Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Российское кино. Воскрешение агитпропа?.. Рецензия на фильм «Тарас Бульба»

21.04.2009

Автор:

Теги:

Российское кино. Воскрешение агитпропа?.. (Рецензия на фильм «Тарас Бульба»

           Признаться, давно не видел кино, столь откровенно отдающего тем самым, что в годы, о которых нынче принято говорить только отрицательно. Да-да, именно агитпроп, который, оказывается, никуда не ушёл. Более того,  он возвращается. А как назвать ещё повальное увлечение российских кинорежиссёров историей? Причем, как правило, берутся те эпизоды из истории, которые свидетельствуют о славе русского народа. Да и как иначе, по законам жанра так и должно быть. Своё отдал истории Александр Сокуров, следом потянулся Владимир Хотиненко, замечу попутно, что родом г-н Хотиненко из Павлодара, где и ныне проживает его родная сестра и где он сам бывает часто в гостях. Вот и Владимир Бортко решил отдать должное истории и при поддержке телеканала «Россия» экранизировал повесть Николая Гоголя «Тарас Бульба».
Что сказать о том, что разворачивается на экране? Назвать это лубком стыдно. Ведь Владимир Бортко, действительно, Мастер. И телевизионный фильм, поставленный им в далеком 1988 году, давно стал эталоном. «Собачье сердце», вышедшее на телевидении 20 лет назад, можно смело считать даже шедевром, настолько точно фильм бил в цель и всё, о чём было сказано, увы, актуально и сегодня. А уж о том, как сыграл там Евгений Евстигнеев, можно песни слагать, поскольку образ профессора Преображенского, созданный им, греет сердца не только старушек-либералок, но и всякого мало-мальски соображающего человека.
         С интересом смотрелся и «Идиот» Владимира Бортко, может, из-за того, что Евгений Миронов был там органичен и достоверен в роли князя Мышкина?..
         Но «Тарас Бульба» не то. И близко эта работа не подходит под прежние произведения Мастера. Что это, усталость или неумение снимать по заказу? Зачем же тогда браться за такую работу? В фильме снимаются вроде хорошие артисты, но что все они там изображают, непонятно. Хороша польская актриса Магда Мельцаж, но всё же не настолько, чтобы из-за неё предать Отчизну, батьку, родной курень…
       Что делают Владимир Вдовиченко и Игорь Петренко в ролях Остапа и Андрия и вовсе непонятно. Кстати, как ни удивительно, но Михаил Боярский в роли казака Шило сумел переиграть и Вдовиченко, и Петренко. Его герой своеобразен и запоминается, несмотря на почти эпизодический характер. Хорош и Богдан Ступка в роли самого Тараса Бульбы. Так и чудится неуёмная натура, о которой сам Гоголь сказал так: «Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу  Европы,  когда  вся  южная первобытная Россия,  оставленная  своими  князьями,  была  опустошена,  выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников;  когда,  лишившись  дома и кровли, стал здесь  отважен  человек».
       Но, увы, Богдану Ступке по существу нечего играть, потому что большую часть фильма занимают батальные сцены. Кровь на экране льётся рекой (как не вспомнить в этот момент, что Владимир Бортко является постановщиком сериала «Бандитский Петербург» по книге Андрея Константинова, где на каждом углу совершались убийства). Скачут то казаки, то поляки. Последние своими перьями за спинами вызывают в памяти ленты из серии югославских фильмов об индейцах, а не легендарную польскую кавалерию (и перья были на самом деле, но в данном случае воспринимается именно так, «по –индейски»!).  В общем, любителям боёв «ради боёв» есть что посмотреть. Но понять, почему эта лента вызывает столько споров нынче, невозможно. Из-за того, что основная тема картины актуальна и сегодня, особенно в свете нынешних непростых отношений Украины и России? Но чем тогда художественное произведение отличается от речёвок Агитпропа? Владимир Бортко в одном из интервью сказал, что пытался «передать образный, поэтический язык Гоголя». Видимо, поэтому для пущей достоверности он использует не только костюмы той эпохи, но и знаменитое полотно Илья Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», воспроизведя его в деталях. Но у Николая Васильевича Гоголя Тарас Бульба живёт в «тяжелом ХV веке». А картина великого русского художника рассказывает об имевшем место историческом эпизоде. Согласно легенде, письмо казаков туркам было написано в 1676 кошевым атаманом Иваном Сирко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV. Непростительно большому мастеру так ошибаться. Или нужно усмирять полёт фантазии. В общем, за уши притянутый исторический факт  сеет не просто сомнение, но и слишком уж откровенно давит на неискушённых зрителей. Впрочем, зачем историческая правда, если речь идёт о великом - любви к России! А во имя этого можно и пренебречь правдой. Цель-то святая!
      Говорят, что «Тарас Бульба» - широкомасштабный проект. В одной только массовке занято около тысячи человек. 100 каскадёров, 150 лошадей, 8 географических мест, включая Киев, Санкт-Петербург, Запорожье, Вроцлав… Только всего этого в картине как-то не замечаешь. Склейка кадров идёт настолько грубыми мазками, что не успеваешь приглядеться ни к  чему. Может, Владимир Бортко - мастер камерных картин? Бюджет «Тараса Бульбы» составил 516 миллионов рублей. Эти деньги картина, скорее всего, отобьёт. Ведь фильм появляется в период, когда Россия остро нуждается в идеологической подпитке собственной политики. А в картине Бортко есть всё: и верность православию, и отношение к Родине и товарищам, то есть весь тот набор, который нужен россиянину для самоутверждения. Нет только Гоголя, его «образного, поэтического языка», как и нет души Тараса и его сыновей, товарищей. Есть фантазии на тему гоголевского «Тараса Бульбы». Выход картины в широкий прокат приурочен к христианским праздникам и к юбилейным мероприятиям в честь 200-летия со дня рождения Николая Гоголя. А в Казахстане фильм так и вовсе появился в кинотеатрах на страстной неделе перед Воскресением Христовым.
      В общем, есть о чём призадуматься тем, кто не знает, как себя идентифицировать. Вот только не покидает крамольная мысль: во времена тоталитарного Советского Союза большой мастер Владимир Бортко создавал то, что можно назвать шедевром. «Собачье сердце» оказалось к месту тогда, да и нынче не утеряло своей актуальности, более того, приобретает еще большую ценность, когда шариковы и швондеры пролезли в элиту общества. Зато сегодня, когда, казалось бы, можно делать всё, «Тарас Бульба» выглядит не только беспомощной подделкой, но и являет собой привет из прошлого, когда в цене были прямая агитация и пропаганда. Так и тянет спросить Владимира Бортко, не смотрел ли он перед началом работы над этой лентой концерты синеблузников, уж больно приёмы схожи…  Да здравствует Агитпроп?..
     …Кстати, если сравнивать отечественных «Кочевников», то можно найти параллели. В первом случае все абсолютно невразумительно, даже на уровне агитки ничего не получилось, во втором слишком ударились в пафос и вся прелесть тех же масштабных батальных сцен и видов степного простора  ушла в свисток если говорить о сверхзадаче в гоголевском контексте…

Илья БЛОГГЕР

Contur.kz


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение