Мотивы и направления миграции кыргызов юга Кыргызстана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Население суверенного Кыргызстана в процессе формирования своего этнодемографического состава прошло сложный исторический путь. Динамические и структурные изменения в социально-демографическом положении Кыргызской республики обусловлены происходящими экономическими и социальными, политическими и экологическими явлениями как внутри страны, так и за ее пределами. Одним из наиболее важных факторов влияния, на наш взгляд являются процессы миграции.
Мотивы и направления миграции кыргызов юга Кыргызстана

Жоошбекова А.Р., к.и.н.,

доцент кафедры истории

Кыргызстана и этнологии

КГУ им. И. Арабаева.

Население суверенного Кыргызстана в процессе формирования своего этнодемографического состава прошло сложный исторический путь. Динамические и структурные изменения в социально-демографическом положении Кыргызской республики обусловлены происходящими экономическими и социальными, политическими и экологическими явлениями как внутри страны, так и за ее пределами. Одним из наиболее важных факторов влияния, на наш взгляд являются процессы миграции.

Общество Кыргызстана уже 17 лет как живет в условиях перехода в качественно иную социальную систему. В настоящее время данный процесс характеризуется сложным экономическим и социальным кризисами, что в свою очередь обусловило поляризацию населения по уровню доходов и структуре потребления. Особенно остро такая дифференциация по регионам наблюдается в Ферганской долине.

Ферганская долина - территория, на которой все проблемы Центральной Азии государственные границы между республиками, бедность, дефицит плодородных земель и водных ресурсов, безработица, межэтнические противоречия представлены в концентрированном виде и сплетены в клубок противоречий.

В советское время в регионе, в том числе и в Ферганской долине, национально-государственное размежевание было проведено на основе произвольного представления об этнических границах. Долину, всегда представлявшую собой единую территорию рассекли административные границы Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, а после распада СССР они обрели статус государственных рубежей, что вызвало многочисленные проблемы. Границы прервали исторически сложившиеся экономические, культурные и политические связи. Восточная часть равнины, а также окружающие долину с севера, востока и юга горы и предгорья принадлежат Кыргызстану и относятся к Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областям. Эти области имеют большое значение для государства, так как играют важную роль в социально-экономической жизни Кыргызстана. В вышеуказанных 3 областях Кыргызстана занимающих 40,4 % территории республики проживает 52% населения Кыргызстана [1].

Области

Численность населения (млн. чел.)

Доля сельского населения , %

Доля городского населения , %

Ошская

1,05

76,8

23,2

Джалал-Абадская

0,97

76,9

23,1

Баткенская

0,42

80,8

19,2

Для стран Центральной Азии характерен очень высокий прирост численности населения, прежде всего в сельских районах. Всего же сегодня в Ферганской долине, составляющей 1% территории региона проживает около 12 млн.чел., то есть свыше 20% его населения. При этом следует учитывать продолжающийся быстрый рост численности населения. Преобладание молодежи и детей в его структуре обеспечивает сохранение высокой рождаемости и в перспективе. По экспертным оценкам в 2010 г. население Ферганской долины достигнет 14-15 млн. чел [2]. Таким образом, ситуация в долине классический пример социальной напряженности в условиях перенаселенности, дефицита земель и переизбытка трудовых ресурсов. Эти проблемы усугубляются сложной этнической ситуацией в регионе, где, несмотря на абсолютное численное доминирование узбеков сталкиваются интересы представителей нескольких этносов - кыргызов, таджиков и узбеков. Все это происходит на фоне высокой активности подпольных исламистских групп (например, «Хизб ут- Тахрир»). Рост социальной напряженности, обострение межнациональных противоречий и активизация деятельности радикальных исламистских организаций в значительной степени вызваны экономическими причинами, так как высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни основной массы населения приводят к возникновению замкнутых молодежных групп безработных, лишенных доступа к ресурсам, образованию, здравоохранению, возможностей изменить свою жизнь к лучшему. Именно в этой среде активизируются экстремистские группы и радикальные исламистские организации.

Одна из наиболее важных проблем характеризующих ситуацию в социальной сфере - безработица. Она вызвана резким снижением занятости в государственных структурах и медленным развитием частного сектора, остановкой производства, углублением диспропорций между увеличивающейся численностью рабочей силы и потребностью в ней, аграрными реформами в регионе.

Так, по материалам Нацстаткома Кыргызской Республики на 1999 год по удельному весу и абсолютной численности большинство безработных и бедных проживало в сельских районах, доходы которых были как минимум в 2 раза ниже, чем у горожан. К тому же в процентах ко всему населению на 2000 год городское население составляет 35,4%, а сельское - 64,6% [3].

Как известно, экономическая реформа в регионах началась с приватизации колхозного имущества и распределение земельных наделов между крестьянами, которое было осуществлено в форме механического растаскивания колхозного скота и другого имущества. Безработица, отсутствие оборотных средств для надлежащей обработки земельных наделов, нехватка земли, трудности в сбыте сельскохозяйственной продукции и другие причины в совокупности ускорили процесс обнищания основной массы. На фоне такой безутешной картины миграция стала одним из путей выхода из сложившейся ситуации.

Какими бы конкретными причинами не вызывались переселения в их основе лежит стремления людей улучшит условия своей жизни [4]. Интенсивность миграции, ее размеры непосредственно связаны с показателями уровня жизни. Меньше всего население выбывает из тех мест, где материальные условия оказываются лучшими. Если остановиться на сегодняшних процессах урбанизации и миграции, то можно отметить, что до недавнего времени миграция из села в город рассматривалась как положительное явление. Считалось, что это нормальный процесс, посредством которого осуществляется перелив избыточной рабочей силы в города, где в ней ощущается потребность.

Каковы бы не были непосредственные факторы урбанизации, где города постепенно становились притягательной силой для возрастающего количества людей. Урбанизация превратилась в относительно комфортный фактор миграции: города - это места труда, новые его формы, более высокий уровень социальных услуг, наконец, более комфортные условия жизни [5].

Кроме того, миграция усиливает дисбаланс между городом и селом. Среди мигрантов много образованных людей, поэтому, с одной стороны, происходит разбухание не находящего применения человеческого ресурса в городе и, с другой стороны - его оскудение в сельской местности. Одновременно в город хлынуло огромное количество неквалифицированных людей, происходила, так называемая аграризация города. Также существует проблема сложности адаптации к новым условиям. Не приспособившиеся в городе сельские мигранты пополняют группу представителей социального дна.

Для изучения миграционных процессов среди городского населения Ферганской долины нами было проведено этносоциологическое исследование. В Ошской области находятся города Ош, Кара-Суу, Узген, Ноокат; В Джалал-Абадской - Джалал-Абад, Таш-Кумыр, Майлы-Суу, Каракуль, Кок-Янгак, Кербен; В Баткенской- Баткен, Кызыл-Кия, Сулюкта.

Из вышеуказанных городов были выбраны городов были выбраны г.Джалал-Абад, г.Кызыл-Кия. В этих городах были опрошены свыше 600 чел. старше 16 лет, с различным уровнем образования и квалификации.

Как выяснилось в ходе наших исследований и как отмечено в литературе, средние города выполняют роль «промежуточного» пункта при передвижении населения из села в крупные города [6]. В условиях оттока населения из средних городов в крупные, прирост населения этих городов происходит в основном за счет притока сельских мигрантов. По данным этносоциологического исследования причинами возможного переезда из средних городов в крупные города стали неудовлетворенность их жителей обслуживанием культурно-бытовых учреждений(28%), а также условиями труда(20%). Крупные города притягивают приезжих содержанием и разнообразием образа жизни, на что указали 25% опрошенных. Крупные города в сравнении со средними предоставляют более широкий выбор творческих видов труда, на что указали 29% респондентов, а на жилищную, то есть возможность улучшить свои жилищные условия указали 25% респондентов.

Этносоциологический опрос показал, что среди жителей средних городов республики постоянно образуется контингент, который можно отнести к потенциальным мигрантам. Потенциальные мигранты - это прежде всего молодежь с более высоким образованием, а также с большей по сравнению с остальной группой миграционной подвижностью.

На миграцию населения города влияют целый комплекс причин. Причины миграции проявляются чаще всего в виде нескольких мотивов, которые дифференцируются в зависимости от пола, возраста, семейного положения, образования и профессии. Основная часть мотивов мигрирующего населения связана с работой. Свой переезд связывают с возможностью получения более интересной и высокооплачиваемой работы 58% мужчин и 32% женщин. Низкий уровень культурно-бытового обслуживания одинаково не устраивал как мужчин, так и женщин. У более молодых возрастных групп основным мотивом переезда является учеба, так почти половина опрошенных в возрасте 21-25лет отметили учебу. У возрастной группы 40-49лет решающее значение имеют мотивы, связанные с улучшением жилищно-бытовых условий. У этих возрастных групп несколько повышается и доля мотивов, связанных с семейными обстоятельствами. У холостых (незамужних) наблюдается наибольший удельный вес причин, связанных с трудовой деятельностью. У выбывающих существенно большая часть причин обуславливается необходимостью устройства личной жизни.

В результате преимущественного оттока из средних городов молодежи изменяется половозрастная структура населения, снижается в них удельный вес молодых горожан и падает естественный прирост.

Различия в этническом составе, половозрастной структуре, функциональном профиле приводят к вариациям уровня рождаемости разных городов. Значительный интерес в демографическом плане представляет изучение изменения рождаемости в зависимости от величины города. Однако подобный анализ в разрезе городов не позволит установить наиболее обще характерные тенденции. Самые высокие темпы снижения рождаемости присущи городам с численностью до 20тыс.чел. Прибывшие сюда мигранты после некоторого времени стараются переселиться в более крупные города, уходит и большая часть молодежи данного города. Как следствие, с уменьшением абсолютной численности населения и ухудшением их половозрастной структуры, естественно понижаются и параметры рождаемости.

В средних городах еще сильно наблюдаются установленные с давних времен национальные, бытовые и другие местные обычаи, которые непосредственно влияют на режим рождаемости. Среди явлений естественного движения населения три процесса - рождаемость, брачность, разводимость протекают в почти ограниченных границах возрастной структуры населения. Известная закономерность, что чем больше город, тем выше смертность не подтверждается нашими исследованиями. Например самые высокие показатели смертности присущи не крупным городам, а средним, имеющим численность населения в пределах 50-100тыс чел.(Г.Джалал-Абад). Высокий коэффициент смертности связан с относительно большей долей населения пожилого возраста.

Таким образом, показатели характеризующие миграционную подвижность населения средних городов, можно использовать в качестве своеобразного барометра, показывающего, насколько города разного типа по своим условиям жизни отвечают потребностям их жителей. Миграционные процессы служат важным фактором социальной и территориальной мобильности кыргызов, способствующей приобщению их к урбанистической культуре, а вместе с тем приводит к совершенствованию традиционных форм духовной культуры и быта других этносов.

Поиск нового места жительства, новой работы, новых знакомств - сугубо личное дело. А государство в этом плане должно создавать предварительные основы и поощрительные условия для перемещения, переселения людей. Открытие новых производств, новых технологий, создание в связи с этим надлежащих условий жизни, а затем объявление спроса на новые специальности, пропаганда и разъяснение среди населения таких программ целиком и полностью являются компетенцией правительства.

Примечания:

1. Основные итоги Первой национальной переписи населения КР.- Бишкек,2000.-С.5

2. Кыргызская Республика и регионы. Нацстатком КР. - Бишкек, 2000.-С.8

3. Основные итоги Первой национальной переписи населения КР.-Бишкек,2000.-С.17

4. Батилов Д. Внешняя миграция в Кыргызской Республике// « Миграция и опыт взаимодействия регионов по усилению экономической стабильности в Евразии». Материалы междунар. научно-практической конференции. - Новосибирск,2003.-С.73

5.Хаджиева Г.У. Социально-демографические процессы в Казахстане: урбанизация и другие факторы влияния. // Урбанизация и номадизм в Центральной Азии: история и проблемы. Материалы междунар. научной конференции. Алматы,2007. -С.412.

6. Воробьев В.Д., ГладышеваЕ.Н., Переведенцев В.И., Покшишевский В.В. Об основных закономерностях миграции. Л.,1964. -С.15

Поделиться: