное от кого бы то ни было светлое будущее, освободившись, столкнулись с рядом очень серьезных проблем, многие из которых они оказались так и неспособны решить.

Ислам на территории Центральной Азии.

В обстановке нестабильности и неуверенности, в которой оказывается житель Центральной Азии после распада СССР, вновь начинает возрождаться ислам. Человек обращается к основам вероучения, к «чистой» мусульманской религии. Ислам признается частью культурного наследия и национальной идентичности.

А этот период появляется новая форма ислама. Возрождение его перестает носить культурный и религиозный характер. Встает проблема политического ислама и в более широком смысле использования религии в политике. Исламские экстремисты и террористы таким образом становятся выразителями именно этой формы мусульманской религии. Основным источником питания террористических организаций становится недовольство властью. Соответственно, они автоматически становятся оппозицией. Несут ли реально экстремисты какую-либо угрозу для власти судить сложно, однако факт заключается в том, что все республики Центральной Азии провозглашены светскими государствами, и ни в одной из них не разрешена официально исламская оппозиция. Это может говорить лишь о том, существование экстремистских группировок внушает некоторые опасения власти. Эти объясняется и тесное сотрудничество лидеров республик с США, основным борцом с исламским терроризмом.

Что касается работы радикально настроенных исламистов внутри региона, то надо сказать, что ведется активная пропаганда среди мирных мусульман. Осуществляется это по средствам массовой информации, листовок и литературы соответствующего характера.

Не считая террористические группировки на территории Центральной Азии, для большинства людей ислам олицетворяет собой, прежде всего, религиозное учение. Так например, 78% опрошенных в Таджикистане признали необходимость отделения религии от государства. Официальное исламское духовенство осуждает фундаментализм (политический ислам).

Однако существование на территории Центральной Азии исламских террористических группировок говорит о том, что политический ислам все-таки имеет потенциал. Вот что представляют собой основные террористические силы в данном регионе:

  • 1. «Исламское движение Узбекистана» - оперирует в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане;
  • 2. «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" («Партия Исламского Освобождения») - оперирует в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане;
  • 3. «Комитет мусульман Азии»;
  • 4. «Центр исламского развития» - действует в г. Ош, Киргизия;
  • 5. «Акромиды» - религиозное исламское течение Узбекистана, действует в Ферганской долине;
  • 6. «Адолат уюшмаси» («Объединение Адолат») - религиозно-экстремистская организация, действующая в г. Наманган, Узбекистан;
  • 7. «Ислом лашкарлари» («Воины ислама») - действует в Узбекистане;
  • 8. «Товба» («Покаяние») - имеет сторонников и активистов в Киргизии и Узбекистане;
  • 9. «Движение Восточного Туркестана» - действует в Синьнцзяне, Китай; осуществила ряд терактов на территории государств Центральной Азии;
  • 10. «Национальный революционный фронт Восточного Туркестана» - экстремистская организация, преследующая цель создания на территории государств Центральной Азии государства уйгуров;
  • 11. «Организация освобождения Туркменистана»;
  • 12. «Восточно-Туркестанская исламская партия»;
  • 13. «Братья-мусульмане» - группировки этой организации представляют собой сеть автономных ячеек, действующих под различными названиями.
  • Наиболее крупными из них являются первые две организации: «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) и «Хизб ут-Тахтир» (ХТИ). Неоспорима их связь с международными террористическими организациями, такими, как Аль-Каида. Зона распространения их влияния - почти вся Центральная Азия. Сильна связь данных группировок с Афганистаном, от которого поступает помощь исламским террористам.

ИДУ было основано в 1988 году. Его лидеры, Джумабаи Намангани и Тахир Юлдашев, - уроженцы узбекской части Ферганской долины. Точных данных о численности организации нет. США включили ИДУ в список иностранных террористических организаций в 2000 году. Особенно тесное сотрудничество США и официальными властями Узбекистана с целью подавления группировки стало осуществляться после 11 сентября 2001 года. Основной идеей ИДУ - является построение исламского государства на территории Центральной Азии. Тесное сотрудничество организации с «Аль-Каидой» и движением «Талибан» четко определяет векторы ее деятельности. Ответственность за многие террористические акты в республиках возлагают именно на эту террористическую группировку.

Одним из источников дохода ИДУ, как и других террористических организаций является наркоторговля. Помощь приходила также от Аль-Каиды. Финансирование террористических организаций - отдельная серьезная тема. Отследить каналы, по которым деньги попадают к террористам практически невозможно, данных об этом практически нет.

В 2001 году ИДУ переименовала себя в Исламское движение Туркестана, но в прессе эта организации сохраняет свое прежнее название.

Организация «Хизб ут-Тахтир» была создана в 1953 году в Иерусалиме. Сейчас существуют данные, что Исламская партия освобождения действует в 40 странах мира. Точное количество членов неизвестно, но счет идет на миллионы.

Основная идея - содействовать возвращению мусульман к исламскому образу жизни и к распространению ислама по всему миру. Достигнута эта цель может быть лишь по средствам построения единого исламского государства. У партии существует своя конституция, состоящая из 187 статей об Исламском государстве.

Среди особо успешных методов достижения целей - распространение листовок и брошюр, а также агитация мирных жителей вступить в ряды партии. В Узбекистане «активисты ХТИ знакомились в мечетях с верующими молодыми людьми и предлагали им прочитать одну из брошюр организации, после прочтения четырех брошюр им предлагали вступить в ряды «Хизб ут-Тахрир». Если молодой человек соглашался, он давал клятву верности и получал статус послушника. По некоторым данным, вступающие также давали обязательство хранить партийную тайну». 5 Такая пропаганда осуждена официальным духовенством.

Партия запрещена во многих странах Центральной Азии и мира. В Узбекистане, где ее деятельность особенно успешна, официального запрета не существует, однако члены партии при аресте привлекаются я к уголовной ответственности. Запрещена - в Казахстане, Таджикистане и России. Открыто действует в Индонезии, Малазии, Ливане, ОАЭ и Йемене, в Палестинской Автономии.

Это лишь две террористические организации на ряду со многими, действующими на территории Центральной Азии.

Надо сказать, что «исламский терроризм» - часть глобального конфликта между христианством и мусульманством, конфликта, имеющего длинную историю. Те радикальные формы, которые он носит сейчас, продиктованы временем и положением, в котором находятся мусульманские страны. Идея единого исламского государства привлекает в ситуации социальной, политической и экономической нестабильности общества.

Нынешняя ситуация - еще один прекрасный пример истории, когда религия используется людьми для достижения своих целей; пример, как, казалось бы, безобидные постулаты, растолковываются и преподносятся совершенно в другом контексте и значении, нежели они есть на самом деле. Становится ясно, что словосочетание «исламский терроризм» имеет право на существование. Хотя часто не правильно растолковывается СМИ.

Поделиться: