ЕС ВЛЕЗЕТ В ТРУБУ "НАБУККО"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Два базовых вопроса для строительства любых трубопроводных маршрутов - наличие сырьевой базы и источников финансирования для "Набукко" оказались трудноразрешимыми. Обычно цепочка начинается от определения ресурсной базы, далее уже вычерчивается примерный маршрут поставок с выведением финансовой стоимости проекта. В Евросоюзе решили поставить телегу впереди лошади - не до конца определившись, откуда будет браться газ для трубы, быстренько нарисовали его маршрут. В результате в проекте сложно просчитывается коммерческая составляющая, что отталкивает частных инвесторов от вложений в его реализацию.
ЕС ВЛЕЗЕТ В ТРУБУ "НАБУККО"

Всю последнюю неделю трубопровод "Набукко" наполняли политической волей. С разных трибун руководители Европейского Союза подтверждали важность создания газовой трубы, обоснованность проекта необходимостью обеспечения энергетической безопасности континента. О политике в "Набукко" было сказано немало, но все эксперты ждали заявлений экономического характера. Загадкой оставалось то, откуда члены консорциума в нынешних непростых условиях сначала смогут найти 7,9 млрд евро, требуемые для постройки трубы, а параллельно сконцентрировать в ней, собственно, газовые потоки.

Два базовых вопроса для строительства любых трубопроводных маршрутов - наличие сырьевой базы и источников финансирования для "Набукко" оказались трудноразрешимыми. Обычно цепочка начинается от определения ресурсной базы, далее уже вычерчивается примерный маршрут поставок с выведением финансовой стоимости проекта. В Евросоюзе решили поставить телегу впереди лошади - не до конца определившись, откуда будет браться газ для трубы, быстренько нарисовали его маршрут. В результате в проекте сложно просчитывается коммерческая составляющая, что отталкивает частных инвесторов от вложений в его реализацию.

В нынешних условиях Евросоюз, осознавая политическую значимость проекта, стремясь уйти от газовой зависимости от России, пытается в неимоверных потугах одновременно разрешить обе технологические задачи поиска и газа, и денег. Из-за отсутствия очереди из желающих потратиться на трубу еврокомиссарам после мучительных колебаний пришлось идти на беспрецедентный шаг - взять оплату проекта на себя. Глава Еврокомиссии Мануэль Баррозу на днях на форуме в Софии объявил примерные посильные для ЕС масштабы финансирования транспортных коридоров в Южной и Центральной Европе, подразумевая в первую очередь "Набукко". Речь идет о 3,75 млрд евро, которые могут быть выделены из общего бюджета единой Европы. Остальные средства глава ЕС посоветовал искать у коммерческих банков и средств самих участников консорциума.

Все попытки привлечь к вхождению в акционерный капитал "Набукко" госсредств Азербайджана и Туркменистана не увенчались успехом. Посыл, основывавшийся на интересе этих стран вывести свои энергоносители на европейский рынок, предусматривал важную поправку - необходимость собственного финансового сопровождения движения газа и создания для него трубы. Сколько различных делегаций посещало эти столицы с целью заставить раскошелиться на проект. Однако ни Баку, ни Ашхабад не поддались на такие уловки и увещевания.

Находящийся с визитом в Брюсселе президент Азербайджана Ильхам Алиев, подтверждая интерес к трубе, вновь согласился лишь обеспечить возможный транзит туркменского газа через территорию своей страны. Что касается предоставления собственных газовых ресурсов для наполнения "Набукко", то здесь Азербайджан осторожен и пока тщательно подбирает возможных покупателей и транзитеров для своего газа. На этот раз в Брюсселе Ильхама Алиева также усиленно уговаривали не сильно оглядываться на Москву и воспользоваться предложением европейцев.

"Мы считаем, что этот проект важен для всего региона и Европы. Я приветствую принятые Азербайджаном в сфере энергетической политики трудные, но смелые решения. На наш взгляд, это такая важная сфера, которая может принести Азербайджану и Евросоюзу конкретную пользу", - сказал глава Еврокомиссии на брифинге в Брюсселе по итогам встречи с азербайджанским президентом.

Баку за последние годы подписал несколько соглашений о сотрудничестве в газовой сфере, как с Брюсселем, так и Москвой. Однако для аналитиков ясно, что игра идет не только вокруг стоимости тысячи кубов, но и сопряжена со множеством политических условий, главным из которых, безусловно, выдвигается Карабах и сопредельные с ним азербайджанские территории, которые оккупированы Арменией.

Азербайджан в той или иной форме всегда увязывает восстановление территориальной целостности страны с лояльностью по коммерческим и транспортным аспектам прокачки газа и других энергоресурсов в будущем. И прогресс осуществления такой политики уже наметился. Эксперты уже всерьез размышляют о возможном возвращении Баку пяти из семи оккупированных районов.

По другую сторону Каспия в Туркменистане также начали учитывать все преимущества разновекторной политики. Ашхабад, используя подвернувшийся повод, "обиделся" на "Газпром". Российский монополист, не признаваясь, сократил отбор туркменского газа из-за снижения потребления, что фактически противоречит духу подписанного контракта. Кроме того, на газовой магистрали произошла крупная авария - разрыв трубы. По мнению туркменской стороны, вина за аварию полностью лежит на россиянах, сокративших отбор газа, что привело к динамическому удару.

Удачная ссора позволила подвести платформу под намерение Туркменистана дать согласие на поставки газа для "Набукко", чего так долго добивались в ЕС. Другой шаг стал и вовсе неожиданным для россиян, считавших что сражение за туркменский газ выиграно уже давно. Ашхабад подписал соглашение с немецким концерном RWE, по которому последний получил право на добычу газа на сухопутном месторождении страны. Впервые туркмены отдали свое сухопутное месторождение в ведение иностранцам.

Все эти предпосылки позволяют все более уверенно взглянуть на будущее "Набукко", а европейцам продолжать договариваться с не менее строптивыми турками. Как заявил в понедельник 27 апреля на III международной Каспийской нефтегазовой торгово-транспортной конференции в Баку представитель по связям Nabucco GmbH (Австрия) Кристиан Долезал, уже в июне будет подписано межправительственное соглашение между ЕС и Турцией по поставкам газа в европейские страны в рамках проекта "Набукко". По его словам, уже в 2011 году начнется строительство и в 2014 году оно будет завершено. Ожидается, что к 2020 году газопровод заработает на полную мощность в 31 млрд кубометров.

По мнению же аналитика и специалиста по энергетической безопасности медийной британской компании Platts Джона Робертса, высказанного на той же конференции, проект газопровода "Набукко" необходимо сделать максимально прозрачным. Главной задачей, по его словам, является строительство трубопровода между Турцией и Австрией. "Дальше все будет развиваться органично, - сказал Робертс. - Еврокомиссия в течение следующих нескольких недель приложит усилия, чтобы решить проблемы транзита и вопросы финансирования. Положительным моментом является то, что предпринимаются попытки, однако, неизвестно, будут ли они успешными", - сказал он.

Что касается использования в проекте иранского газа, по словам Робертса, весь вопрос упирается в коммерческую выгоду. "Если будут коммерческие предложения о том, чтобы иранский газ поступал в систему (например, через Турцию), то он будет поступать", - сказал представитель Platts. Тем самым ЕС готов пренебречь политическими препятствиями развития отношений с Ираном, в том случае, если это пойдет на пользу энергетической безопасности Европы. Тегеран реагирует на такие посылы положительно, рассматривая крайнюю заинтересованность Европы в энергоносителях как брешь в стройной позиции Запада относительно ядерных устремлений Ирана. Чем закончится такой многоходовый пасьянс, покажут ближайшие недели, когда ЕС придется от слов приступать к делу - класть деньги на бочку "Набукко".

Евгений КРИШТАЛЁВ

http://www.vestikavkaza.ru/

Теги: ЕС , Газ

Поделиться: