Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Крымский вопрос в отношениях России и Украины.

14.05.2009

Автор:

Теги:

ИсторияКрыма, начиная с XVIIIвека, - это неотъемлемая часть истории как России, так и Украины. 8апреля 1783 года российская императрица Екатерина II издаламанифест, по которому Крым (а также Тамань и Кубань) становились русскимиобластями. Таким образом, Крым, ранее будучи вассалом Османской империи, быланнексирован Российской империей.

18октября 1921 года на части территории Таврической губернии Крыма образованаКрымская Автономная ССР, которая существовала в составе РСФСР в 1921-1945годах. 30 июня 1945 года после депортации Сталиным крымских татар республикабыла упразднена и преобразована в Крымскую область в составе РСФСР, где пробыла до 1954года. 1954-й год знаменовал собой 300-летие со дня Переяславской рады ивоссоединения России и Украины. В связи с этим, руководящей верхушкой КПСС 5 февраля 1954 г. было принято решение овручении своеобразного подаркаУкраине, юридически оформленное Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР, «О передаче Крымской области изсостава РСФСР в состав Украинской ССР». Этот поступок должен былсвидетельствовать «о дальнейшем укреплении единства и нерушимости дружбырусского и украинского народов в великой братской семье народов нашегосоциалистического Отечества» -замечал Н.М. Пегов, секретарь ПрезидиумаВерховного Совета СССР.

Однако по утвержденияммногих историков, политиков и ученых, анализирующихданную проблему, передача Крыма УССР была юридически неправомочным актом. По их заверениям, никакиеорганы государственной власти РСФСРне наделялись правом изменять или давать согласие на изменение территории РСФСР, и тут можно говорить о конституционномпробеле и о политической безответственностисоветской власти за совершенные действия.1 Но, так или иначе, этот «крымский подарок» уже был сделан, и путиназад не было.

Говоряо проблеме Крыма во взаимоотношения России и Украины, нельзя не упомянутьо городе-герое Севастополе, так как он является, пожалуй, самой проблемнойзоной полуострова по причине, как многие считают, неопределенности своего статуса.

ГородСевастополь, основанный императрицей Екатериной II в 1783 году, был построенкак главная военно-морская база Российского Черноморского флота и являлсяособым административным округом, управление которым осуществлял военно-морскаяадминистрация, назначаемая непосредственно Санкт-Петербургом. С 1921г. Севастополь находится в составе Крымской АССР (положение ВЦИК «О КрымскойСоветской Социалистической Республике» от 8 октября 1921 г.), а с 1945 г.,после ликвидации Крымской АССР, - в составе Крымской области РСФСР в качествегорода областного подчинения.2 В 1948 г. указом Президиума ВС РСФСР городвыделен в отдельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетоми отнесен к категории городов республиканского подчинения. При этом

Келебай Д. «Проблема Крымав российско-украинских отношениях 1992-2006 гг.» // Материалы кафедры странпостсоветского зарубежья РГГУ // http://www.postsoviet.ru/page.php7picK390 2 «Крымская проблема» //Газета «Коммерсантъ» №129 (352) от 10.07.1993 // http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=:53278

1

Севастополь  не стал  отдельным  субъектом РСФСР,  и  юридически продолжал оставатьсяв составе Крымской области.

В1954 г. указом Президиума ВС СССР, Крымская область по инициативе НикитыХрущёва была передана из РСФСР в УССР. Дальше мнения историков и специалистовпо этой проблеме расходятся. Одни говорят, что Севастополь, как составнаячасть Крымской области на тот момент, был также передан из состава РСФСРв УССР, оставаясь городом республиканского подчинения. Их аргумент заключаетсяв том, что в Конституции УССР 1978 года был подтверждён статус Севастополякак города республиканского подчинения, а в Конституции РСФСР, принятойв том же году, упоминание о Севастополе отсутствовало. Другие же утверждают,что ни один из позднейших указов 1954 г. о передаче Крыма из состава России всостав Украины, как бы ни оценивать их юридическую состоятельность, неупоминает Севастополь и не касается его судьбы. По их мнению, поскольку никто иникогда не отменял Указ Президиума ВС РСФСР от 29 октября 1948 г., то можно утверждать:правовой статус Севастополя как города республиканского подчинения РоссийскойФедерации никогда не менялся. Эта сторона спора доказывает, что все действияУкраины по изменению административного управления городом носили одностороннийвнеправовой характер.5 Это разногласие в трактовке документов и является сейчас главнойпроблемой в отношении Севастополя.

Внастоящее время Севастополь (как и столица Украины Киев) - это город центральногоподчинения. После принятия закона о столице Севастополь остался единственнымгородом на Украине, мэр которого (глава Севастопольской городской государственнойадминистрации) не избирается, а назначается Президентом Украины.6

Сраспадом в 1991 году Советского Союза проблема Крыма приобрела новое звучание.Точкой отсчета, превративший Крым в регион наиболее вероятного конфликтана территории Украины, можно считать 20 января 1991 года. В этот день в Крымусостоялся референдум, в ходе которого большинство жителей полуострова высказалисьза восстановление Крымской АССР как субъекта СССР и участника Союзногодоговора. После горячих дебатов Верховный совет Украины «легализовал» результатыреферендума, приняв закон о воссоздании Крымской АССР в составе Украины. Таким образом,было положено начало крымскому сепаратизму. Основнымипричинами межэтнических разногласий стало массовое возвращение в конце 80-х - начале 90-х годов крымских татар -коренного народа Крыма, депортированногосталинским режимом в 1944-1945 годах, и негативная реакция на этот процесс населения, преимущественно русскогои русскоязычного. В последние годынарастанию межэтнических трений на полуострове немало способствовали местные средства массовой информации, преуспевшиев создании главного «образа врага» влице западного украинца. Хотя большинство жителей Крыма с таковым «врагом» никогда не сталкивались, этотновый стереотип в значительной мере потеснил в массовом сознании создававшийсядесятилетиями образ другого врага -крымского татарина - предателя, «пособниканемецких фашистов». Этот ложный стереотип сохраняется и по сей день. Такимобразом, на полуострове к тому времени ужесложился треугольник противоречий трёх национальностей: русских, украинцев и крымскихтатар (активность последних связана в первую очередь с деятельностьюорганизации Меджлис). Далее конфликт развивался по нарастающей.

Уже 17 марта 1995 годаВерховная Рада Украины аннулировала Конституцию Республики Крым, как несоответствующую Основному закону государства. Были запрещены гимн республики,референдум о статусе Крыма, все местные партии, большая часть которыхобъединяла жителей полуострова по этническому признаку. Упразднен постпрезидента Крыма. Верховный Совет Крыма был лишен практически всех реальных полномочий. А 31 марта того же годаУказом Президента Украины Правительство Крыма было подчиненонепосредственно Кабинету Министров Украины. Тут важно отметить, что в отличиеот Украины, российская сторона фактически бездействовала. Это, скорее всего,объясняется простым нежеланием российских властей что-либо менять.

Чтокасается отдельно Севастополя, то в 90-е годы тут тоже было отнюдь не всё гладко. По результатампроведенного 26 июня 1994 года опроса жителей Севастополя 89% из нихположительно ответили на вопрос о российском статусе своего города. Севастопольский городской совет народныхдепутатов 23 августа 1994 г. в очередной, уже не первый, раз обратился кпрезидентам Б.Н.Ельцину и Л.Д.Кучме с предложением принять «государственновыверенное решение о российском федеральном статусе Севастополя и окончательнорешить проблемы Черноморского флота». Просьба вновь осталась без ответнойреакции. Руководство России или не было способно, или не хотело защищать своихсограждан и свои государственные интересы. Однако Конституция РеспубликиУкраина 1996 года стала свидетельством закрепления в одностороннем порядкестатуса Севастополя как украинского города республиканского подчинения.

28 мая 1997 г. в Киевебыли подписаны межправительственные соглашения, по которым Севастополь какглавная база Черноморского флота перестал существовать. Это был Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией иУкраиной, по которому российская сторона признала Украину в границах1954 года в расчете на гарантии развитиядружеских отношений с Россией и уважение её интересов в Крыму. Этотдоговор предусматривал раздел Черноморского флота между двумя странами. Россияполучила 80% Черноморского флота бывшего СССР и право аренды у Украины портаСевастополь на 20 лет. Аренда обходилась России в сумму примерно 100 млн.долларов США, которая списывалась в счет долга Украины за нефть и газ. Ценааренды не была конкретно зафиксирована, поэтому с ухудшением отношений Киев заговорил о том, что она, эта цена, можетповыситься в разы.7

Обращаясь ксовременности, нужно отметить сначала, что согласно последним статистическимданным, из 2,03 млн. жителей Крыма более 60% составляют русские,подавляющеебольшинство которых переселенцы, заселяющие земли, опустевшие и заброшенные последепортации коренного населения, в ходе нескольких послевоенных миграций. Около четверти населения относится к этническим украинцам, в основном существеннорусифицированным. Касаясь политической обстановкидел вокруг Крыма, необходимо сказать, что пропаганда некоторых российских властей в отношении «Российского Крыма»усилилась и не сдает обороты. Такаяпропаганда в еще большей степени усиливает антиукраинские и пророссийские настроения на полуострове и особеннов Севастополе. Текущий статус Севастополякак части Украины оспаривается рядом политических движений Крыма и Севастополя («Русское движение Крыма», «Русскаяобщина Крыма»), которые в качестве политической платформы выдвигают лозунгивозвращения Севастополя и Крыма всостав России. Аналогичной позиции придерживаются и ряд политических сил идеятелей Российской Федерации (Дмитрий Рогозин, Сергей Бабурин, Юрий Лужков,Константин Затулин), с середины 1990-х оказывающих политическую, организационную8 и финансовую9поддержку русским национальным организациям Севастополя и самому городу.

Оченьпоказательный пример такого рода поддержки можно рассмотреть на организации«Севастополь-Крым-Россия», которая по сей день яростно оспаривает передачув 1954 году Крыма Украине. По данным Службы Безопасности Украины (СБУ)это организация насчитывает всего лишь 12 человек, однако она известна по всейУкраине и имеет достаточно нескромный бюджет. ° По словам исполняющего обязанностиглавы СБУ Валентина Наливайченко из интервью «Украинской правде», финансированиеи пиар данной организации осуществляется «за грязные деньги» российскихвластей на негосударственном уровне. В первую очередь он имел ввиду мэраМосквы Ю.М. Лужкова и депутата Госдумы РФ К.Ф. Затулина.11

Однаконеобходимо описать мнение высшей государственной российской властив отношении проблемы Крыма и Севастополя. Тут важно упомянуть о заявлении,которое сделал премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин в интервьюПервому каналу телевидения Германии "АРД". Путин заявил, что Россия непретендует на Крым и давно признала границы Украины. "Россия давнопризнала границы сегодняшней Украины. Мы, по сути, закончили в общеми целом наши переговоры по границе. [...] Вопрос о каких-то подобныхцелях для России, считаю, отдает провокационным смыслом", -отметил Путин в интервью. Отвечая на вопрос журналиста о вероятности конфликтав Крыму и Севастополе, премьер отметил, что "Крым не является никакой спорнойтерриторией". "Там не было никакого этническогоконфликта, в отличие от конфликта между Южной Осетией и Грузией", -сказал он. "Там, внутри общества, в Крыму,происходят сложные процессы. Там проблемыкрымских татар, украинского населения, русского населения, вообще славянского населения. Но это внутриполитическаяпроблема самой Украины", -добавилПутин. "У нас есть договор с Украиной по поводу пребьюания нашего флота

до 2017 года, и мы будемруководствоваться этим соглашением", - подчеркнул премьер-министр.12Эти заявления В.В. Путина являются ключевыми по данной проблемеи, на мой взгляд, в отличие от заявлений менее важных российских политическихдеятелей, должны определять политику России по отношению к Крыму.

Чтоже касается проблемы вывода Черноморского флота РФ из Севастополя, то вопросостается открытым. В 2017 году истекает срок соглашения об аренде РФ порта Севастополь.И тогда России придется решать, где размещать свои военные корабли. Иззаявлений Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко ясно, что Киев не намерен продлеватьсоглашение об аренде Севастопольского порта после 2017 года. А Россия задевять лет вряд ли успеет обзавестись новой военно-морской базой. Это иявляется основныммотивом для России, по причине которого В.В. Путин и другие политические лидеры РФ склонны рассчитывать надальнейшую пролонгацию договора 1997года. «Вызывает серьезную обеспокоенность ситуация вокруг Черноморского флота РФ. Убежден, что все вопросы,касающиеся базирования Черноморского флота в Крыму, должны решаться наоснове взаимопонимания и доверия», - заявил Путин в конце 2008 года.13

Но,на мой взгляд, эта проблема не носит чрезвычайного характера при условииразвития хороших, дружественных отношений между Россией и Украиной и придальнейшем развитии конструктивного диалога по этой проблеме.

Подводяитоги всему вышеописанному, важно отметить, что у крымской проблемыв российско-украинских отношениях существует две стороны. Первая -назовёмеё территориальной - включает в себя комплекс проблем по трактовке подписанныхСССР (позже Россией) и Украиной, договоров по определению статуса городаСевастополя и принадлежности Крымского полуострова, а также по определениюточных границ между Российской Федерацией и Украиной в этом регионе.Что касается последнего, то тут важно знать, что официально граница между Россиейи Украиной в зоне Крымского полуострова точно установлена, и Крым юридическипринадлежит Украине. Здесь существует только одна единственная проблемнаязона, принадлежность которой так до сих пор и не решена - это Керченский пролив.

Вторая, и более сложная,сторона проблемы - национальная. Говоря о проблемеКрыма в этом контексте, трудно не вспомнить огромное количество различных митингов и демонстраций, проводимыхлюдьми, которые хотели бы называтьсебя «россиянами» по закону и жить на территории РФ. Особенно сильны подобныенастроения в Севастополе.14

Сэтой точки зрения проблема действительно очень серьезная и кажется сложнойдля разрешения. Ведь еще с начала XX века право наций на самоопределение -один из главных принципов международного права. Это право народов (наций)определять   форму   своего  государственного  существования   в   составе  другого

государства или ввиде отдельного государства. Исходя из этого принципа этих людей,которые выходят на митинги в пользу присоединении Крыма к России, тоже можно и нужно понять.

Ноюридически эти граждане принадлежат к украинскому населению и живут натерритории именно Украины. И пока Крым будет принадлежать Украине - они останутсяв таком статусе. Но, как показывает опыт Косово, Абхазии и Южной Осетии,пересмотр границ государств перестал быть табу в современном мире. В концеконцов, СССР, столкнувшийся с экономическими трудностями и мощным сепаратистскимдвижением, в своё время распался. Россия после дефолта 1998 года также была награни. В том случае, если состояние украинской экономики будет ухудшатьсянынешними темпами, а сепаратистские настроения набирать силу (не только вКрыму, но и в Закарпатье и на Донбассе), подобная судьба, к сожалению, можетожидать и Украину. Поэтому украинские власти должны делать всё возможное, чтобыне допустить разжигания конфликта, подобного конфликтам в Абхазии или Южной Осетии, на своейтерритории.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение