Особенности проявления политического ислама в Кыргызстане

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Основными причинами столь активного распространения идей ХТИ в Кыргызстане является целый комплекс предпосылок: Во-первых, внешними предпосылками являются формирование и распространение политического ислама в Центральной Азии. Во-вторых, это сложная социально-экономическая ситуация впоследствии распада СССР, слом старой и отсутствие новой идеологии, появление большого числа людей, не нашедших себя в условиях переходного периода, не имеющих достойной работы, средств к существованию, обреченных на нищенское прозябание без всяких надежд на улучшение своей жизни. Вышесказанное способствует активизации ее деятельности, которая протекает в условиях системного кризиса и трансформации всех сфер жизни общества, в свою очередь это является особенностью в ее деятельности, своеобразием исторического момента в Кыргызстане, играющего на пользу хизбутовцам.
Особенности  проявления политического ислама  в Кыргызстане

13 мая 2009 года в МГУ пройдет презентация нового сборника статей, подготовленного учеными исторического факультета МГУ и специалистами ведущих кыргызских вузов. Редакция сайта публикует краткие версии представленных материалов.

**********************************************************************************

Курбанова Н.У. к.и.н., доцент

кафедры Истории Кыргызстана

и этнологии Института истории и

социально-правового образования

КГУ им. И. Арабаева

Особенности проявления политического ислама в Кыргызстане

Политический ислам представлен в Кыргызстане религиозной организацией «Хизб ут- Тахрир». В ноябре 2003 г. Верховный суд Кыргызской Республики вынес решение о запрете деятельности «Хизб ут- Тахрир» в республике и признал ее экстремистской организацией.

Экспертная группа теологов вынесла вердикт: содержание листовок носит политический характер, в искаженном виде передается суть аятов Корана [1]

Основными причинами столь активного распространения идей ХТИ в Кыргызстане является целый комплекс предпосылок:

Во-первых, внешними предпосылками являются формирование и распространение политического ислама в Центральной Азии.

Во-вторых, это сложная социально-экономическая ситуация впоследствии распада СССР, слом старой и отсутствие новой идеологии, появление большого числа людей, не нашедших себя в условиях переходного периода, не имеющих достойной работы, средств к существованию, обреченных на нищенское прозябание без всяких надежд на улучшение своей жизни. Вышесказанное способствует активизации ее деятельности, которая протекает в условиях системного кризиса и трансформации всех сфер жизни общества, в свою очередь это является особенностью в ее деятельности ,своеобразием исторического момента в Кыргызстане, играющего на пользу хизбутовцам.

В-третьих, низкий уровень религиозного просвещения населения и отсутствие квалифицированной теологической подготовки и образования у служителей официального ислама. В связи с чем, за прошедшие после распада СССР годы сформировалось целое поколение молодых людей, которые легко поддаются идеологической обработке со стороны радикального ислама.

В-четвертых, наличие у «Хизб ут-Тахрир» внерегионального источника поддержки и стимуляции, который «активно используется в большой геополитической игре как средство воздействия на правительства стран региона» [2]

В - пятых, развитие демократии в стране и либеральный закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», позволяющий легально свободно проводить активную агитационную деятельность, неконтролируемое обучение студентов в сомнительных религиозных учебных заведениях за рубежом.

В-шестых, отсутствие опыта борьбы у официального мусульманского духовенства с подобными явлениями.

В чем заключается популярность Хизб ут - Тахрир, несмотря на запрет его легальной деятельности, в чем динамика роста его состава?

Сегодня лидеры с религиозной риторикой о духовном оздоровлении общества, ответственности на том и этом свете вызывают больше симпатий у простого народа, привлекает к себе широкую аудиторию. Тогда как многочисленные партии ограничиваются борьбой за власть и материальные ресурсы, не предлагая путей выхода из кризиса и долгосрочную модель развития Кыргызстана.

Нужно отдать должное руководителям этого пропагандистского потока, они даже учитывают психологические особенности различных слоев населения в той или иной стране, например, экстремистская литература в Кыргызстане распространяется на русском и кыргызском и узбекском языках. Книжки, брошюры, листовки написаны достаточно простым, но в то же время не примитивным языком. В них обильно цитируется Коран и Сунна. Содержание логически выстроено таким образом, чтобы указать причины бедственного положения людей и подвести их к выходу из сложившейся ситуации, каким, понятно, является присоединение к деятельности той или иной экстремистской партии или группы.

Между тем большинство рядовых сторонников "Хизб ут-Тахрир", не догадываются, что все фрагменты Корана и Сунны, которые приводятся в партийных документах и издаваемой литературе, даны в искаженном варианте, с целью подтвердить те или иные радикальные установки организации.

Так например, член "Хизб-ут-Тахрир" Одинахон Мамадалиева активно пропагандирует среди женщин города Карасуу идеи своей организации, не только обучает женщин в своем собственном доме, но и проводит всевозможные конкурсы на знание догм течения, трактовки «Устав Ислама» с точки зрения ХТИ. По результатам обучения в августе 2008 г. она провела очередной подобный конкурс. Двум победительницам была подарена оргтехника. Во втором конкурсе участниц было уже 30 человек. О серьезном размахе пропагандисткой работы среди женщин говорит и тот факт, что активистки еженедельно выпускают листовки, предназначенные для распространения. В листовках содержится критика руководства Кыргызстана, призыв к "ненасильственной" смене власти в республике. Подобные проявления также наблюдаются и в ряде районов Джалал-Абадской области страны. Здесь упор делается на открытие худжр - специальных заведений для преподавания идей и взглядов ислама фундаменталистского толка. Как правило, занятия ведут выпускницы женской медресе, в частности Сузакского района. Они арендуют дома, принадлежащие преимущественно женщинам среднего возраста, занимающимся коммерческой деятельностью. Как видно из сказанного, активистки не преследуют экономическую выгоду. Ясно одно, - за ними стоят финансовые покровители. [3] Матери семейств, которые легко входят в любой дом, оказались незаменимыми агитаторами и пропагандистами. К тому же задержание правоохранительными органами женщин вызывает у населения более резкий протест, чем аресты мужчин. Т.е., эта партия спекулируя на социальных трудностях воздействует на наиболее уязвимую часть населения.

Анализ аналитических материалов в СМИ и других источников по оценкам местных журналистов сторонники и сочувствующие идеям Хизб ут-Тахрир составляют не менее 25 процентов сельского населения Ферганской долины. [4] По мнению спецслужб, для результативности деятельности руководство «Хизб ут - Тахрир» работает с тремья группами населения республики: во-первых, как было сказано выше, социально незащищенные слои населения (безработные, пенсионеры, студенты, отцы и матери многодетных семейств). Во-вторых, представители властных структур (в основном исполнительной власти), которые на местах смогут помочь, а где и защитить ячейки партии от возможных законных преследований властей. В-третьих, работники правоохранительных органов, которые могут оказать в случае необходимости реальную помощь.

На сегодняшний день социальная база ХБТ многонациональна в рядах партии насчитывается около 15 тыс. человек , из которых 20% составляют наряду с кыргызами и узбеками представители не местного населения (татары, русские, курды, чеченцы, турки-месхетинцы). [5] Основной и наиболее активный костяк составляют узбеки Ферганской долины. Это молодежь от 18-35 лет выходцы из Оша, Карасу, Джалалабада, Ферганы, Андижана, Намангана, Ходжента, Исфары, Аравана, Баткена, Исфаны со средним, средне-специальным и высшим образованием.

В последние годы география агитации расширилась и в северном направлении республики, сторонники партии, начали активную работу и Чуйской, Иссыккульской областях, что говорит о начале нового этапа в деятельности партии. В последнее время на территории этих областей и г. Бишкек в местах большого скопления граждан все чаще стали обнаруживаться листовки и другие экстремистская литература, в отдельных населенных пунктах некоторые люди открыто придерживаются идей партии «Хизб ут - Тахрир» и стараются вовлечь в свои ряды новых членов из числа местных жителей.

Наблюдались факты явного вмешательства партии «Хизб ут-Тахрир» в политическую жизнь страны. Так, трое неизвестных человек в масках совершили налет на дом мэра города Узген - Б. Салиева. Они избили его и принуждали отказаться от участия в выборах главы местных органов власти, которые должны были состояться 16 декабря 2001 года. Милиция Узгенского района арестовала всех 3 виновных. Все они были узбеками по национальности. Кроме того, было установлено, что один из нападавших был гражданином Узбекистана, и двое были членами подпольной партии «Хизб ут-Тахрир». [6]

В январе 2008 г. учитывая остроту ситуации, правительство КР разработало и приступило к реализации межведомственного плана совместно с Духовным управлением мусульман Кыргызстана, казыятами областей, силовыми и правоохранительными органами, с целью предупреждения и недопущения распространения религиозного экстремизма, фундаментализма, конфликтов на религиозной основе, рассчитанного на период до 2010 года.

За первое полугодие 2008 г. сотрудниками милиции было выявлено 58 фактов религиозного экстремизма. При этом изъято 1865 экземпляров литературы соответствующего содержания, более одной тысячи листовок, 494 электронных носителя. У причастных к деятельности данной партии обнаружено также пять пистолетов, четырнадцать ружей, одна тротиловая шашка.

1 октября 2008 г. во время празднования «Орозо-айт» около 100 человек собрались возле здания госадминистрации Ноокатского района Ошской области и потребовали провести на центральной площади намаз по случаю праздника. Власти указали на пустующий стадион. В итоге собравшиеся забросали камнями здание акимиата, выбив стекла в окнах. Была также предпринята попытка прорваться внутрь. Во время ЧП пострадали пять сотрудников милиции, а здание акимиата было разгромлено. По факту массовых беспорядков к уголовной ответственности были привлечены 32 сторонника «Хизб ут-Тахрира», предусмотренных статьями Уголовного кодекса КР «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления», «Массовые беспорядки», «Умышленное уничтожение или повреждение имущества» и «Применение насилия в отношении представителя власти». Среди арестованных, по сообщению пресс-центра Государственного комитета национальной безопасности КР, были ранее судимые за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни. [7]

До недавнего времени у многих политиков и особенно правозащитников бытовало мнение, что, якобы, чем меньше общественность будет уделять внимание ХБТ, тем быстрее эта партия потеряет свой авторитет и влияние. Однако в настоящее время мы предстали перед фактом того, что они не останавливают свою деятельность и продолжают насаждать свои идеи среди масс путем влияния через СМИ, Интернет.

Таким образом , активизация нелегальной исламской партии Хизб ут-Тахрир Аль- Ислами, свидетельствует во-первых, о том, что они обладают более эффективным, чем у светских партий, механизмом манипулирования сознанием и поведением масс. Во-вторых, мусульманской общины противостоять радикальным течениям, в связи с тем, что становление классической мусульманской системы образования находится на начальной стадии.

Анализ деятельности ХБТ в Кыргызстане также свидетельствует о том, что ими разработана специальная социальная программа, которая призвана обеспечить позитивное отношение простого населения к ним, якобы ведущей «борьбу с коррупцией и противозаконными действиями местных чиновников». Примером активной реализации этой программы могут служить выступления в защиту прав потребителей электроэнергии, помощь молодым семьям в новостройках, помощь пострадавшим во время землетрясения жителям Кочкорского района, организация ежегодных массовых угощений во время праздников «Курбан и Орозо Айт».

Для борьбы с ХБТ необходимо бороться сообща, создать совместный аналитический центр в Центральной Азии с привлечением широкого круга специалистов - от ученых, аналитиков, сотрудников правоохранительных органов до представителей духовенства.

Действенным способом борьбы с религиозным экстремизмом является религиозное просвещение, так как человек глубоко знающий свою религию, никогда не позволит сделать себя орудием экстремистов.

Основными специфическими особенностями проявления политического ислама в Кыргызстане являются:

  • Протекание деятельности ХБТ в условиях системного кризиса и трансформации экономической и общественно-политической жизни республики.
  • Своеобразие исторического момента заключается в существовании значительных социальных проблем, бедность населения, которые работают на исламскую идею.
  • Интегративность и трансграничность деятельности ХБТ в Ферганской долине, позволяющий использовать хизбутовцев внутренними и внешними силами. Если в начале 2000-х годов готовили членов для ячеек внутри страны, то сейчас активисты готовятся для Таджикистана, Казахстана, России, КНР.
  • Гибкость тактики в деятельности, динамичная рефлексия на общегосударственные события. Представители ХБТ ведут активную работу, участвуют в муниципальных выборах.
  • Конспиративный порядок деятельности по типу пирамидальной иерархии, исключающая провал при арестах, если на первом этапе работали на идею, с целью привлечения адептов, то в настоящее время на «качественный состав».
  • Разработка специальной продуманной на перспективу социальной программы, призванной обеспечить позитивное отношение простого населения к ХБТ, якобы ведущей «борьбу с коррупцией и противозаконными действиями местных чиновников».
  • Проведение вербовочной работы в среде гастербайтеров в ближнем зарубежье в местах их общинного проживания.
  • Поддержка ХБТ местным населением южных регионов.

В связи с вышесказанным государству необходимо решать главную задачу - повышать социальный уровень жизни народа, путем создания рабочих мест, способствовать тому, чтобы ислам возвращался в общество в виде социально-культурного феномена.

[1] Фетва, осуждающая религиозно-экстремистскую партию «Хизб ут-Тахрир» ал и Ислами» на территории Кыргызстана. // Ислам в Кыргызстане: тенденции развития. Ош, 2004.-С.313-315.

[2] Центральная Азия в ХХI веке: сотрудничество, партнерство и диалог. Ташкент, 2004.-С.21.

[3] Э. Рысмендиев. Вера - худжра - акции протеста. Чем может обернуться увлечение женщин догмами "Хизб-ут-Тахрира"// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1218188160

[4] "Халифат Россия. Партия Хизб ут-Тахрир не будет захватывать власть. Она ждет, когда власть сама упадет ей в руки" ИНТЕРФАКС.-2006.-22 дек.

[5] Курманов Э. Деятельность «Хизб ут-Тахрир» в Кыргызстане./Центральная Азия и Кавказ.-2002.-№3(21).-С.141.

[6] Ботобеков У. Внедрение идей партии «Хизб ут-Тахрир ал - ислами» на юге Киргизии // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри.-М., 2001.-С.148.

[7] http://www.24.kg/community/2008/11/03/96971.html

Поделиться: