Турция и Россия в поисках новых балансов с Азербайджаном и Арменией.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Особенность нового и пока зыбкого турецко-армянского диалога в том, что интересы сторон необходимо совместить таким образом, чтобы сдвиг балансов в одной точке проблемного взаимодействия как минимум не усугубил ситуацию в другой – в карабахском конфликте -- не ущемил общественные ожидания и национальные амбиции азербайджанской стороны.
Турция и Россия в поисках новых балансов с Азербайджаном и Арменией.

Турция и Россия впоисках новых балансов с Азербайджаном и Арменией.

Если вы увидели в Кремле прием азербайджанского лидера,будьте уверены, вслед за ним, на днях должен появиться армянский. Этот ритм,пожалуй, единственная константа под луной кавказской геополитики России. Современ Гейдара Алиева и Левона Тер-Петросяна дистанция между рабочими,официальными и государственными визитами лидеров двух конфликтующих государствв российскую столицу составляет не больше недели. В других столицах МГ ОБСЕ,вовлеченной в «карабахские дела» такой закономерности не наблюдается.

Отношения выстраиваются своеобразным треугольником.Инициатива, озвученная или реализованная Россией в отдельно взятой плоскостиэкономического и гуманитарного сотрудничества с одной страной, должнанепременно дублироваться с другой, или как минимум замещаться. При этом, словновопреки всем бумажным проектам и трудностям интеграции вокруг России, обестраны через диаспору значительно «встроены» в российскую социально-политическуюсистему, в определенной степени зависимы от ее экономики. По тем же самымканалам, но уже со своей стороны, они влияют на жизни России и задают повесткуее кавказкой политики. Интересы Азербайджана и Армении взаимо прорастают,сплетаются с российскими интересами как на Кавказе, так и вчерноморо-каспийском регионе в целом. Наверно это и есть интеграция, внекоторой степени, конечно не по названию процесса, а по его содержанию. Хотя,утверждение смелое, учитывая как легко может быть нарушено столь труднодостигнутое равновесие сторон в зоне карабахского конфликта после известногосоглашения 1994 года о прекращении огня.

Последний миротворческий сюжет, похоже обретающий реальность– открытие армяно-турецкой границы. Снятие торговой блокады возможно будетувязано с «дорожной картой», пошаговом плане старта отношений между Турцией иАрменией, которая была подписана в ночь со среды на четверг в Женеве. Россия ужеозвучила свою положительную позицию и вероятно Медведев приложил к этомуопределенные встречные усилия на переговорах с Сержом Саргсяном в Кремле. Вслучае открытия армяно-турецкой границы волна позитивных изменений не сразу, ноочевидно может коснуться и другого армянского конфликта, а именно -- возвращенияАзербайджану части из семи оккупированных районов вокруг Карабаха (о Лачинском районе,где проходит дорога, соединяющем Карабах и Армению, судя по высказываниямИльхама Алиева в интервью ИТАР-ТАСС речь пока не идет). В Баку хотели бы видетьименно такой вариант развития событий.

Станем ли мы свидетелями столь мощного прорыва в этом году? Напомним,что первый в истории двусторонних отношений визит армянского президента вТурцию планируется в октябре. Трудно предсказать как все сложится. Выделим лишьнесколько основных аспектов. Во-первых, позиционирование Турции в отношенииАрмении и Азербайджана. Сегодня она стремится повторить выгодную позицию равноудаленнойвовлеченности России а армяно-азербайджанский конфликт. Это не просто. Проблемазаложена в факторах исторической политики, отягощающих отношения Турции иАрмении: разная оценка столкновений османской армии с армянским населением ибоевиками в 1915 году. Их интерпретацию как геноцид против армянского народаЕреван выдвинул на переднюю линию своей внешней политики с первых месяцевпостсоветской независимости. Турция не согласна. Историческая проблемапомножилось на результаты карабахского конфликта, по факту которого,Азербайджан потерял Карабах и семь районов вокруг него -- до 18% территории.Выбор Турции был предрешен, она встала на строну государства, близкого себе вэтно-культурном плане и обладающего достаточным количеством углеводородныхресурсов. Однако отношения с Арменией зашли в тупик: граница закрыта, а дипломатическиеконтакты свернуты.

Особенность нового и пока зыбкого турецко-армянского диалогав том, что интересы сторон необходимо совместить таким образом, чтобы сдвигбалансов в одной точке проблемного взаимодействия как минимум не усугубилситуацию в другой – в карабахском конфликте -- не ущемил общественные ожидания и национальные амбицииазербайджанской стороны.

Плюсы «карабахской разрядки» можно долго перечислять.Армения и Турция выигрывают мир, экономическое развитие, по разным оценкам, приграничнаяторговля может вырасти до $0,5 млрд. в год. Особо значимо для Анкары и то, чтоона докажет Европе способность к налаживанию диалога с Арменией. США и Россиятакже смогут похвастать достижением совместного результата, невиданного доселена пространстве СНГ: со времен вывода ядерных арсеналов из Украины иКазахстана. Но вот вопрос -- как от слов перейти к делу -- технически сделатьэтот процесс осуществимым. Готово ли общественное мнение Армении – карабахскаяэлита в Ереване и оппозиция – к такому повороту событий? Встает огромноеколичество технических вопросов безопасности. Как начинающееся развитиеотношений между Анкарой и Ереваном, открытие армяно-турецкой границы совместитьс выводом военных сил с оккупированных азербайджанских территорий? Необходим ливвод миротворцев? Если да, то какой состав?

Всем требуется результат и ставки очень высоки. Над ИльхамомАлиевым нависает колоссальный груз ответственности национального ожиданиявозвращения хотя бы части оккупированной территории. При всей, поройвоинственной риторике азербайджанских СМИ, молодой Алиев как и его отец Гейдарисходили из необходимости мирного процесса, в котором роль силы выполнялодипломатическое давление. Теперь, Ильхам Алиев как никогда близок к этомурезультату, в национальном масштабе этот успех, несомненно станет позитивнымимпульсом для продолжения его президентства, которое как уже очевиднопреодолеет две каденции.

Дмитрий Медведев наконец получит лавры миротворца, а Россиядокажет способность спустя пятнадцать лет после окончания острой фазы войны,при более-менее едином согласии сторон, далеко шагнуть вперед в делеурегулирования рокового постсоветского конфликта, приведшего к распаду СССР.Такой результат был бы замечательным пунктом для формируемой стратегии внешней и оборонной политики России.

"Политком" 23.04.09

Поделиться: