Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Противоречия в политических взглядах Файзуллы Ходжаева

11.05.2009

Автор:

Теги:

Исмат Наимов,

исполнительный директор

Бухарского отделения

фонда "Шахидлар хотираси" (Память шахидов)

Республика Узбекистан

                                                                         

Противоречия в политических взглядах Файзуллы Ходжаева

        Файзулла Ходжаев был представителем семьи крупного купца Бухары. Ещё в одиннадцатилетнем возрасте отец привёз его в Москву и начал обучать в частной школе. Проживая в Москве, он стал свидетелем социал-демократического движения и в его  взглядах произошли первые изменения. Он понял, что правитель не является наместником Аллаха на земле и что его можно устранить мирным способом. Поэтому, в шестнадцатилетнем возрасте, вернувшись в Бухару, вошёл в ряды джадидов, которые хотели мирным путём установить демократический строй в феодальной Бухаре. В двадцатилетнем возрасте Файзулла Ходжаев, несмотря на противодействие правящих кругов, стал одним из руководителей джадидского движения в Бухаре.
       В апреле 1917 года под влиянием февральской революции в России, джадиды вышли на мирную демонстрацию, которая была разогнана войсками эмира, а его участники были казнены или подвергнуты жестоким наказаниям. Файзулле Ходжаеву с группой своих ближайших соратников удалось бежать в Туркестан. Они обратились за военной помощью к председателю народных комиссаров Туркестана Фёдору Колесову. Последующее развитие хорошо известно историкам .
         После страшного кровопролития в марте 1918 года с отрядами Колесова, бухарский эмир Сеид Алимхан приговорил Файзуллу Ходжаева к смертной казни. Для того, чтобы оторваться от преследования эмира ему пришлось отправиться в  Москву. Здесь он познакомился с большевистскими лидерами, поверил в их лозунги о равенстве, независимости и стал надеяться, что благодаря вооруженной поддержки большевиков удастся свергнуть эмирский строй и  установить в Бухаре демократические порядки. С такими надеждами он через два года возвращается в Ташкент.
         2 сентября 1920 года при поддержке Красной Армии, ценою  больших жертв  и ужасающих разрушений в Бухаре, был осуществлен государственный переворот. Бухарский эмир вместе с ближайшими  сановниками бежит в Афганистан, превозглашается Бухарская народная республика, во главе  которой стал Файзулла Ходжаев. Устанавливаются дипломатические отношения с советской Россией.
          В период с октября 1920 года по июль 1923 года Ф. Ходжаев осуществяет крупные мероприятия по укреплению политической и экономической независимости Бухары. Под его руководством Бухарская Народная республика стала самой быстро развивающейся  страной в Центральной Азии. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в те времена покупательная  способность Бухарского сума в 7-8 раз превышала способность Российского рубля.
        Устанавливаются культурные и экономические связи Германией, Японей, Турциией. Бухарское приступает к формированию своих вооруженных сил.
        Советское правительство, через своих агентов, внимательно наблюдала за подобными стремлениями бухарских руководителей. В одном из донесений отмечается: "...Бухарское правительство играя между двумя лагерями- между  пролетарской Россией и империализмом потеряла свою политическую физиономию, она сегодня обнимается с представителями СССР, а завтра целуется с афганским шпионом. Поэтому очень трудно определить Бухару- советская ли республика или буржуазно-консервативное или реакционное ханство, поэтому полагаться на настоящее Бухарское правительство и назвать его союзником не приходится".
       Большевистские руководители сделали из этого соответствующие выводы. Летом 1923 года пользуясь тем, что Файзулла Ходжаев находится в Германии на излечении, в Бухару была направлена комиссия  во главе Рудзутака и Куйбышева, которая изучив деятельность бухарских джадидов провела чистку  в составе правительства, оклеветав и отстранив от политической деятельности таких ближайших его сподвижников, как Абдурауф Фитрат, Ата Ходжаев, Саттар Ходжаев и других, которые, впоследствии были изгнаны из Бухары.
       В результате этого, определенное пересомысление в политическом сознании Файзуллы Ходжаева. Он начинает понимать, что советской власти не следует верить, и что ради порабощения Бухарской народной республики она пойдёт на любую подлость. Позже Файзулла Ходжаев об этих событиях горько писал: "...вчерашние друзья стали врагами, а вчерашние  враги стали друзьями".
        Большевикам было хорошо известно его недовольство советской политикой. Их целью  было оторвать его от ближайших сподвижников в борьбе за независимость и подчинить его организаторские способности своим задачам. В те времена в Узбекистане не было местного политического деятеля, который по опыту работы и по международному авторитету  равнялся Файзулле Ходжаеву. Его способности необходимо было использовать для окончательного установления большевистской власти в регионе. Поэтому, после национального размежевания в Средней Азии ему была предложена  должность Председателя Совета Народных Комиссаров Узбекистана.
           Файзулла Ходжаев, под разными предлогами попытался отклонить это предложение, но в конце концов убедившись, что это может привести к его физическому уничтожению, согласился сотрудничать. Однако он надеялся, что при удачном стечении обстоятельств ему удастся повернуть Узбекистан в сторону настоящей политической и  экономической независимости. Вскоре, сам же являясь председателем правительства республики, он стал одним из инициаторов создания "Комитета  восемнадцати" и попытался повернуть республику на путь экономических реформ.
        На Ш съезде Компартии Узбекистана, в ноябре 1927, года Ф. Ходжаев был подвергнут строгой критике за поддержку джадидов и старых интеллигентов, попытке снижения налогов  для  предпринимателей и ремесленников и другой деятельности несовместимой с политикой советской власти в Узбекистане. Некоторые делегаты съезда  даже поставили  вопрос о его снятии со всех постов.
       Вскоре на  VП съезде Компартии Узбекистана, его политические противники  ещё более сплоченными рядами выступили против Файзуллы Ходжаева, и возложив на него тяжелые обвинения пытались ликвидировать его как политического деятеля. Он хорошо понимал, чем могут  закончиться подобные нападки противников,  и в своей заключительной речи на съезде отметил: "Товарищи, я имел несчастье родиться в Бухаре, имел несчастье начать свою революционную работу в таких условиях, которые привели меня в ранние годы, когда мне было 16 лет к джадидской организации. Также несчастье, что я  родился в Бухаре, в таких условиях, которые привели меня к тому, что в 1917 году я стал лидером младобухарской партии. Я принимал участие в вооруженном восстании против эмира и был приговорен к смертной казни. Я один из первых бухарцев, а может вообще туркестанец, который, будучи беспартийным пришёл к власти"
       По существу эти его слова были направлены не  делегатам съезда, а будущему поколению узбекского народа. Файзулла Ходжаев пошёл за большевиками с целью освобождения Бухары от эмирского ига, его политического и экономического развития, поверил лозунгам большевистской партии и очень поздно понял что, между этими лозунгами и  реальными делами пролегает настоящая пропасть. Поэтому, исходя из политической ситуации, вёл то открытую, то скрытую борьбу против советской власти.                                            

 

 

 

                                           
                  Использованная литература:
1.Файзулла Ходжаев. Избранные  произведения. 1-том. Т., 1976г.
2.Заки  Валидий.  "Хотиралар". "Шарқ юлдузи" 1996г.  9.
3.Стенографический отчёт Ш съезда КП (б) Узбекистана.
4.Стенографический отчёт УП съезда КП (б) Узбекистана.
5.Нусратилло Наимов. "Мен яшашни истайман" ("Я хочу жить"роман-хроника).       Бухара 1994г.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение