Юлия Якушева: Китайский анабасис Нурсултана Назарбаева.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
И судя по всему, Поднебесную такие правила игры вполне устраивают. На этот вывод наталкивают в частности основные положения подписанного по итогам встречи 17 апреля президентом РК Н.А. Назарбаевым и председателем КНР Ху Цзиньтао совместного заявления. Согласно этому документу и ряду устных договоренностей, Казахстан приветствует участие Китая в реализации нефтегазовых проектов на шельфе казахстанского сектора Каспийского моря. Речь идет в частности о готовящейся сделке по продаже половины акций компании "МангистауМунайГаз" Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPС). Также были достигнуты договоренности о строительстве второй очереди нефтепровода Казахстан-Китай и реализации проекта нефтеперерабатывающего завода на границе двух государств.
Юлия Якушева: Китайский анабасис Нурсултана Назарбаева.

19 апреля в китайской провинции Хайнань завершается очередное совещание Боаоского азиатского форума. Несмотря на то, что в этом году организаторы форума не отличились оригинальностью в плане выбора темы - лейтмотивом совещания стал вопрос о вызовах и путях преодоления мирового экономического кризиса - его основные итоги кажутся совсем не безынтересными.

Наряду с представителями ряда крупнейших азиатских стран, участие в работе форума принял и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, находящийся в Китае с рабочим визитом. Нельзя не отметить, что он, и глава Пакистана Асиф Али Зардари стали единственными столь высокопоставленными гостями совещания. Означает ли этот факт стремление двух стран недвусмысленно обозначить свое стремление к сближению с Китаем в надежде на, прежде всего, экономическую поддержку со стороны не теряющего силы даже в кризисных условиях соседа по региону? Вероятнее всего, да. Причем верность данного утверждения особенно очевидна в отношении Казахстана.

Ни для кого не секрет, что связи Казахстана и Китая уже достаточно давно имеют характер стратегического партнерства. Красочным доказательством тому могут служить цифры. Так, по итогам 2008 года товарооборот двух стран составил порядка 17 млрд. долларов США. Однако в условиях нестабильности глобальной экономической системы, когда свет в конце туннеля, символизирующий окончание кризиса, то появляется, то снова затухает, Астана нуждается в гарантиях поддержки и в случае необходимости экономической помощи со стороны своих ближайших союзников и партнеров. Тем более, что Казахстану, богатому природными ресурсами, есть, что в обмен на эту поддержку предложить.

И судя по всему, Поднебесную такие правила игры вполне устраивают. На этот вывод наталкивают в частности основные положения подписанного по итогам встречи 17 апреля президентом РК Н.А. Назарбаевым и председателем КНР Ху Цзиньтао совместного заявления. Согласно этому документу и ряду устных договоренностей, Казахстан приветствует участие Китая в реализации нефтегазовых проектов на шельфе казахстанского сектора Каспийского моря. Речь идет в частности о готовящейся сделке по продаже половины акций компании "МангистауМунайГаз" Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPС). Также были достигнуты договоренности о строительстве второй очереди нефтепровода Казахстан-Китай и реализации проекта нефтеперерабатывающего завода на границе двух государств.

На этот широкий жест Казахстана, приглашающего Китай к желанному расширению участия в нефтегазовом секторе Республики, КНР, по-видимому, ответит денежными вливаниями в экономику РК. В совместном заявлении сторон от 17 апреля Китай поддержал присоединение Казахстана к работе Регионального форума АСЕАН. Примечательно, что несколько позднее, выступая на открытии ежегодной конференции Боаоского азиатского форума Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, заявил о решении создать Фонд инвестиционного сотрудничества Китай-АСЕАН в размере 10 млрд. долларов США. Соединяя два эти факта, вряд ли приходится сомневаться в ответе на вопрос, на поддержание экономики какой дружественной Китаю страны пойдут эти деньги. Кроме того, Казахстан получил от Китая поддержку идеи о коренном изменении мировой валютной системы как необходимого условия победы над экономическим кризисом. В то же время нельзя не отметить, что эта поддержка была выражено Китаем в достаточно осторожных и ни к чему не обязывающих формулировках.

Как бы то ни было, визит Н.А. Назарбаева в Китай, безусловно, свидетельствует если не о прорыве в двухсторонних отношениях Астаны и Пекина, поскольку и до этого контакты двух государств во всех сферах взаимодействия были достаточно тесными и плодотворными, то совершенно точно об успешности предпринятых главой государства мер по достижению необходимых Казахстану экономических преференций.

Конечно, столь удачное завершение визита президента Казахстана в Поднебесную, не означает смещение прагматичной внешней политики РК в сторону китайского вектора. Однако значительное укрепление китайского влияние в нефтегазовом секторе Казахстана не может остаться без внимания российской стороны. Вполне возможно, что в ближайшее время Казахстану может потребоваться поддержка Брюсселя, и Москвы. И тогда многое будет зависеть от того, что Кремль реально сможет предложить Астане.

Возможно, что в сложившейся на постсоветском пространстве ситуации, усложненной недавним газовым конфликтом между Туркменией и «Газпромом», заявленной готовностью Ашхабада принять участие в проекте NABUCCO, а также предложениями поставок в Россию азербайджанских ресурсов, тесно увязанной с политической проблемой Нагорного Карабаха; Москве необходимо сделать все возможное для того, чтобы максимально эффективно отвечать на вызовы современности, использовать все те возможности и перспективы, которые дает мировой экономический кризис, и выстраивать свои отношения с ближайшими партнерами на выгодных для всех сторон условиях. Только таким путем возможно сохранение и укрепление влияния России в постсоветских странах.

***********************************************************************************

Выступление Н.А.НАЗАРБАЕВА на конференции Боаоского азиатского форума о. Хайнань КНР 18 апреля 2009 г

Уважаемый господин Премьер Госсовета!Уважаемый господин председатель!Ваши превосходительства, дамы и господа!

Прежде всего, хотел бы поблагодарить организаторов этого высокого представительного форума, руководителей Китайской Народной Республики, за создание идеальных условий для нашей работы и радушный прием. Мы только что выслушали впечатляющий доклад Премьера Госсовета КНР. Хочу сказать, что развитие экономики Китая будет не только способствует улучшению жизни в вашей стране, но и имеет исключительное влияние на всю мировую экономику. Чрезвычайно актуальна и значима предложенная повестка - "Управление после кризиса".

Наверное, сейчас уже мало кто сомневается, что азиатский континент реально становится мировым финансовым центром XXI века. И именно здесь во многом будет определяться будущая посткризисная конфигурация мировой финансовой системы. Но сам по себе глобальный кризис - это не только нарастание острых проблем, но и рождение прорывных инноваций, реализация новых глобальных возможностей. Еще Конфуций говорил: "Почувствовав ветер перемен, глупец строит щит от ветра, мудрец строит мельницу". Одна из таких возможностей мне видится во введении в будущем принципиально новой мировой валюты и, соответственно, в смене принципов управления мировой финансовой системой. Это, по сути, означает ее радикальное обновление. Эту идею я высказал второго февраля этого года и концептуально обосновал ее в статье "Ключи от кризиса" в "Российской газете". Данной теме я также посвятил свое выступление на Астанинском Экономическом Форуме в середине марта.

Я не одинок в своих взглядах и поисках. Об этом говорят великие экономисты мира - Нобелевские лауреаты. Эти воззрения, как выяснилось, разделяет и Международный валютный фонд. Подобный подход стал основой предложений России и Китая на саммите большой двадцатки (G20).

К настоящему времени эта тема становится все более обсуждаемой в научном сообществе, в среде политиков, экономистов-практиков. Речь не идет о том, чтобы искать виноватых. Все начинают понимать, что принимаемые Правительствами или группами стран (G20) меры носят не глубокий, сиюминутный характер и не решает вопросы создания новой архитектуры мировой финансовой системы. И я убежден, что у мира нет альтернативы, кроме как радикально изменить существующую мировую валютно-финансовую систему. И уже на этой основе выстраивать мировую геополитику и геоэкономику, по сути, новый общепризнанно законный миропорядок. Но никто и ничто не мешает нам уже сейчас начать движение в этом направлении.

Разрабатывать новую систему должна не какая-то отдельная страна или финансовый центр, а большинство стран, которые узаконят новую мировую валюту. И только они могут выдать законные и легитимные права эмитенту наднациональной валюты на ее эмиссию. Именно в этом практическом акте, а не в абстрактных декларациях об умозрительных правах человека, и выражается истинная демократия. Уважаемые дамы и господа!

Азия - это не просто континент, это наш общий дом, в котором живет наша большая семья наций и народов. Оказалось, что главная проблема Азии в том, что кризис, возникший на другом континенте, сильно влияет на нас, ухудшая положение внутри каждой из наших стран и континента в целом. Азия дала миру самые прочные наднациональные ценности древнейших цивилизаций, образцы твердости духа, но она вполне сможет дать миру и самые качественные и стабильные наднациональные расчетно-платежные инструменты. Опыт ведения АКЮ пока не совсем успешен только потому, что эту проблему решали не с того конца. Нам в Азии надо не копировать опыт экю и евро, а строить свой путь, который сразу решает проблему в самом ее корне. Главная проблема всех мировых резервных валют состоит в том, что ни одна из них не может служить реальным измерителем оценки, переноса и обмена истинной стоимости товаров и услуг.

Конечно, это далеко не простая теоретическая и организационная задача. Но непростая - не значит неразрешимая. У всех народов Востока есть пословица, смысл которой в том, что самая длинная дорога начинается с первого шага. Интеллектуальный потенциал Азии во все времена позволял решать самые сложные задачи. И организационная форма для начала решения этой проблемы у нас тоже есть. Имеется в виду Соглашение по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), в котором давно принимают участие на самом высоком уровне двадцать стран Азии, представляющих 90 процентов территории континента. Это готовая база для азиатской двадцатки, А-20. Взаимодействие и меры доверия в политике, в обеспечении региональной безопасности, должны быть обеспечены взаимодействием и мерами доверия в финансово-валютной сфере. Учитывая вызовы глобального кризиса, мы вполне можем начать делать совместные шаги по теоретической, организационной и практической разработке основ, законов и процедур введения единой валюты.

Выступая недавно в прессе лауреат Нобелевской премии Роберт Манделл, которого называют "отцом евро" сказал: "Крах Бреттон-Вудской системы в 1970 году стал трагедией для мировых финансов, которая должна была завершиться кризисом... Сегодня существует шанс для введения глобальной валюты. За последние 60 лет мы впервые имеем такую возможность. И если мы упустим ее, то в следующий раз такой шанс вернется не скоро. Нам придется ждать следующей великой катастрофы".

Один из создателей школы китайской афористики Хун Цзычэн сказал: "Все радости и несчастья людей созданы их собственными мыслями". Никто сегодня не мешает нам направить мысли всех наций и народов Великой Азии на реализацию общих для всех нас единых наднациональных континентальных целей, ценностей и интересов. Почему бы новый Бреттон-Вудский диалог начать, например, в Шанхае. И наша региональная валюта может стать прототипом для новой мировой валюты нового качества, служащей интересам, целям и ценностям ее пользователей по принципу истинной демократии: "Эмитента - под контроль пользователя!" Благодарю за внимание.

Теги: Казахстан

Поделиться: