Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан и ВТО: время «Ч» откладывается?

30.04.2009

Автор:

Теги:

 

АСТАНА. 30 апреля. BNews.kz - Казахстан продолжает долгоиграющие переговоры по вступлению РК в ВТО. Главная цель нашего государства - не «продешевить» и вступить во Всемирную торговую организацию на максимально выгодных для себя условиях. Сегодня уже говорится о том, что, вполне вероятно, в авторитетный торговый клуб мы двинемся не в одиночку, а в новом составе - Таможенном тандеме с Россией и Беларусью. В Астане справедливо решили: спешка тут неуместна.

Напомним, Всемирная торговая организация - синоним международных правил торговли и дисциплинарных мер, основанных на взаимовыгодных условиях, открытости и равноправия стран-участников. Казахстан, выступающий за углубление региональной и глобальной торгово-экономической ситуации, рассматривает присоединение к международному торговому клубу, как метод расширения экономических и торговых возможностей страны.

Общеизвестно, что каждый раунд переговоров, очерченный рамками ВТО, ставит новые задачи по углублению глобализации и сокращению господдержки даже таких чувствительных секторов экономики, как сельское хозяйство. Естественно, это вызывает беспокойство стран, желающих пополнить список членов ВТО, возможным усилением конкуренции со стороны импортных товаров. То, что Казахстан медлит с вступлением в торговый клуб, лишь означает заботу о национальном производителе.

«Главная задача, которую поставил Глава государства - это вступление в ВТО на выгодных для Казахстана условиях. То есть, нет никакой красной даты календаря, когда мы должны туда вступить. Мы вступим тогда, когда это будет необходимо, на тех условиях, которые для нас выгодны», - подчеркнул Премьер-министр РК Карим Масимов.

Подготовка Казахстана к вступлению в ВТО началась в 1996 году, все это время переговоры сторон проводятся как на коллективном уровне, так и в формате двусторонних контактов. По оценке экспертов, процесс это достаточно противоречивый. Причем основные нестыковки при принятии решения о присоединении тех или иных стран к ВТО касаются именно открытия национальных границ для свободного курсирования товаров и услуг и выравнивания условий для внутренних и внешних экономических акторов. Не случайно Китай выторговывал для себя более-менее выгодные условия на протяжении почти 15 лет, пока не добился желаемого - в итоге мощь Поднебесной грозит массовой экспансией на рынки близлежащих стран.

Экономические вызовы и переход к более гибкой внешней политике Казахстана отодвинули сроки вступления в ВТО сначала на 2007 год, затем - на конец 2009 года. Теперь, однако, это событие могут снова перенести. Не так давно это подтвердил и Генсек ЕврАзЭС Таир Мансуров: «Открою вам страшную тайну. Было решено, что после (!) оформления Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, мы все вступаем в ВТО». Генеральный секретарь тут же оговорился, что официально решение о вступлении трех стран нигде пока не прописано, но он думает, что будет именно так.

Необходимо уточнить, в случае присоединения Казахстана, России или Беларуси к ВТО, будет пересмотрена вся действующая система торговли со странами СНГ - торговая организация попросту не признает их в качестве преференциальных. Поэтому самым оптимальным, по мнению многих экспертов, было бы приоритетное создание единой таможенной территории РК, РФ и РБ, и последующее вступление в ВТО единым фронтом, опираясь на консолидированную позицию.

Кроме того, по мнению аналитиков, принципиальным противоречием в переговорном процессе является позиция США по сельскому хозяйству. «Правила ВТО предусматривают отмену государственной поддержки сельхозпроизводителей, на чем Вашингтон настаивает, - поясняет гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. - Кстати, стоит отметить, что и на переговорах с Россией этот вопрос также был одним из наиболее сложных. Состояние сельского хозяйства Казахстана нестабильно: неблагоприятные климатические условия, дефицит водных ресурсов, а также отсутствие финансирования отрасли в период постсоветского кризиса обусловили постоянное падение доли сельского хозяйства в ВВП страны. Для того, чтобы преодолеть эти тенденции, необходимы меры государственной поддержки, в том числе - и прямой, что противоречит позиции США».

По словам эксперта, необходимо учитывать и потенциальный доступ американских компаний к нефтегазовому сектору РК. Если в настоящее время Астана проводит достаточно гибкую политику, подписав соглашения по расширению Прикаспийского газопровода, но оставив за собой при этом право участвовать и в других трубопроводных проектах, диверсифицирующих пути поставок энергоресурсов в Европу, то после вступления в ВТО на эту политику будут накладываться вполне понятные ограничения. Что касается интересов Евросоюза, прежде всего, он жестко настаивает на минимизации субсидий отечественным производителям, что в развивающихся странах может привести к обвалам местных экономик.

«Наиболее показательным можно считать опыт Киргизии. По расчетам, вступление в ВТО должно было привлечь дополнительные инвестиции, способствовать созданию новых рабочих мест, расширить номенклатуру производимых товаров и, соответственно, обеспечить рост внешнеторгового сальдо. Вместо этого, объем внешней торговли уже с 1999 года начал падать, примерно на 6-10% в год, начался рост безработицы, а инвестиции в производство сократились. Более развитым экономикам гораздо выгоднее обеспечивать поставки товаров в страну, чем создавать там свои производства - предпочтения из-за благоприятного климата и дешевизны рабочей силы отдаются странам Юго-Восточной Азии», - говорит Алексей Мухин.

Вступление в ВТО благоприятно скажется на наиболее устойчивых отраслях нацэкономики: нефтегазовом секторе, металлургии, горнодобывающей и урановой отраслях. Крайне выгодным для них будет сначала снижение, а затем и отмена экспортных пошлин. «В частности, 26 января 2009 года была отменена экспортная таможенная пошлина на сырую нефть. Примечательно, что сначала Правительство планировало с 20 января 2009 года снизить ставку экспортной пошлины на сырую нефть на 31,4% - до 139,79 долл. за тонну. Кроме того, пошлина должна была пересматриваться ежемесячно, а не ежеквартально, как было ранее. Но уже через неделю после принятия постановления о снижении пошлины правительство вообще отменило ее», - отмечают аналитики ЦПИ.

При этом экспортная пошлина на нефтепродукты осталась, но ее ставки существенно снижены: для жидкого топлива - на 35% до 61,86 доллара за тонну, для битума нефтяного и газойля - на 56% до 41,42 доллара за тонну. Однако, по мнению агентства Fitch, «отсутствие экспортной пошлины будет компенсироваться другими налоговыми платежами: замена роялти на НДПИ, ставка которого в 2009 году планируется на уровне 5-18% в зависимости от объемов добычи (большинство ставок роялти находилось в пределах 2-8%). Кроме того, введенный рентный налог на экспорт нефти и газоконденсата, который заменит экспортную пошлину, взимается по прогрессивной шкале от 0% до 32% в зависимости от цены на нефть, но без использования маржинальной налоговой ставки».

Вступление в международный торговый клуб, по выводам аналитиков, «обесценит» и все антимонопольное законодательство Астаны, в результате чего позиции гигантов, например, «КазМунайГаза», могут быть урезаны, в то время как российские «Газпром» и «Роснефть», напротив, станут чувствовать себя на казахстанской земле более уверенно.

Получается, что, с одной стороны, внутренние производители действительно получат возможность выхода на новые рынки и смогут требовать равных условий конкуренции, но, судя по опыту, дивиденды от этого получают лишь самые крепкие и развитые отрасли. Однако, для многих очевидно, альтернативы интеграции в глобальную экономику на сегодняшний день не существует.

«Вступление в ВТО обеспечит на рынках стран-членов организации режим наибольшего благоприятствования по отношению к нашим товарам и услугам, - говорит вице-министр Министерства индустрии и торговли РК Жанар Айтжанова, - Можно было бы счесть, что этот режим уже существует в целом. Но нынче никто не может де-юре воспрепятствовать странам-членам ВТО ужесточить торговый режим по отношению к нашей продукции, мы-то не являемся частью этой организации. То есть, при вступлении в ВТО мы получаем гарантию доступа к тому же режиму, который применяется нашими торговыми партнерами по отношению ко всем странам-членам организации».

Проблема и в том, что Казахстан не имеет доступа к мировым портам для транспортировки своей продукции на внешние рынки, что непосредственно влияет на экспортную цену казахстанских товаров, тогда как членство в ВТО позволит экспортировать наши товары на рынки других членов ВТО по тем тарифам, которые применяются при транспортировке товаров внутри этих стран. Но надо четко сознавать, что такое же обязательство мы берем и на себя при вступлении в ВТО. У нас существует дифференциация тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом по видам сообщений и по родам грузов. Разные тарифы по отношению к разным грузам не противоречат нормам ВТО, если они применяются одинаково как к отечественным, так и внешним товарам.

Астана уже провела большую работу по приближению казахстанских законов в области ветеринарии и санитарных мер к нормам ВТО, которые вместе с модернизацией и оснащением лабораторий необходимым оборудованием позволят нам обеспечить должным образом защиту жизни и здоровья населения при производстве и импорте продукции. К тому же признание казахстанских ветеринарных сертификатов будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на внешних рынках.

Либерализация условий доступа на отечественный рынок товаров из-за рубежа за счет снижения импортных таможенных пошлин в отношении продукции, которая не производится в стране, также должно позитивно сказаться на благосостоянии потребителей в целом. Кроме того, повысится конкурентоспособность товаров, производимых с использованием импортируемого сырья и оборудования.

В МИиТ РК поясняют: «На сегодняшний день республика практически завершила приведение национального законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности в соответствие с нормами Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В частности, внесены дополнения и изменения в уголовный и административный кодексы в части усиления мер ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности, значительно усилены меры по борьбе с распространением контрафактной продукции на территории Казахстана. Кроме того, чтобы привести законы РК в полное соответствие с требованиями норм ВТО по субсидиям и компенсациям, антидемпинговым и защитным мерам, внесены необходимые изменения в законодательство. В частности, определения «субсидии» и «отечественная промышленность» были конкретизированы, введено понятие «нормальной стоимости», используемое при проведении антидемпинговых расследований». Внесены изменения и в Налоговый и Таможенный кодексы РК, проходят экспертизу законы, предусматривающие создание и функционирование специальных экономических зон в республике. Все эти меры реализуются «рука об руку» с многочисленными переговорами Казахстана со странами-членами ВТО.

Однако, как говорилось выше, спешка в данном деле неуместна. Если Казахстан отдаст «право первой ночи» формированию Таможенного треугольника с Россией и Беларусью - придется потом перекраивать законы снова. По мнению же профессора ГУ-ВШЭ Владимира Панькова, нынешние экономические условия делают абсолютно невыгодным членство в ВТО и его лучше отложить до посткризисных времен - да и предложенные условия весьма дискриминационные, по крайней мере, для России.

Анастасия Бакурина, специально для BNews.kz


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение