Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Проблема адаптации казахов-оралманов из Китая в Казахстане.

26.04.2009

Автор:

Теги:
Проблема адаптации казахов-оралманов из Китая в Казахстане.

Автор: Махмудова Шолпан

Возвращение этнических казахов в Казахстан привело с 1991 по 2008 гг. к увеличению числа населения Казахстана на 700000 тыс. чел . Вместе с увеличением числа населения, миграция этнических казахов привнесла в общественную жизнь Казахстана свои нюансы, некоторые из которых приняли общереспубликанский характер. Также характерной чертой является длительность протекания этих проблем, что в свою очередь находит отражение во внутренних процессах Казахстана.
Примечательно, что только из Китая прибыло 65191 чел  . На 2009 г. численность казахов в Китае, по разным оценкам колеблется от 1,5 до 2 млн. чел., что в долгосрочной перспективе накладывает отпечаток на казахстано-китайские отношения.
Положение казахов в Китае: Казахи, являются одними из 5 этносов КНР, которые имеют «статус государственного уровня». Данный статус в Китае имеют монголы, тибетцы, уйгуры, казахи и корейцы. Несмотря на более высокие перспективы экономического развития КНР, большинство этнических казахов мигрируют на историческую Родину, желая самореализовать себя на родине, с расчетом на помощь государства.
Однако казахи, пожелавшие вернуться в Казахстан, сталкиваются с целым рядом проблем, которые между собой связаны и имеют хронический характер. Что связано, прежде всего, с проблемами реализации политики возвращения этнических казахов с 1991 года, объявленной Казахстаном, которая создает одну из главных и основополагающих проблем адаптации:
Несовершенная нормативно-правовая база:
Нечетко проработанные механизмы приема документов и их оформление. Так, требования, выдвигаемые Комитетом по миграции, нарушают требования миграционной полиции:
Например: Лицо, претендующее на получение статуса «оралман» для того чтобы попасть в квоту должен привезти семью в Казахстан, и предоставить в Комитет документальные подтверждения (прописка, справки с места учебы, работы) того, что его семья уже находится на исторической родине. После этого, мигрант, получивший статус «оралмана» попадает в квоту иммиграции, которая дает право на материальную помощь со стороны государства. Миграционная же полиция с 2007 г. прописывает совершеннолетних членов семьи по месту жительства при условии сдачи документов на получение казахстанского гражданства. Согласно Законодательству РК, получив гражданство, мигрант теряет свой статус «оралмана». Лица, потерявшие статус «оралмана», не могут претендовать на финансовые выплаты, не прописав семью, мигрант не может претендовать на включение в квоту, но прописка осуществляется лишь при условии подачи документов на гражданство. Вследствие несогласованности действий Комитета миграции и миграционной полиции возникает определенная бюрократическая путаница. Результатом этой путаницы становятся проволочки в рассмотрении документов, задержки в присвоении миграционной квоты и пособии.
Такой подход объясним логической обоснованностью выдачи миграционных квот и пособий, оказанием государственной поддержки и помощи тем, кто действительно решил стать гражданином Казахстана. Однако в целях улучшения механизмов взаимодействия мигрантов и государственных органов следует пересмотреть и утвердить новые правила приема документов в комитете Миграции и миграционной полиции. Необходимо внести в законодательство РК «о гражданстве» поправку, по которой за лицом, вначале получившем статус «оралмана», а затем казахстанское гражданство сохранялись бы привилегии, по закону РК «о миграции населения».
Необходимо рассмотреть отдельно проблему порядка приема документов на получение казахстанского гражданства. Основным минусом механизма получения оралманами казахстанского гражданства является время рассмотрения ходатайства, а также проволочки в рассмотрении документов. Причиной этого является незнание оралманами норм и порядка получения гражданства, а также отсутствие должной разъяснительной работы со стороны должностных лиц органов внутренних дел, а также ненадлежащее оформление дел должностными лицами ДВД областей, вследствие чего дела возвращается Управлением на доработку. Из-за чего рассмотрение ходатайства на получение казахстанского гражданства может длиться год, что является нарушением Закона РК «О гражданстве РК» в котором четко прописано, что срок рассмотрения документов не должен превышать срок в 6 месяцев .
В целях улучшения механизма приема документов на получение казахстанского гражданства следует внести дополнения в Инструкцию по гражданству, которые бы регламентировали механизмы возврата материалов на доработку.
Отсутствие необходимости самостоятельного выбора места жительства мигрантами: Так, необходимость развития северных, восточных, центральных регионов, в долгосрочной перспективе требует большого количества людей, для покрытия отрицательного сальдо населения, которое уже оттуда уехало. Однако у мигрантов существует своя точка зрения, заключающаяся в желании жить там, где условия жизни лучше. Эта точка зрения идет вразрез с государственными интересами и создает ряд таких проблем как:

  • Вторичная миграция в пределах республики;
  • Факты стихийного самозахвата земель, что является нарушением земельного Закона РК (к примеру, случай в ауле Нурсултан около г. Астана);
  • Рост числа безработных;
Создаваемые в рамках проекта «Нүрлы көш»  макрозоны и города спутники крупных городов представляют собой в долгосрочной перспективе решение ряда существующих проблем. Однако, самими оралманами неверно трактуется идея жить в специальных макрозонах и городах спутниках, как идея отделения людей второго сорта в резервации, что в свою очередь накладывает серьезный отпечаток на поведение и образ мышления оралманов. Отсюда вытекает проблема общения оралманов и местного населения:
Неоднозначные отношения между оралманами и местным населением:
Возникающая стойкая иллюзия у оралманов о том, что их не воспринимают как личностей и носителей этноса мешает им толерантно относиться к другим национальностям. Возможны столкновения между оралманами и местным населением, особенно в регионах.
Усугубляет положение стихийное перемещение внутренних мигрантов, которое создает социальное напряжение, ухудшающее и без того несбалансированный внутренний рынок труда. Вторичная миграция и желание проживать в Южно-Казахстанской, Мангистауской, Алматинской и Жамбылской областях, которые считаются трудоизбыточными регионами, усиливает тенденцию негативного отношения к оралманам. По данным Центра Социологических Исследований эта тенденция существует среди людей с низким уровнем жизни. Разница в менталитете, является одним из основных ключевых факторов неоднозначного, а порой и негативного отношения к оралманам.
Трудоустройство:
Казахстан на 2009 год испытывает острый дефицит квалифицированных кадров, особенно в сельской местности, однако оралманы не могут восполнить нехватку специалистов, ввиду несогласованности механизмов государства в этой сфере. Законом РК «О занятости населения»  предусмотрено содействие занятости целевым группам, в которую входят и оралманы». Здесь, согласно статье 19 закона «О занятости населения», лишь безработные, входящие в целевые группы, имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. Однако пока оралман сохраняет свой статус и находится под опекой Комитета по миграции, местные исполнительные органы не могут ввести его в состав тех или иных целевых групп.
Необходимо согласовать между собой Закон РК «О занятости  населения»  и Закон РК «О миграции населения»   для того чтобы оралманы могли в полной мере воспользоваться своими правами.
Отсюда вытекает еще одна проблема:
Неспособность некоторой части оралманов дать своим детям возможность получить хорошее образование. Традиционно семьи оралманов многодетны. Дети составляют 41% всех приехавших репатриантов. В положительном аспекте это увеличение численности населения, в отрицательном - государство столкнется с большим количеством людей, которые будут вынуждены занимать ниши низкооплачиваемого, тяжелого труда. Что приведет к еще большому увеличению числа людей с низким уровнем дохода, сокращению продолжительности жизни, росту болезней и росту преступности.
Сложности в получении жилья:
Д 2004 года лицам, включенным в иммиграционную квоту предоставлялась жилплощадь в городах и селах. Деньги, выделяемые по закону, вступившему в силу в 2004 году на приобретения жилья, не учитывают в себе изменения, которые произошли на рынке недвижимости по всей республике.
Лица, получившие статус «оралман» получают средства для приобретения жилья в размере 100-кратного минимального расчетного показателя (МРП) на каждого члена семьи и компенсацию расходов по переезду на новое место жительства. В «Союзе оралманов Казахстана» полагают, что государство перешло от выделения жилья к предоставлению денежных субсидий, во-первых, из-за высоких темпов роста цен на недвижимость, а во-вторых, из-за высокого уровня коррупции при распределении квартир и домов.
Например: Семья оралмана из пяти человек получит 833 тыс. тенге или около 5,7 тыс. долларов, плюс расходы, которые компенсируются оралману на переезд до места постоянного жительства. Приобрести на эти деньги квартиру в городе или дом на селе, даже с учетом денег привезенных с собой, оралманы сразу не могут. Документы, которые необходимы для получения кредитов у оралманов отсутствуют. По новому постановлению Правительства от 2 декабря №1126 разрабатываются меры по внедрению механизма получения оралманами СИКа, особых кредитных условий на покупку земли по проекту «Нүрлы қөш».

 

Тут следует отметить, что созданные для решения жилищных проблем Центры временного проживания оралманов не справляются с тем количеством людей, которое переехало в Казахстан.
Исходя из данных указанных в постановлении Правительства РК от 2 декабря №1126 , всего с 1991 по январь 2009 в Казахстан прибыло 706 тыс. человек. На данный момент создано всего 14 Центров Адаптации и проживания, сосредоточенные в крупных городах Казахстана. Из них 3 центра были построены в прошлом 2008 году и начато строительство типового центра в Актобе. В 2009-2011 гг. планируется создание еще 7 центров районного значения. С учетом охвата территории Республики Казахстан этих центров недостаточно даже для оказания услуг в крупных городах. В результате нередки случаи, когда оралманам приходится жить в помещениях, изначально не приспособленных для проживания людей.
Зафиксированы случаи превышения полномочий директорами Центров временного проживания оралманов . Особенно эта проблема характерна для сельской местности, где трудности проживания даже для местного населения до сих пор не решены правительством. Отсутствие питьевой воды, газа, электричества, отопления, работы, дорог являются факторами, имеющими большое влияние на обустройство оралманов в сельской местности.
Языковой барьер:
Казахи, проживающие в Китае и Монголии, пишут, используя арабскую графику. В Казахстане с 1928 г. Казахи используют кириллицу. В результате этнические казахи не знают письменности родного языка, у них возникают проблемы при оформлении документов. Еще больше усиливается этот барьер для оралманов из Китая из-за  незнания ими русского языка, которые является языком межнационального общения в Казахстане. В силу исторических причин, на территории Казахстана сложилась ситуация, когда большая часть казахского этноса лучше знает русский язык, чем родной казахский язык. Это накладывает своеобразный отпечаток на отношения между коренными казахами и этническими казахами.
Решением может послужить создание договорно-правовой базы со странами, где проживают казахи о строительстве и размещении казахстанских культурных центров, главная цель которых будет ознакомить этнических казахов с существующими реалиями жизни на исторической Родине.
***
Существующие проблемы мешают оралманам полноценно ощутить себя частью казахского народа. Ущерб, наносимый государственным интересам, проблемами оралманов колоссален. При дальнейшей эскалации этих проблем, возможен их рост из экономической плоскости в ряд проблем национального характера. С учетом численности оралманов на территории Казахстана (700000 чел, по официальным данным Комитета миграции) и численности оралманов проживающих за рубежом (5млн чел, из них КНР- 1,5 млн чел.) Государству необходимо создать административную структуру, при Правительстве РК, которая стала бы эффективным механизмом помощи.
В п.2 ст. 29 Закона РК «О миграции населения» от 17 декабря 1997 г. четко указано, что «Государство вправе устанавливать дополнительные, кроме перечисленных в настоящей статье, льготы, компенсации, усиливающие адресную помощь репатриантам (оралманам)». В цели и задачи этого ведомства входило бы:
1. Комплексное согласование нормативно-правовой базы по оралманам;
2. Координирование действий Советов Оралманов при областных акиматах по всей Республике.
3. Создания культурных адаптационных центров за рубежом, с целью комплексного ознакомления казахов-оралманов с реалиями современного Казахстана.
Таким образом, следует отметить, что проблемы адаптации этнических казахов не только из Китая, но и из других стран требуют пристального внимания Правительства и скорейшего их разрешения с учетом увеличения квоты с 15 тыс. семей до 20 тыс. семей с 2009 года. Если к этому прибавить мигрантов, прибывающих сверх норм иммиграционной квоты, Казахстан столкнется с проблемой не только общественно-социального характера, но и с возможностью получения социальных кризисов, которые могут повлечь за собой социальные кризисы других слоев населения, на фоне мирового экономического кризиса.

Время Востока

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение