Восток-Запад: вектор Брюсселя

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Принципиальный вопрос, на мой взгляд, - это тот жанр, в котором президент Казахстана представит свой доклад на съезде. Будет ли это традиционный отчет о политической жизни страны, который дополнит в какой-то степени Послание-2009, или же будет выбран жанр «стратегического анализа», который в большей степени предполагает не оценку прошедшего, а взгляд в будущее. Причем не только связанное с участием партии в преодолении кризисных явлений, но в контексте развития темы политической реформы-2007, о которой в последнее время стали говорить на официальном уровне гораздо меньше.
Восток-Запад: вектор Брюсселя

Джанибек Сулеев

«Системная перезагрузка» - пока только на слуху? Какова жанровая специфика оценок развития партийной жизни в Казахстане? Об этом наш разговор с известным российским политологом Алексеем Власовым. С: Алексей Викторович, известно, что несколько дней назад вы выступали в стенах Европарламента по тематике новой стратегии безопасности на постсоветском пространстве. В центре внимания, судя по опубликованному тексту вашего выступления, находилась Украина. А нас, естественно, интересует, затрагивался ли вопрос об участии Казахстана в выработке новых правил «большой игры» в треугольнике Россия-ЕС-США? А: Как мне показалось, интерес к теме Казахстана несколько упал в сравнении с весной прошлого года, когда в Брюсселе проходила аналогичная экспертно-политическая тусовка. Но это если сравнивать с тем ажиотажем, который царит сейчас вокруг украинских сюжетов, поскольку совершенно очевидно, что либо Украина станет элементом «новой берлинской стены», либо коммуникатором, соединяющим новую и старую Европу с евразийским пространством. Все стратегии, построенные на игре с нулевой суммой возможностей, объективно уходят корнями в прошлое, во вторую половину ХХ века, в период «холодной войны». Новые, открытые стратегии более соответствуют реалиям XXI столетия, но на данный момент эта объективная реальность расходится с субъективным взаимовосприятием значительной части политических элит. В своем выступлении я подчеркивал, что под евразийским пространством имеется ввиду не только Россия, но и Казахстан, как наш важнейший стратегический партнер и союзник. Но, замечу, что даже в ходе кулуарных бесед с депутатами Европарламента центрально-азиатская тема не выходила на первый план. Я не чувствовал с их стороны особого желания углубляться в обсуждение перспектив реализации программы «Казахстанский путь в Европу». Правда, среди евроделегатов преобладали представители Болгарии, Румынии, Бельгии. Возможно, если бы присутствовали представители Германии, которые, на мой взгляд, являются главными лоббистами Казахстана в Европе, то формат дискуссии по центрально-азиатским проблемам был бы более содержательным. С: Сейчас мировые лидеры много говорят о «перезагрузке» двусторонних и многосторонних отношений. Насколько, по-вашему, подобный вектор развития международных отношений отвечает интересам Казахстана, других стран Центральноазиатского региона? А: Для Казахстана нормализация отношений между Россией и Евросоюзом, особенно в энергетической сфере, открывает новые окна возможностей. Возврат к классической модели многовекторности - в интересах Астаны. Напротив, дальнейшее нарастание напряженности по линии Восток-Запад сокращает пространство возможностей для казахстанского руководства, поскольку политика многовекторности все-таки предполагает достаточно стабильные и неконфликтные отношения между большими игроками, великими державами. Другое дело, что в призывах к «системной перезагрузке» пока что много PR-составляющей, и в сфере энергетической безопасности эта двойственность просматривается особенно рельефно. Поэтому я считаю себя оптимистом как в отношении перспектив России, так и Казахстана добиться более позитивного контакта с ЕС, но этот оптимизм, скажем так, носит достаточно осторожный характер. Трудно предположить, что «большим игрокам» будет достаточно легко разработать общие правила «дружественной» конкуренции в сфере энергоносителей. С: От вопросов глобальной безопасности перейдем к проблемам внутриполитического развития Казахстана. Через несколько дней в Астане откроется очередной съезд партии власти «Нур Отан». Что можно ожидать от решений партийного форума, насколько внимательно в России следят за теми процессами, которые происходят в партийно-политическом пространстве РК? А: Возможно, что в России круг экспертов, которые занимаются казахстанской темой, - не слишком широк. Но съезд «Нур Отана» - это событие действительно очень важное. И со стороны российских специалистов, я не сомневаюсь, к его ходу и решениям будет самое пристальное внимание. Принципиальный вопрос, на мой взгляд, - это тот жанр, в котором президент Казахстана представит свой доклад на съезде. Будет ли это традиционный отчет о политической жизни страны, который дополнит в какой-то степени Послание-2009, или же будет выбран жанр «стратегического анализа», который в большей степени предполагает не оценку прошедшего, а взгляд в будущее. Причем не только связанное с участием партии в преодолении кризисных явлений, но в контексте развития темы политической реформы-2007, о которой в последнее время стали говорить на официальном уровне гораздо меньше. Судя по последним выступлениям и публикациям Нурсултана Назарбаева, можно ожидать системного подхода к оценке стратегии политического развития республики. Думаю, что президент Казахстана постарается ответить на большинство дискуссионных вопросов, которые волнуют ведь не только экспертов, но и все казахстанское общество. С: Насколько успешной оказалась реформа партии власти? Можно ли сказать, что удалось выполнить основные президентские установки, которые были сформулированы еще на политисовете «Нур Отан» в начале 2008 года? А: Я неоднократно писал, в том числе и в казахстанских СМИ, о том, что реформа партии власти в целом продвигается в правильном направлении, во многом оно совпадает с имеющимся позитивным опытом реформирования «Единой России». Борьба с коррупцией, создание общественных приемных, подписание меморандума о согласии и стабильности с большей частью оппозиционных политических сил Казахстана - все это можно поставить как плюс новому «менеджменту» «Нур Отана». В то же время, на мой взгляд, еще более очевидной стала главная проблема не только «партии власти», но и всего государственного аппарата РК - это короткая скамейка запасных. Острый кадровый дефицит, который ощущается в условиях кризиса более рельефно, нежели в так называемые «тучные» времена. Возможно, следует еще раз обратиться к вопросу об идеологии реформ, консолидирующей национальной идее. Полагаю, что на съезде со стороны президента Казахстана последуют конкретные предложения по исправлению этой ситуации, тем более что речь идет не только об узкой прослойке высшего партийного аппарата, а скорее о системе подготовки управленческих кадров на региональном уровне, от которых во многом и будет зависеть успех или неудача заявленных преобразований. Поэтому, еще раз подчеркну, что решения съезда могут оказать серьезное влияние на дальнейшее развитие политических процессов в Казахстане. Алматы-Москва-Алматы.

05 май 2009

Известия-Казахстан.

Теги: Казахстан

Поделиться: