Т.Макарова: Правовые аспекты каспийской проблемы и пути их решения.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Сегодня Каспийскому региону уделяют повышенное внимание не только Российская Федерация, но и США, ЕС, КНР. Такой интерес был привлечен благодаря богатым энергоресурсам Каспийского моря. Впервые, нефть была обнаружена на Каспии в 1949 году, но тогда не возникало споров о том, кто будет ее разрабатывать. В этот период Каспий являлся «советско-иранским морем», между этими государствами существовало несколько соглашений, регулирующих их правовые отношения на Каспийское море. Еще в 1921 году между Персией и Большевистской Россией был подписан первый равноправный договор, по которому признавались равные права на плавание по Каспию для России и Персии.
Т.Макарова: Правовые аспекты каспийской проблемы и пути их решения.

Сегодня Каспийскому региону уделяют повышенное внимание не только Российская Федерация,но и США, ЕС, КНР. Такой интерес был привлечен благодаря богатым энергоресурсамКаспийского моря. Впервые, нефть была обнаружена на Каспии в 1949 году,но тогда не возникало споров о том, кто будет ее разрабатывать. В этот период Каспийявлялся «советско-иранским морем», между этими государствами существовало несколькосоглашений, регулирующих их правовые отношения на Каспийское море. Еще в 1921 году междуПерсией и Большевистской Россией был подписан первый равноправный договор, по которому признавались равные права на плаваниепо Каспию для России и Персии.Договором 1935 года ( о поселении, торговле и мореплавании) устанавливалась 10-мильная зона свободногорыболовства для этих стран. Договор 1940 года ( о торговле и мореплавании) подтверждал положения документов19921 и 1935 годов, а также устанавливал, что никакое другое судно, непринадлежащее двум прикаспийскимгосударствам, не имеет права плавать в водах Каспийского моря ( статья 13). Водное пространство за границами 10 морскихмиль осталось в общем пользовании. 1 Таким образом, эти три соглашения регулировали правовые отношения двухстран на Каспии в с ферахрыболовства, торговой деятельности и мореплавания. Согласно этим документам, большая часть моря оставалась в общемпользовании.

В 1991 году с распадом СССР, в Каспийскомрегионе появилось четыре новых государства.Действующие договоры между Ираном и СССР стали в равной степени распространятьсяна новые прикаспийские государства. Что касается дна и недропользования, Россия в одностороннем порядке позиционировала себяединственным хозяином ресурсов, иновые прикаспийский страны не противились этому факту. Однако ситуация изменилась в 1994 году, когда президентАзербайджана Алиев подписал «Контрактвека» по привлечению иностранных инвестиций в нефте-газовую промышленность. Вслед за Азербайджаном,Республика Казахстан и Туркмения тоже начализаявлять свои права на недра Каспия. Такая позиция новых прикаспийскихгосударств вступала в конфликт с позициями Ирана и Росии, которые не желали проникновенияв ренион транснациональных корпораций.

Итак, будем считать 1994год отправной точкой в современном споре по урегулированию правового статусаКаспийского моря.

Кондурова В. Вопрос оправовом статусе Каспийского моря: международное право ответа не дает/ Центральная Азия иКавказ, 2008, № 6 (60).

1

В 1995 году на встречеминистров иностранных дел «Каспийской пятерки» в Тегеране былопринято решение, что юридический статус Каспийского моря необходимо зафиксироватьв одном пятистороннем документе. Путем подписания Конвенции предусматривалосьурегулирование трех основных вопросов:

- сохранениеи управление биоресурсами,

- защитаприродной среды Каспия,

- недропользование.

Однако из-за различияпозиций внутри «Каспийской пятерки», подписание Конвенции о правовом статусеКаспийского моря с 1994 года до настоящего момента не представляется возможным.

Рассмотрим позицииприкаспийских государств и причины их противоречий. Изначально Азербайджани Казахстан настаивали на разграничении моря на секторы. Такой подход дефакто сложился еще во время существования СССР. В 1970 году Министерство нефтедобывающейпромышленности СССР приняло решение о разделении советской частиморя на национальные секторы между четырьмя прикаспийскими союзными республиками(Казахстаном, Россией, Азербайджаном и Туркменистаном). Линии раздела зафиксировалии как административно-территориальную границу. При получении независимостиэтими республиками административно-государственные груницы были признаныгосударственными. 2 Следственно, Азербайджан и Казахстан требуют установлениясвоих суверенных прав на разработку месторождения в секторах моря, отведенныхим еще правительством СССР. Более того, изначально Азербайджан отставивал принципделения не только водной толщи и дна, но и воздушного пространства. Условие Азербайджана оказывалось неприемлемым, так каквозникновение множествагосударственных границ усложняло бы рыболовство и коммерческую деятельность. В связи с этим РК предложила свойвариант решения проблемы: разделить днона государственные секторы, а водную толщу оставить в общем пользовании.

Турекменистан изначально,руководствуясь соображениями безопасности и сохранения экологии, придерживалсяпозиции кондоминиума, под которым подразумевалось общее использованиене только толщи воды, но и недр Каспия. Со временем, из-за споров по разработкеместорождений с Азербайджаном, Ашхабад тоже стал склоняться к разделу моря на секторы.

2 Там же.

2

Позиция России такжепретерпела эволюцию. На начальных стадиях рассмотрения вопросао правовом статусе Россия выступала в пользу кондоминиума, аргументируя это фактомюридической силы документов 1921, 1935 и 1940 годов. Однако, как отмечает В. Кондаурова,позиция России после 1994 года вследствие лоббистской деятельности частныхроссийских нефтяных компаний стала меняться. Дело в том, что Кремль выступилпротив действий Азербайджана, когда тот подписал «Контракт века» с международнымконсорциумом нефтегазовых компаний, в который входили «Бритиш петролеум»,Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики, российскаякомпания «Лукойл». В официальной позиции России тогда говорилось, что онаоставляет за собой право применения любых необходимых мер для пресечения международныхдействий на Каспии. Однако участие «Лукойл» в разработке месторожденийКаспийского моря на территории Азербайджана, Правительство РФ стало склоняться ксекториальному делению дна Каспия. 3

Иран не соглашается спринципом деления моря на секторы по национальным границам. Посколькувследствие такого деления Ирану отходит самая малая часть. Как отмечаетЕкатерина Григорьева, журналист газеты Известия: «Иранский парламент намекает,что Тегеран вообще может претендовать на половину Каспия(мол, если в соседней квартире вместо одного человека поселились четыре, этоеще не значит, что с ними нужно делиться жилплощадью)» 4 .Поэтому Иран отстаивает либо де юре действующий режим кондоминиума, ссылаясь на соглашения 1921, 1935 и 1940 годов, либо равное деление моряпо 20% каждому государству, на основании того, что в период«советсвко-иранского моря»права прибрежных государств тоже были равными 5 .

Итак, попытки выработкиобщего пятистороннего соглашения во второй половине 1990х годовпотерпели крах в результате различия позиций прикаспийских государств. Постепенногосударства пришли к осознанию того, что подписание единой конвенции -этодлительный процесс, который необходимо разделить на несколько этапов. Первоначальнонеобходимо достичь двусторонние соглашения, на основе которых можно приступать к выработкеединой конвенции.

3 Там же.

4 www.izvestia.ru/politic/articlel7578

Кондурова В. Вопрос оправовом статусе Каспийского моря: международное право ответа не дает/ Центральная Азия иКавказ, 2008, № 6 (60).

3

Россия выступила локомотивом в процессеподписания серии двусторонних соглашений. В 1998 году на основе ранеевыдвинутого Казахстаном предложения разделить дно, а водную толщу оставить вобщем пользовании и соответственно «принципу справедливости» 6 ,закрепленного в конвенции ООН по морскому праву 1982 года, между РеспубликойКазахстан и Российской Федерацией было заключено соглашение «О разграничениидна северной части Каспийского моря по модифицированной срединной

7

линии с целью установления суверенных прав нанедропользования» . Модифицированная средняя линия позволяла решить вопрос оспорных месторождениях на стыке секторов Казахстана и России.Там применялсяпринцип точечной юрисдикции, то есть было принято решение о совместнойразработке этих месторождений. К 2002 году подобные соглашения были подписанымежду Россией и Азербайджаном, Казахстаном и Азербайджаном, Азербайджаном иТуркменистаном. Азербайджан, настаивавший на жестком делении всего сектора,включая воду, воздушное пространство и дно Каспия, после визита в 2001 году В.Путина в Баку смягчил свою позицию и согласился на раздел дна моря с общейводной толщей и поэтапном отделении всего сектора. В 2002 году Азербайджан и Россияподписали в Москве соглашение о разграничении сопредельных

о

участков шельфаКаспийского моря.

К 2002 году на основе двустороннихсоглашений Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан смогли достичьурегулирования вопроса о недрользовании в Северной части Каспийского моря.Однако все острее на повестку дня вставала экологическая проблема, необходимость общей ответственности заэкологию Каспия, за сохранность его биоресурсов. Этот вопрос может бытьрешен только в рамках общего пятистороннего соглашения.К тому не был урегулирован вопрос о недропользованиях с Ираном.

Международнаяконференция «Каспий: правовые проблемы»/ Международная жизнь 2002, №4. Тамопубликовано выступление юриста, посвященное методологии разграничения: Согласномеждународному праву, существует метод модифицированнойсрединной линии (применялся присоглашении между РФ и РК,РФ и Азербайджаном), метод географической срединной линии(применялсяпри соглашении между Азербайджаном и Казахстаном), метод ресурсногоразграничения( полагают, что использование этого метода могло бы стать ключом курегулированиюрасхождений с Ираном). «Принцип срправедливости» означает выбор метода наусмотрениедоговаривающихся сторон.

7 Кондурова В. Вопрос о правовом статусе Каспийскогоморя: международное право ответа не дает/ Центральная Азия и Кавказ, 2008, № 6 (60).

8 Там же.

4

При таком раскладедел в апреле 2002 года в Ашхабаде (столица Туркмении) первыйв истории Саммит Прикаспийских Государств, в котором соответсвенно приняли участиеглавы государств и министры иностранных дел России, Ирана, Казахстана и Туркмении.Общей Конвенции о правовом статусе Каспийского моря выработано не было,более того государства отказались подписать совместную декларацию по итогам саммитаглавным образом из-за бескомпромиссной позиции Ирана. Тем не менее, уже сам посебе тот факт, что все прикаспийские государства собрались вместе на высшемуровне является прогрессивным шагом в вопросе пятистороннегоурегулирования правового статуса Каспия. Действительно, свидетельством такогопрогресса является подписание в 2003 году в Тегеранепредставителями Правительств пяти прикаспийских стран Рамочной конвенции позащите морской среды Каспийского моря. Почти три года понадобились на еератификацию всеми пятью государствами, и 12 августа 2006 конвенция вступила в силу.Конвенция признавала важность сотрудничества Договаривающихся сторон. Главнойцелью называлось «защита морской среды Каспийского моря от загрязнения. защита,сохранение, восстановление, устойчивое и рациональное использование его биологическихресурсов» 9 . Конвенция предусматривает принцип «доступности информациио загрязнении морской среды Каспийского моря, в соответствии с которым ДоговаривающиесяСтороны предоставляют друг другу соответствующую информацию в максимальнополном объеме» 10 . Среди причин загрязнения отдельно выделяют деятельностьна его дне, в связи с чем предусматривают разработку дополнительных протоколов к настоящейКонвенции. Особое внимание уделяется «защите, восстановлениюи рациональному использованию» 11 биологических ресурсов. Итак, Рамочнаяконвенция по защите морской среды -это важных этап в развитии сотрудничества всех прикаспийских государств ввопросах защиты экологии региона. Впервые, согласгно Конвенции,Договаривающиеся стороны сотрудничают в гармонизацииправил предотвращения загрязнений, выработки стандартов определения критериевзагрязнения. Стороны обязуются организовать контроль путем осуществленияиндивидуальных или совместных программ мониторинга и создания общей базыданных. Названная Конвенциязначительный, но лишь первоначальный этап. На ее основе необходима выработка дополнительных протоколов, атакже создание постоянного органа.

http://portnews.ru/laws/law/75/?print=l Там же. 11 Тамже.

5

Этивопросы, наряду с определением правового статуса Каспийского моря пятью государствамистояли на повестке Второго Саммита Прикаспийских государев, который прошелв октябре 2007 года в Тегеране. В этот раз по итогам Саммита государствам удалосьподписать совместную декларацию. Важное значение имело то, что стороны признали«готовность поддерживать регулярные контакты между главами прикаспийских государства,в том числе в пятистороннем формате по вопросам правового статуса Каспийскогоморя и использования его ресурсов» . Стороны отмечают необходимость расширениясотрудничества в решении экогогических проблем и скорейшего создания постоянного секретариатаКонвенции.

Чтокасается Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, она по-прежнему не былапринята из-за позиции Ирана. Можно надеятся на то, в скором времени Иран все жесогласится на компромиссное решение, так как на втором саммите былидостигнуты важные договоренности в сфере демилитаризации Каспия, чтостало хорошей гарантией безопасности для Ирана. Президенты договорились, чтотерритории государств бассейна не будут использоваться третьими странами. Крометого, ни одна прибрежная страна не будет использовать свои военные силы противприбрежных соседей. Положительным элементом декларации былото, что Стороны договорились о времени и месте проведения следующегосаммита - в Баку в 2008 году. К сожаление, на практике не удалось осуществитьэто намерение, однако в сентябре 2008 года в Баку было проведено 23 заселениерабочей группы по определению статуса Каспия, на котором, по словам замминистра иностранныхдел Азербайджана, спецпредставителя президента Азербайджана на переговорах по определению статуса Каспия ХалафаХалафова: «был достигнут сдвиг внаправлении урегулирования правового статуса моря". 13

Взаключении резюмируем основные направления и события на пути определения правовогостатуса Каспия. Можно назвать два взаимозависимых события, которые послужилиначало дискуссии. Во-первых, это распад Советского Союза и образование четырехновых прикаспийских государств, во-вторых, как следствие первого, подписаниеАзарбайджаном «Контракта века» в 1994 году, который положил началосамостоятельной от России политики новых государств в энергетической сфере ипроникновение в регион иностранного капитала. С 1995 года начались переговорымежду «Каспийской пятеркой» по выработке Конвенции о правовом статусеКаспийского моря, которая должна решать

12

www.rb.ru/inform/34017.html

13 http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1220674260

6

тривопроса: сохранение и управление биоресурсами, защита природной среды Каспия,недропользование. Имеющиеся противоречия осложняли подписание пятистороннегодокумента. Поэтому с 1998 - по 2002 год была подписана серия двустороннихсоглашений о секторальном делении вСеверной части Каспийского моря. А с 2002 года до настоящего моментастороны путем пятисторонних встреч на высшем уровне пытаются урегулироватьотношения с Ираном. В настоящее время удолось подписать пятистороннюю Рамочнуюконвенцию по защите морской среды Каспийского моря.

Используемые материлы иресурсы:

1) КондуроваВ. Вопрос о правовом статусе Каспийского моря: международное право ответа недает/ Центральная Азия и Кавказ, 2008, № 6 (60).

2) Международнаяконференция «Каспий: правовые проблемы»/Международная жизнь 2002, №4.

3) http://www.rb.ru/inform/34017.html Итоговая Декларация Второго Саммита Прикаспийскихгосударств.

4) http://portnews.ru/laws/law/75/ Ромочная Конвенция по защите морскойсреды Каспийского моря.

5) www.izvestia.ru/politic/articlel7578

6) http://www.centrasia.ru/newsA.php?st= : 1220674260

7

Поделиться: