Вода и безопасность в регионе центральной Азии. Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
О роли воды в вопросах безопасности в ЦА публикуется множество высокопрофессиональных трудов журналистов и экспертов - историков, политиков, политологов, экономистов, гидрологов и пр. В предлагаемой статье предлагаются рассуждения автора, который изучал эти вопросы в социологических исследованиях на территории стран ЦА с конца 80-х годов на уровнях домохозяйств и областных и региональных. Государство выражает отношения этих уровней как совокупный общественный интерес и как это исторически сложилось в условиях, когда политика и структура власти в странах ЦА в определяющей степени строились на структуре и отношениях по поводу владения и управления водой (теоретически это было отражено в трудах, посвященных азиатскому способу производства). Рассматривая вопросы воды и связанной с ней безопасностью, обычно рассматриваются межгосударственные отношения и реже - отношения по поводу воды внутри государств.
Вода и безопасность в регионе центральной Азии. Ч.1

Вода и безопасность в регионе центральной Азии. Ч.1.

Арустан Жолдасов, социолог, член Общества историков Узбекистана.

«И если где-то звонит колокол,

то не спрашивай - по ком

он звонит - он звонит и по тебе».

Джон Дон.

На берегу Аральского моря, когда то

звенели судовые колокола. Сейчас они молчат...

Автор.

ВВЕДЕНИЕ:

О роли воды в вопросах безопасности в ЦА публикуется множество высокопрофессиональных трудов журналистов и экспертов - историков, политиков, политологов, экономистов, гидрологов и пр. В предлагаемой статье предлагаются рассуждения автора, который изучал эти вопросы в социологических исследованиях на территории стран ЦА с конца 80-х годов на уровнях домохозяйств и областных и региональных. Государство выражает отношения этих уровней как совокупный общественный интерес и как это исторически сложилось в условиях, когда политика и структура власти в странах ЦА в определяющей степени строились на структуре и отношениях по поводу владения и управления водой (теоретически это было отражено в трудах, посвященных азиатскому способу производства). Рассматривая вопросы воды и связанной с ней безопасностью, обычно рассматриваются межгосударственные отношения и реже - отношения по поводу воды внутри государств.

Текущее обострение отношений между странами ЦА (здесь и далее речь идет о постсоветской Средней Азии, Казахстане и, частично, об Афганистане) основано на растущем обострении: а) водного кризиса в ЦА и в) мирового экономического кризиса. Потери от последнего могут быть усугублены или смягчены, прежде всего, тем, насколько эффективно будет использована вода, прежде всего сельскими производителями и сельским населением стран ЦА, где доля сельского населения составляет по статистическим данным около 60% населения, которое кормит города. (Если учесть, что малые города и городские поселки утеряли свою городскую роль и превратились, по сути, в села, то можно говорить и о 70% сельского населения). Все страны региона используют для нужд ирригации около 84% воды.

С точки зрения социолога, текущий водный кризис угрожает, прежде всего, населению и эти угрозы обусловлены следующими причинами:

1. Очередное сокращение стоков воды в реках [1] , после засухи 2000-2001 года с ее трагичными последствиями [2] . Это сокращение началось в 2008 году, и его длительность ожидается в течение ближайших 2-3 лет, как и продолжительность мирового экономического кризиса (по мнению некоторых экспертов). Текущие причины сокращения стоков воды в реках в большей степени природного и объективного характера, не зависящего от воли государств ЦА, и это сокращение может привести к повторной засухе.

2. Намерения и действия правительств Кыргызстана и Таджикистана по строительству крупных водохранилищ и ГЭС, а в Туркменистане - строительство озера Золотого века (как приемнику дренажных вод с возможным отводом в озеро воды прямо из Амударьи). Как утверждают некоторые эксперты, в 2008 году сокращение стоков воды в страны, лежащие ниже Кыргызстана и Таджикистана, было отчасти обусловлено не только причинами из пункта 1, но и сбросами воды в суровую зиму 2007-2008 г. для производства электроэнергии. Как следствие причин из пунктов 1 и 2 - сложился недостаток воды в плотинах не только для ирригации, но даже для текущего и в перспективе производства электроэнергии в Кыргызстане и Таджикистане [3] .

3. Неадекватное управление водой в странах ЦА из-за потерь воды на промывы земель от соли, фильтрации в грунт, избыточного орошения, испарения, утечки и загрязнения воды во всех видах сетей - ирригационных и водопроводных (во множестве регионов ЦА теряется в ирригационных сетях около 50% воды, которая предназначена для посевов);

4. Аграрные реформы в странах ЦА привели к потере эффективности в управлении и обслуживании растущих площадей орошаемых земель, а следовательно и ирригационных и дренажных сетей [4] , так как земли и эти сети были раздроблены между мелкими фермерами и внутри их хозяйств. Продолжается деградация земель - вторичное засоление и эрозия [5] , опустынивание и потеря биоразнообразия. Если раньше строительство оросительных и дренажных систем выполнялось в соответствии с технико-экономическим обоснованием и с учетом воздействия в целом на бассейн, то теперь они строятся без этого учета и, даже, произвольно отдельными фермерами. Сам по себе ущерб от одного водопользователя незначителен, но кумулятивный негативный эффект сотен тысяч такого рода водопользователей весьма и весьма значителен.

5. Системы сельский физической инфраструктуры, включая системы питьевого водоснабжения, которые содержались и обслуживались бывшими коллективными хозяйствами и предприятиями малых городов, пришли в неадекватное состояние, что сократило доступ сельского населения к услугам инфраструктуры и, особенно, к безопасной питьевой воде.

6. Сельское население в предгорных и горных зонах вырубает деревья, допускает перевыпас скота, осваивает земли под посевы, что ведет к эрозии склонов, к сокращению площадей формирования и удержания воды в этих зонах.

7. Миллионы сельских домохозяйств после распада сельских кооперативов и коллективных хозяйств (которые были не только экономическими единицами, но и сельскими традиционными общинами) потеряли:

а) доступ к общинным водным источникам, выпасам, которые вошли в зоны контроля фермеров, что привело

в) к значительному сокращению доли сельской продукции, производимой домохозяйствами и, далее,

с) к падению уровня жизни сельского населения, и, далее,

d) к миграции населения из сел в города и за пределы страны;

е) разрушению традиционных социальных сетей.

Правительства при поддержке международных банков и организаций осознают остроту влияния вышеупомянутых факторов на адекватность управления водой и принимают программы и проекты по нейтрализации и минимизации этих негативных воздействий и последствий.

взгляд из рестропективы в песрпективу:

Автором статьи была опубликован 18 лет назад прогноз [6] для южного Приаралья, которое служило экстремальной моделью водных и социально-экономических процессов в ЦА. К сожалению, прогноз сбылся полностью. Содержание прогноза сокращенно приводится ниже.

Объектом поискового прогноза была социально-экологическая система южного Приаралья, а предметом прогноза - социальные процессы там же. Период прогноза был задан на 15 лет (до 2005 г).

Прогнозными факторами служили тренды гидрологических, экологических, сельскохозяйственных и демографических процессов в Приаралье за прошедшие 50 лет.

Прогнозным фоном были те же процессы и с той же историей в республиках СССР, расположенных в бассейне Амударьи.

Методом прогноза была экстраполяция вышеупомянутых трендов. Выбор метода был обусловлен долгосрочной инерционностью прогнозного фона и факторов.

Прогнозная дата входа в кризис была определена как 1996-1997 гг. Дно кризиса - 2000 год. Прогнозная дата временного выхода из кризиса - не ранее 2005 г.

В ходе кризиса резко обострился недостаток воды из-за ожидаемой засухи, а при избытке населения и рабочей силы, возникла безработица сотен тысяч человек;

В Приаралье продолжилось свертывание традиционных видов сельскохозяйственного производства. В сельском хозяйстве преобладают мелкотоварные хозяйства.

Резко снизился уровень жизни и повысилось имущественное расслоение;

Началась массовая миграции молодежи и рабочей силы за пределы региона, около 70% населения сконцентрировалось в городах в поисках средств выживания. Продолжился рост доли «старого» населения в покинутых молодежью сельских населенных пунктах. Как следствие, началась депопуляция сельских населенных пунктов.

В политической сфере возник кризиса доверия к органам власти, прошли локальные протесты групп населения.

Если продолжить рассмотрение основных трендов факторов влияния на потребление воды до 2000 года, то определяющими факторами в странах ЦА были:

а) прирост населения и

в) прирост орошаемых площадей, так как прирост населения и потребность в его занятости компенсировались вовлечением трудоспособных в сельские хозяйства, включая подсобные хозяйства, которые должны были производить растущие объемы сельской продукции. После 2000 года темпы прироста населения сократились, примерно, с 3% к началу 1990 году и до, примерно, 1% ежегодно после 2000 года. Казалось бы, темпы прироста орошаемых земель, как до 1990-х годов, должны были сократиться, однако они продолжились вследствие аграрной реформа, после которой фермеры, руководствуясь понятными экономическими интересами, начали осваивать новые земли. Смена хлопка на овощи и зерновые в некоторых регионах стран ЦА не привела к сокращению потребления воды, так как прочие культуры нуждаются в воде так же, как и хлопок. Ожидается, что эта тенденция - прирост орошаемых площадей и потребления воды продолжится [7] вне зависимости от прироста населения, так как страны ЦА заинтересованы в повышении уровня продовольственной безопасности, развитии сельской экономики, росте спроса на сельскую продукцию на внутреннем и внешнем рынке. (Урожайность продукции на этих землях практически не меняется с 60-х годов, что говорит о том, что для эффективного использования воды возникла острая необходимость перехода от экстенсивных методов к интенсивным).

О приросте населения. В ближайшие 15 лет он полностью прекратится в ЦА и начнется, в ЦА в целом, депопуляция, сопровождающаяся ростом миграции вовне, ростом спроса на рабочую силу и ее стоимости внутри самих стран ЦА (что уже происходит). Текущий прирост населения обусловлен тем, что в брачный или фертильный возраст вступают когорты населения, которые были рождены в конце 80-х и в начале 90-х годов, когда высокая рождаемость поддерживалась правительством СССР. Соответственно, прирост населения идет и будет идти за счет множества молодых брачных пар в упомянутых выше когортах и даже при количестве детей в семье не более 3 детей, в среднем, что достаточно в будущем только для простого воспроизводства населения.

О количестве населения в ЦА. Статистические органы говорят о зарегистрированном населении, а не о наличном, так как действительное количество населения в ЦА с достаточной точностью определить невозможно из-за эмиграции с начала 90-х годов с сохранением гражданства стран ЦА, а так же из-за трудовой миграции за пределы стран ЦА. По экспертным данным, за пределами стран ЦА постоянно находится не менее 6 миллионов граждан, преимущественно, мужчин, что в дальнейшем будет способствовать депопуляции в ЦА. Даже, если в ходе экономического кризиса около половины трудовых мигрантов вернутся в ЦА, после этого кризиса за границу поедет еще больше работников, поскольку в селе фермеры и городские предприниматели начали заменять ранее дешевую рабочую силу на технику и оборудование, а экономика стран ЦА не сможет занять в ближайшие годы ежегодно не менее 600 тысяч чел., которые входят в трудоспособный возраст.

[1] По оценка гляциологов и метеорологов, площади ледников Памира и Тяньшаня сократились от 10% до 30% и продолжают сокращаться.

[2] История этой засухи еще будет предметом изучения и описания как одна их важных страниц в истории потребления воды народами ЦА.

[3] Например, до 1991 г. средние объемы попусков воды из Токтогульского водохранилища зимой составляли 2,7 куб. км., а летом - 8,5-9,5 куб. км, то после 1991 г. средний объем зимнего попуска увеличился до 7,2 куб. м. При обычном объеме в этом водохранилище в 35 куб км воды, осенью 2008 года было - 27 куб км.

[4] По статистическим данным, площади орошаемых земель в 5 пост-советстких странах ЦА выросли с 1990 года на, примерно, 600 тыс. га. и до 8 млн.га. По оценкам экспертов, не менее 10% фактически орошаемых площадей находятся вне контроля и учета статистическими органами.

[5] На 77% земель идет деградация растительности, 9% - подвержены засолению, на 6% - водная эрозия и на 2% ветровая эрозия.

[6] Сборник "IX-я научно-теоретическая конференция молодых ученых и специалистов». Нукус, «Каракалпакстан», 1990.

[7] В 2002 г. и к 2005 году Туркменистан планировал прибавить к своим орошаемым землям еще 450 тыс. га, Кыргызстан - 230 тыс. га, Таджикистан - 500 тыс. га. «Центральная Азия: вода и конфликт». 2002 г. МГПК - Азия. Ош/Брюссель

Поделиться: