Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Е. Лысенкова: Рецензия на фильм «Олимпиус Инферно»

24.04.2009

Автор:

Теги:
 

«Олимпиус инферно», фильм снятый российским режиссёром Игорем Волошиным о событиях августа 2008 года в Южной Осетии. В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. грузинские войска начали массированный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии города Цхинвал(и) и прилегающих районов. Через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты. Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия. Во время войны важную роль играла информация, поступавшая из мест боёв, а также полное её отсутствие. От российских, грузинских и западных СМИ порой поступала противоречивая информация о событиях конфликта. Обсуждения разных интерпретаций велись также в интернете, от резких высказываний на блогах и форумах, до атак на официальные сайты правительств.!

Что же касается самого фильма, то картина повествует о молодом американском энтомологе русского происхождения Майкле и его подруге, московской журналистке Жене, которые приезжают приезжают в Южную Осетию для съёмок фильма о редком виде бабочек. Поздно вечером 07.08.08. Женя и Майкл устанавливают в заповеднике специальные камеры для того, чтобы снять редкую ночную бабочку - Olympius Inferno, но этой же ночью грузинские войска нападают на Южную Осетию. Камеры Майкла снимают начало операции. Герои понимают, что в их руках оказались доказательства, которые поставят точку в наступившей информационной войне. Но об этом узнают и грузинские спецслужбы. Чтобы донести миру правду, Майклу и Жене нужно прорваться через оккупированную территорию в разрушенный Цхинвал.

Фильм "Олимпус инферно" снимали в Абхазии, в съемках принимали участие местные жители, которые давали съемочной группе советы и консультировали ее по августовским событиям в Южной Осетии: по словам Игоря Волошина, "их невозможно было в некоторых моментах переиграть, они все это пережили на самом деле". Также, по словам режиссера, фильм снят в документальной

http://ru.wikipedia.org/

1

стилистике, в стиле "лайф экшн", некоторые эпизоды реставрированы из записей очевидцев в youtube . В картине нет компьютерной графики, все достаточно реалистично3.

Сразу же после показа «Олимпиус инферно» на одном и центральный российский каналов, фильм вызвал ожесточенные споры среди критиков, относительно того, к какому жанру отнести данную каритину, так как «фильм трудно назвать как художественным, так и сугубо пропагандистским произведением»4.

Вообще негативной критики в адрес данного фильма очень много. «Олимпиус инферно» обвиняют в неправдоподобности, большом количестве нелогичных сцен, отсутствии в съемках самих осетин и вообще «отнести ленту к киноискусству не позволяет ее удручающая бездарность»5, как утверждает один из критиков, Яна Амелина.

Однако, нас больше интересует исторический и политический аспекты картины, нежели её отношение к киноискусству. И необходимо отметить, что мнение складывается весьма неоднозначное.

На наш взгляд, первое, что бросается в глаза это то, что всё, что показано в фильме слишком утрированно, начиная с главных героев.

Американский энтомолог Майкл показан чересчур стереотипно. Как настоящий американец он с самого начала боевых действий рвётся в посольство, искренне веря в то, что его правительство его спасёт и защитит, раненому мальчику помочь сначала отказывается, мол, боится крови, не умеет водить машину в ручной коробкой передач....И всё это на фоне бравой русской девушки, которая преодолевая свой страх, бежит через пули и взрывы, в машину скорой помощи за медикаментами для мальчика. Девушка сразу прекрасно понимает, что надеется нужно только на саму себя. Становится очевиден контраст двух героев, а точнее американцев и «наших».

http://www.youtube.com/

http://www.eltuicia.ru/

http://www.rosbalt.ru/

там же                                                      2

Другой момент, очень ярко прописанный в фильме, это агрессия грузинских военных, которые убивают мирных граждан, со смехом проезжая на танках по полуразрушенному Цхинвалу, бросая гранаты в окна жилых домов. В самом начале фильма есть момент, когда даже американский капитан выступает за то, чтоб отпустить мирных жителей - наших героев. Фильм отвергает мнение, что во всём виноват лишь Саакашвили, а грузинские войска лишь подчинялись приказу; в картине намеренно подчёркивается жестокость грузинских военных, и то что они это делают не потому, что не могут осушаться приказа, а потому что им это нравится.

Зато русские миротворцы, подчёркнуто положительные герои. Речь идёт о моменте, когда они не только не убили пойманного ими грузинского солдата, но и не отказали ему в просьбе дать телефон, чтоб он мог сообщить родным что выживет( что опять-таки указывает на то, что даже он был уверен - русские его не убьют!).

Также нужно отметить, что в фильме достаточно чётко обозначено грузино-американское сотрудничество. Практически везде, где показаны грузинские войска, там же, так или иначе, находятся американские военные. Особенно ярко мы можем увидеть это в моменте, где Майкл и Женя выезжают из Цхинвала и грузинский солдат, забирает Майкла, чтоб отправить его с американскими военными в Тбилиси. Здесь мы можем чётко проследить линию «русские - к беженцам, американцы - к грузинам», что на наш взгляд весьма показательно.

Что же касается моментов, наиболее схожих с реальными событиями, но это, безусловно, эпизод, когда Майкл приходит на американское телевидение чтоб показать плёнку. Похожая история действительно имела место в жизни.

15 августа телеканал Fox News пригласил в прямой эфир девочку-осетинку Аманду Кокоеву с её тётей (они проживают в США, но во время боевых действий девочка находилась в Цхинвали). Видео сюжета вскоре стало доступно на YouTube и на официальном сайте FoxNews. Ведущий просит Аманду рассказать «что это такое - когда начинается война». Девочка начинает рассказывать, и говорит, что хотела бы «сказать по телевидению, чтобы все знали,

3

кто виноват в этом конфликте. Эту войну начал господин Саакашвили, и он агрессор»6. Ведущий несколько раз перебивал Аманду, а услышав последнюю фразу, и вовсе объявил о рекламной паузе. Позже данный ролик с более чем миллионным числом просмотров был удален из интернета «за нарушения правил». Еще несколько дней спустя подобная участь постигла и копию данного ролика с 200.000 просмотров.7

Если же рассматривать фильм в целом, то первый вывод, который можно сделать, это то, что создается впечатление, что фильм сделан на эмоциях, как ответ на то, что пришлось пережить, сколько несправедливости пришлось выслушать российской стороне прошедшим летом от всей мировой общественности. Нет никаких сомнений, что эта история на чём-то основана, не выдумана на сто процентов, но так же не приходится сомневаться и в том, что создатели «Олимпиус инферно» явно перестарались, пытаясь показать настоящие события 08.08.08.

Война в Южной Осетии, безусловно, событие огромной важности, которое вызвало огромный общественный резонанс. Конфликт настолько по-разному трактовался в российских и западных средствах массовой информации, что нашему режиссеру захотелось снять фильм о том, как всё было на самом деле. В результате, получился фильм, чересчур агрессивно выставляющий российскую точку зрения напоказ. Другой вопрос в том, что эта точка зрения гораздо более близка к правде, чем западная.

Однако то, что такой фильм теперь существует это, несомненно, положительно, так как теперь мы имеем возможность ещё раз напомнить миру как всё было на самом деле, пусть это показано и утрированно, но мир должен знать кто виноват в трагедии Южной Осетии.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение