Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Е.А. Бобкова: Конфликт в Южной Осетии и Запад.

11.05.2009

Автор:

Теги:

Начать рассмотрение вопроса о реакцииЗапада на конфликт в Южной Осетии мы считаемнеобходимым с краткого изложения хронологии событий «августовской войны».Напомним, что грузинские и южноосетинские войска вели перестрелки и огневыеналеты разной степени интенсивности с конца июля 2008 года. Вечером 7 августастороны договорились о прекращении огня - чего, однако, реально сделано небыло.

В ночь с 7 на 8 августа 2008 года грузинские войсканачали массированный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии города Цхинвали прилегающих районов. Через несколько часов последовал штурм города силамигрузинской бронетехники и пехоты. Официальным поводом для атаки на Цхинвал, позаявлениям грузинской стороны, послужилонарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии. Та, в своюочередь, утверждала, что первой огонь открыла Грузия.

Любопытно, что Запад отреагировал на эти событиятолько после того, как 8 августа к конфликту на стороне Южной Осетии официальноприсоединилась Россия в рамках «операции по принуждению грузинской стороны кмиру». В рамках операции две танковые колонны 58-й армии ВС РФ обогнули Цхинвалпо Зарской дороге и Транскавказской магистрали и начали обстрел позицийгрузинских военных. Уже 12 августа Россия официально объявила об успешномокончании операции. С 14 по 16 августа руководителями государств, вовлеченных ввоенные действия, был подписан план мирного урегулированиягрузино-южноосетинского конфликта - «План Медведева-Саркози».

Разбираясь в том, какое влияние конфликт в ЮжнойОсетии оказал на страны Запада, необходимо прежде уточнить, что понятие «Запад»не является чем-то единым и однородным. Говоря о западной общественности, мыподразумеваем страны Европейского Союза и Соединенные Штаты. Однако нельзяговорить о том, что и ЕС, и США преследуютодни и те же цели в Кавказском регионе. Это обусловлено целым рядом факторов.

Для Европейского Союза очень остро стоит вопросэнергетических ресурсов, поскольку он сильно зависит в этом отношении отпоставок России. В настоящее время Россия удовлетворяет около 26% потребностиЕС в нефти, а газовые поставки России покрывают почти 30% спроса Евросоюза .Логично, что ЕС стремится найти альтернативные каналы поставок энергоресурсов.Как раз к 2013 году планируется завершить строительство магистральногогазопровода Набукко (Nabucco) протяженностью3,3 тыс. км из Центральной Азии в страны ЕС, прежде всего Австрию и Германию.Однако это будет возможным при условии сохранения стабильности и status quo в Закавказье. Следовательно,конфликт, а уж тем более война в этом регионе Евросоюзу совершенно ни к чему.

Что касается США, то одна из наиболее заметныхвнешнеполитических тенденций заключается в их стремлении закрепить свое влияниена постсоветском пространстве, причем особое внимание Соединенные Штатыпроявляют к государствам Каспийского региона. Хотя Грузия и не располагаетсколько-нибудь значительными запасами нефти или газа, она также входит в сферуамериканских интересов, что обусловлено еестратегическим положением в Закавказье2. Однако США, в отличие отЕС, не зависят от поставок газа России, поэтому и стараются оттеснить ееиз этого региона и уменьшить ее влияние как в энергетической сфере, так и вполитической.

Исходя из этого, нас будет интересовать, какой же былареакция Запада на начавшуюся «пятидневную войну», какие метаморфозы она вызвалав европейском обществе и какие решения проблемы были предложены. Однако длялучшего понимания всехэтих вопросов нам необходимо проследить вкратце историю взаимоотношений Грузиии Запада (в «широком» смысле).

С приходом к руководству вГрузии Э. А. Шеварднадзе европейское направление вышло на первый план и с тех пор занимает видное место во внешнейполитике Грузии. В настоящее время ориентация страны на Европу официально закрепленав принятой парламентом Грузии в 1997 году «Концепции укрепления стабильностиобщественной жизни, государственного суверенитета и безопасности,восстановления территориальной целостностиГрузии». В этом документе, в частности, указывается на решающее значение НАТОв качестве фактора обеспечения безопасности в современной Европе, и с этойточки зрения обосновывается наличие альтернативы сотрудничеству с Россией. Этодает основание Западу рассматривать Грузию в качестве одного из своих основныхрегиональных партнеров.

Можно считать, что в 1997 году было положено началосовременному этапу и американской политики в отношении как Закавказья в целом,так и Грузии в частности. Тогда же происходила выработка концептуальных основэтой политической линии, нашедшей свое выражение в соответствующем докладеГосдепартамента. Интерес Штатов в том, что «как потребляющая нация, СоединенныеШтаты заинтересованы в увеличении идиверсификации глобальных источников энергии. Политика администрации Клинтоназаключается в обеспечении быстрого развития каспийских энергетических ресурсовс помощью многочисленных трубопроводов и различных других видов инфраструктурыс тем, чтобы усилить энергетическую безопасность Запада и предложитьрегиональным потребителям альтернативу иранской энергии. По нашему мнению,размеры энергетических ресурсов Каспийского бассейна делают не толькоочевидным, но и необходимым создание нескольких вариантов транспортировкипродукции на мировые рынки» .

Кроме того, еще до ухода российских пограничников изГрузии США начали оказывать республике значительное содействие в созданиидееспособной пограничной охраны. Всего в 1998-2001 годах на обеспечение охраныгрузинских границ США предоставили 72 млн.долл. (это почти в два раза больше всего военного бюджета Грузии). Такжепредпринимались и меры по обучению грузинских военнослужащих .

Грузинское правительство охотно идет навстречу всемэтим предложениям. Что же касается интересов Грузии в Евросоюзе, то еепривлекает не только доступ к тем большим материально-финансовым возможностям,которыми располагает ЕС, но и возможность воздействовать на формированиеполитики Евросоюза по наиболее интересующему Грузию южнокавказскомунаправлению.

Европа также проявляет экономический интерес к Грузии,хотя и не такой значительный, как к богатому нефтью Азербайджану, посколькурассматривает Южный Кавказ не только как стратегически важный рынокэнергоносителей, но и как плацдарм, дающий непосредственный выход к каспийскомуморю, Центральной Азии и Ирану . В этой связи страны Евросоюза стремятсяобеспечить политическую стабильность в регионе, гарантированный доступ кэнергоресурсам Каспия и Центральной Азии и безопасность транспортных путейкавказского коридора.

Для этого необходимо иметь четкую концепциювзаимодействия. Первые шаги в этом направлении были сделаны ЕС еще летом 1995года, когда Совет ЕС на уровне министров иностранных дел принял проект «общейпозиции» по Закавказью. В нем особенно отмечалось, что Союз должен помочьАзербайджану, Армении и Грузии

преодолетьтрудный период перехода к демократическому строю, основанном на рыночнойэкономике.

«Первым конкретным шагом на пути интеграции Грузии вЕвропу» Э.А. Шеварднадзе назвал подписанное 22 апреля 1996 года в Люксембургесоглашение о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом с предварительным срокомдействия 10 лет. В рамках этого соглашения предусматривалось дальнейшееразвитие политического диалога и торгового обмена между сторонами, определялисьосновные условия деятельности совместных и иных предприятий на территориипартнера, трансграничных платежей и услуг, инвестирования и движения капитала,конкуренции, защиты интеллектуальной, промьппленной и торговой собственности6.Грузинские средства массовой информации, комментируя содержание текстасоглашения, особо подчеркивают тезис о поддержании территориальной целостностиГрузии.

Вскоре началось сотрудничество Грузии и ЕС в рамкахЕвропейской энергетической хартии. В декабре 1999 года делегация Грузинскоймеждународной газовой корпорации встречалась с представителями Еврокомиссии повопросу как двустороннего сотрудничества с ЕС, так и сотрудничества в сфереевропейской энергополитики.

Грузинская сторона получила заверения в том, чтоЕврокомиссия окажет корпорации всеобъемлющую помощь в институциональном формировании,в реабилитации и оформлении газового сектора Грузии и поддержит ее полноценноеучастие в региональных энергетических проектах. В рамках проекта ТРАСЕКА7и ИНОГЕЙТ Евросоюз уже выделил соответствующие суммы на модернизацию газовойинфраструктуры Грузии и на обмен специалистами.

Кроме того, как уже упоминалось выше, Евросоюзвыступал за поддержание территориальной целостности Грузии, а для этого былонеобходимо урегулировать все внутренние конфликты. Так, для урегулированияосетино-грузинского конфликта 22 апреля 1997 года в Цхинвале был открыт офисОБСЕ, в составе которого были военный наблюдатель и дипломат. Миссия работалапо трем основным направлениям:

1.             Решала вопросыэкономического порядка;

2.             Занималась    возвращением    беженцев   и    восстановлением    прав   на имущество, потерянное ими в ходе перемещения;

3.             Взаимодействовала   с  грузинскими   властями   в  сфере   политических процессов.

Таким образом, мы видим, что Грузия является зонойинтересов как США, так и Евросоюза. Именно при их непосредственной материальнойи технической поддержке происходило восстановление и развитие экономической,военной и политической структуры. Еще раз подчеркнем, что война в данномрегионе была крайне нежелательной. Поэтомуи реакция на любое «горячее» противостояние не могла быть положительной. Не говоряуже о том, агрессором в глазах западной общественности предстала Россия, якобынамеревавшаяся захватить Грузию.

Проект ТРАСЕКА (Транспортныйкоридор Европа-Кавказ-Азия - Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia) призван способствовать развитиюторговых и коммуникационных возможностей стран Закавказья и Центральной Азии,поисков для них новых выходов на европейские и мировые рынки.

Проект ИНОГЕЙТ(Межгосударственная программа транспортировки нефти и газа в Европу - Interstate Oil and Gas Transport to Europe) должен оказать помощь странамЗакавказья и Центральной Азии в формировании инфраструктуры в сфере энергетики,проведении необходимых исследований для прокладки новых нефте- и газопроводов. Реализацияданного проекта призвана укрепить независимость стран региона и способствовать развитиюэкспортных путей для транспортировки энергоресурсов.

Проектбыл «запущен» в 1995 году, тогда же были определены основные стратегическиецели и пути реализации проекта.

Средства массовой информации развернули информационнуювойну, которую -следует признать - Россия проиграла с первых дней. При непосредственномучастии США все западные каналы отражали «грузинский вариант» конфликта. Так,британский телеканал «Sky News» показалв новостном выпуске 8 августа видеосюжет об обстреле сел Южной Осетии и столицыреспублики - Цхинвал грузинской артиллерией в ночь на 8 августа, а на следующийдень сопроводил его сообщением, что «Россия ведет обстрел территории ЮжнойОсетии, входящей в состав Грузии». Подобных репортажей было множество.

Вероятно, такая реакция европейской общественностибыла связана со страхом перед восстанавливающимся могуществом России. Ведь ещекаких-то 10 лет назад такое казалось невозможным. В немецкой газете «Bild» 15 августа была опубликована статья под заголовком«Мечтает ли Россия о новой советской империи?» с фотографией Путина смотрящегона карту России . А на сайте, посвященном политике Евросоюза, опубликованалюбопытная статья под названием «Конфликт в Грузии: Россия самоутверждается». Вней говорится, что в России сейчас формируется авторитарная форма правления,поэтому действия в Грузии воспринимаются как попытка восстановить свою власть вближнем зарубежье10.

Таким образом, мы видим, что США добились поставленнойцели: Россия нанесла ответный удар, но в медийном пространстве ее удалосьизобразить агрессором11.

8   этой связи иЕвропейский Союз скорее будет занимать позицию, также враждебную
России. Следовательно, он должен принимать соответствующие меры. Однако не всетак
однозначно, и общественность уже говорит о новом кризисе ЕС (предыдущий связанс
непринятием Евроконституции) в связи с южноосетинскими событиями. В рядах Союза
нет единогласия, произошел некий раскол, линия которого проходит четко междуСтарой
и рядом стран Новой Европы.

Роль посредника в урегулировании конфликта взял насебя президент Франции, председательствовавший тогда в Евросоюзе. Напереговорах в Москве 12 августа 2008 года Россия и Франция согласовали шестьпринципов урегулирования конфликтов в Грузии - «План Медведева-Саркози». Срединих - принципиальное решение не использовать силу, окончательно прекратить всевоенные действия, обеспечить свободный доступ к гуманитарной помощи.Вооруженные силы Грузии должны были вернуться в места постоянной дислокации, ароссийские - выйти на линию, предшествовавшую началу боевых действий. При этомдо создания международных механизмов российские миротворческие силы должны былипринять дополнительные меры безопасности. Шестой принцип - началомеждународного обсуждения вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии ипутей обеспечения их безопасности.

Однако дебаты в Совете Безопасности ООНпродемонстрировали, что Запад и Россия по-разному «прочли» шесть пунктов плана,предложенного президентом Франции Николя Саркози и подписанного Москвой иТбилиси. В плане нет пункта о «немедленном выводе российских войск», на чемнастаивали сторонники внесенного в СБ ООН документа. Документ не предусматривалодновременного отвода грузинских войск на прежние позиции и вывода российскихвоенных, предполагая логическую последовательность этих шагов, а такжеоговоренное право России на дополнительные меры безопасности. Именно этим ибыло объяснено присутствие российских военных в зоне конфликта.

Тем не менее, разрозненность в рядах Евросоюза вызвал не этот планСаркози, а неспособность стран-участниц ЕС предложить единую позицию вотношении России. Глава МИД Финляндии Александр Стубб предостерег от началаигры во взаимные обвинения. «Когда мы говорим о миротворчестве, я думаю, что ЕСдолжен играть центральную роль, - отметил Стубб. - Игра во взаимные обвинения ижесткие слова (о России) начнутся позже». Глава МИД Литвы призвал наказатьРоссию за использование силы. Министр иностранных дел Кипра призвал ЕС какпосредника не вставать на чью-то сторону.Он отметил, что ЕС вряд ли будет предпринимать действия против России. Глава британскогоМИДа Дэвид Милибанд предупредил Россию о возможных последствиях за ее действия.По его словам «Большая семерка» выразила свое желание работать без России12.

Больше всех на применении жестких мер по отношении кРоссии настаивали Польша и Прибалтийские страны. Европейский союз и раньшесталкивался с противостоянием этих стран по вопросам, касавшимсявзаимоотношений с Россией. 12 августа 2008 года лидеры пяти государств, в числекоторых были Польша, Латвия, Литва и Эстония (пятой была Украина), отправилисьв Тбилиси с намерением выразить поддержку грузинскому президенту МихаилуСаакашвили. И это в то время, когда Евросоюз принял официальное решениевыступить посредником в улаживании конфликта.

Нужно отметить, что о санкциях против России первымзаговорил глава МИД Франции Бернар Кушнер. Однако несколько часов спустяфранцузский МИД в особом коммюнике «подкорректировал» слова министра, осторожноуточнив: «Позиция Франции как председателя ЕС состоит в том, чтобы выработатьединую позицию всего Европейского союза»1 . После чего французскаясторона заблокировала инициативу Польши и стран Прибалтики пригласитьпрезидента Грузии Михаила Саакашвили на открывающийся 1 сентября в Брюсселевнеочередной саммит ЕС.

На этом саммите за введение политико-экономическихсанкций традиционно выступали Польша и страны Балтии. Они предлагали, например,заблокировать вступление России в ВТО, рекомендовать крупному европейскомубизнесу сократить объем инвестиций в российский рынок, а банкам - некредитовать российские банки и компании.

Второй вариант предполагал более мягкий подход. Такиеумеренные критики России как Италия, Германия и Франция, наделись, что ЕСограничится «осуждением российской агрессии против Грузии» и потребует четкогособлюдения принципов урегулирования конфликта, выработанных при участии НиколяСаркози, президента Франции, председательствующей сейчас в Евросоюзе.

В конечном итоге решили, что санкции применять нестоит. Во-первых, существовало опасение, что Москва воспользуется своим самымгрозным оружием -энергетическим. Во-вторых,ЕС принял решение, что жестокие меры не помогут избежать другой войны вэтом регионе - а главное, Союз пришел к выводу, что теперь нет смыслаподдерживать целостность территории Грузии (хотя официально от этого неотказались), а нужно менять характер взаимоотношений на всем постсоветскомпространстве. Только таким образом можно будет поддерживать политическуюстабильность не только в Закавказье, но и в Восточной Европе. А для этогонеобходимо осуществлять поддержку этих стран и вкладывать деньги в проекты поих скорейшей интеграции в европейское сообщество14.

Примерно такой же позиции придерживаются и СоединенныеШтаты: утверждают, что ни при каких обстоятельствах не признаютсамопровозглашенные республики Южную Осетию и Абхазию. Они по-прежнему наофициальном уровне говорят о территориальной целостности Грузии и призываютРоссию соблюдать принцип суверенности государства. Однако на деле мы можемнаблюдать определенные сдвиги.

Президент США Барак Обама заявил, что отношенияальянса с Россией не могут развиваться так же, как до операции российских войскв районе Южной Осетии и Абхазии. «Мы говорим России: мы готовы ксотрудничеству, но мы не можем вернуться к прежнемуположению вещей»15. Это означает, что США готовы к переговорам сРоссией для поиска какого-либо решения данной проблемы. Однако Россия призналареспублики и отказываться от этого не намерена, следовательно, БаракОбама согласен либо дать свое молчаливое согласие, либо в обозримом будущем приопределенных условиях признать их.

Об этом также говорит и ведущий научный сотрудникИМЭМО РАН, ученый и эксперт по Южному Кавказу, доктор исторических наукАлександр Крылов. По его словам, о возможномпризнании США республик, «в частности, говорил такой известный американскийполитолог, как Николай Злобин, который недавно приезжал в Абхазию и выступал навсех местных каналах, в этом же духе высказываются многие представителиадминистрации»1 .

Он также говорит о том, что американцы считаютАбхазию, в отличие от Южной Осетии, более самостоятельной и не столькотяготеющей к России. «Поэтому они считают, что при определенных обстоятельствахЗапад может каким-то образом повлиять на абхазское руководство, чтобы онозаняло более самостоятельную позицию и дистанцировалось от России»1. Крылов также отмечает, что абхазская элита сейчас расколота, а примерно черезгод предстоят президентские выборы. И пускай сейчас преобладает пророссийскоенастроение, но ведь есть и прозападные сторонники. Поэтому вполне возможно, чтоАбхазия придет к выборам на грани гражданской войны.

Однако что мы наблюдаем на данный момент? Прикрываясьвсе тем же принципом территориальной целостности Грузии, США требует от Россииосвободить оккупированные ею территории республик, допустить увеличении числагражданских наблюдателей от ОБСЕ и Евросоюза и не размещать там своих военныхбаз. Другими словами, полностью уйти из этого региона.

В отношении военных баз представитель российского МИДНестеренко сказал: «Российская сторона приняла предупредительные меры пообеспечению безопасности республик Южная Осетия и Абхазия и дислоцируемых тамнаших военнослужащих, находящихся на базе двусторонних соглашений» 8.То есть это был ответ на проведение учений НАТО в Грузии с 6 мая по 1 июня 2009г. Учения будут проходить в 20 километрах к востоку от Тбилиси. В них приметучастие 1300 военнослужащих из 19 стран.

Кроме того, в заявлении альянса говорится, что«сценарий учений основывается на имитации операции реагирования на кризис, подначалом НАТО и по мандату НАТО»19.В рамках современной ситуации«реагирование на кризис» вполне понятно. Однакорешение о месте проведении учений было принято, по меньшей мере, за год. Да, и тогдаотношения между Россией и Грузией были скорее натянутыми, чем дружественными. В таком случае это означает, чтоНАТО если не допускали возможность конфликта в регионе, то готовились к нему,или же сами принимали участие в подготовке.

Ведь,как уже отмечалось выше, есть немало предположений причастности США кподготовке войны в Южной Осетии.

Таким образом, вырисовываются две возможныеперспективы дальнейшего развития событий в Грузии. Во-первых, мирный вариант,путем переговоров и налаживания взаимоотношений между НАТО и Россией. А такжепутем распространения все большего своего влияния в регионе и признаниянезависимости Абхазии, направляя ее развитие на Запад.

Во-вторых, придерживаясь все той же территориальнойцелостности Грузии, попытаться военным путем вернуть отколовшиеся республикипод власть Тбилиси. Военные учения не проходят просто так, тем более наместности, где в принципе вероятность войны достаточно велика.

Хотя в связи с последними событиями и ухудшениямиотношений между НАТО и Россией возможен и третий вариант - признание Абхазии ипопытаться вернуть Грузии Южную Осетиювоенным путем. В последних двух случаях войны с Россией не избежать.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.Во-первых, Запад сыграл не последнюю роль в Южноосетинском конфликте и егоурегулировании. В частности, по мнению ряда экспертов, Грузия не могла начатьэту войну без согласия на то Соединенных Штатов20, или без ихпомощи. Кроме того, как свидетельствует история взаимоотношений Грузии и США,последние активно участвовали в организации и обучении грузинской армии. Плюссовременные учения НАТО в Грузии. Во-вторых, Америка частично добиласьпоставленных целей в отношении России, поставив целью формирование еенегативной репутации в мировом сообществе и тем самым достигая ослабленияполитического влияния России в мире21.

Что касается Европейского Союза, то «пятидневнаявойна» показала отсутствие единства в его рядах, сопровождающееся очереднымполитическим кризисом. Основная причина этого, с нашей точки зрения,заключается в недостаточном понимании обпщх экономических и политических целейи задач в регионе.

В итоге мы имеем парадоксальную ситуацию. С военнойточки зрения победила Россия, которая к тому же продемонстрировала, что ненамерена молчать во всех подобных ситуациях. С геополитической - в сущности,тоже, поскольку ориентирующиеся на Россию Южная Осетия и Абхазия приобрелисуверенитет де-факто (с чем уже молчаливо соглашается Евросоюз). В настоящеевремя активно закрепляется российское присутствие (в том числе военное) в этихреспубликах. Но при этом центральное место на международной арене успешносохранили за собой США, ставшие, по сути, дирижером как августовских событий,так и развернувшейся вслед за ними антироссийской истерии в американских иевропейских СМИ. Кто знает, может они будут обладателями пальмы первенства и вбудущем, если Россия не будет учиться на ошибках «пятидневной войны».

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение