Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Эдуард Полетаев: «Участие Казахстана в миротворческой операции в Афганистане принесет стране больше выгод, чем затрат».

16.04.2009

Автор:

Теги:
 

Интервью с главным редактором журнала «Мир Евразии» Э.Э.Полетаевым (Казахстан)

 

- ИАЦ: В Казахстане активно обсуждают возможность в ближайшее время визита Барака Обамы. Что это? Очередной имиджевый проект или проявление реального интереса казахстанской элиты к фигуре нового президента США?

- Эдуард Полетаев: Во-первых, свое отношение к этому вопросу еще никак не высказал Президент Казахстана, но разговоры об этом идут достаточно давно. Надо сказать, что за все время существования центрально-азиатских стран как независимых, в них побывали достаточно много высокопоставленных американских чиновников, это и госсеккратари, и экс-первые леди, но сами президенты не приезжали ни разу. А дипломатия, основанная на личных хороших отношениях, играет в Центральной Азии большую роль.  Например, частые визиты того же господина Путина в Казахстан говорят о том, что наша страна находится не только в дружеских отношениях с Россией, но и подвержена определенному влиянию Москвы.  И не случайно, что такое большое значение придали в Казахстане тому факту, что свой первый визит Медведев совершил в Пекин и Астану.

Еще надо учитывать определенные этапы взаимоотношений между Казахстаном Соединенными Штатами. Деление на эти этапы, как мне кажется, правильнее осуществлять исходя из того, кто в то или иное время находился в США у власти. Несмотря на то, что политика Соединенных Штатов в отношении Казахстана значительным образом не менялась, в разные годы существовали какие-то особенности и отличия. Начальный этап это 1991-1992 - правление Дж. Буша Старшего. В это время произошло признание независимости Казахстана. Большая работа по налаживанию взаимоотношений была проделана за годы правления Клинтона. Третий этап - это президентство Джорджа Буша. На этот период приходится 11 сентября, и изменение политики США в Центральной Азии и многое др.

Сегодня мы вступаем в новый этап, этап правления Барака Обамы. Еще до его вступления на пост американского президента, во время ведения предвыборной борьбы, многие американские политики говорили о том, что Президенту США необходимо совершить визит в Центральную Азию, потому, что Америка теряет в этом регионе свое стратегическое положение, в то время, как Владимир Путин частенько посещает центрально-азиатские страны с визитами. Это был первый признак того, что Барак Обама может посетить если не все центрально-азиатские страны, то, по крайней мере, ключевые из них, к числу которых, безусловно, относится Казахстан.

Еще одним очень важным моментом является то, что правление Обамы началось с неприятного события в Центральной Азии - закрытия американской базы «Манас» в Киргизии, и соответственно, свою политику в регионе американцам надо поправлять. Но состоится ли в ближайшее время визит, сказать очень сложно, поскольку Центральная Азия хоть и является зоной жизненных интересов США. Но ведь такой зоной является практически любой регион мира. Еще не все ключевые страны объездил американский президент, чтобы перейти, скажем так, к странам «второго порядка», к которым относятся центрально-азиатские государства. Еще непонятно, когда Обама совершит визит в Москву. Я думаю, что для США визит к Медведеву важнее. Но вполне возможно, что визит Обамы в Центральную Азию  состоится либо в рамках турне Москва-Астана-Ташкент, либо будет сдвинут по времени. Например, Обама может сделать визит в Астану частью своей поездки в ключевые для Америки страны региона - Афганистан и Иран. Но произойдет то не раньше выборов в Афганистане, которые намечены на август. Так что в лучшем случае можно ожидать визита Барака Обамы в Казахстан в конце лета.

 

- ИАЦ: Насколько активно обсуждается в казахстанских экспертных кругах возможность участия Казахстана в миротворческой операции в Афганистане? Например, участие в транзите невоенных грузов. Может ли эта тема стать предметом переговоров между казахстанским и американским руководством?

- Э.П.: Эта тема в экспертных кругах активно обсуждается. Впервые об этом заговорили сразу после начала операции в Афганистане. Однако результаты соцопросов показывают, что население Казахстана индифферентно относится к тому, что внешняя политика Казахстана так или иначе может быть направлена на Афганистан. Эта тема не является предметом интересов и обсуждения простых казахстанцев.  С тех пор, как произошел вывод советских войск из Афганистана, об этой стране предпочитают не вспоминать.

Но в экспертных кругах эта тема обсуждается, поскольку есть понимание значимости Афганистана для нашего региона. Ведь безопасность в этой стране важна не только для граничащих с ней стран, но и для всех государств региона. Такие угрозы, как наркотрафик, нелегальная миграция и т.д. Казахстану не нужны. Более того, есть очень серьезное понимание выгод, которые может принести сотрудничество с Соединенными Штатами в укреплении мира и стабильности в Афганистане. В первую очередь, речь идет о поставках крупногабаритных грузов, которые необходимы американцам в Афганистане и которые очень накладно поставлять авиатранспортом. Это вполне реально. Проблема, правда, в том, что придется задействовать и другие страны региона, на территории которых есть разветвленная железнодорожная сеть.

Думаю, что участие Казахстана в миротворческой операции в Афганистане не вызовет сильного резонанса в стране. Как показывает недолгая практика участия казахстанских военных в американской операции в Ираке, политических и прочих выгод в итоге было гораздо больше, чем затрат и издержек. Есть трагедия: погиб один человек. Но сколько обезврежено мин. Участие Казахстана в большей степени было формальным, однако казахстанские солдаты, служившие в Иране, получили достаточно большие деньги, мы дали месседж Америке о том, что мы союзники и партнеры и в конце концов, казахстанская армия получила большой опыт ведения боевых действий. К тому же вряд ли стоит ожидать какой-то кровавой резни в Афганистане после начала миротворческой операции. Все-таки, по сравнению с Ираком, ситуация там относительно стабильная.

Плюс ко всему в казахстанской армии есть такие проблемы, как, например, по какому образцу - российскому или американскому - она должна быть организована. И участие в миротворческой операции в Афганистане поможет эти внутренние проблемы решить.

 

- ИАЦ: В связи с визитом Нурсултана Назарбаева в Китай. Алармистские настроения, связанные с китайской экспансией, в казахстанском обществе остались в прошлом или по-прежнему актуальны?

- Э.П.: Эти настроения очень актуальны. Определенная часть казахстанского общества не заинтересована в усилении китайского влияния в Казахстане. Антикитайские настроения у нас как правило носят ситуативный характер. Надо сказать, что в Пекине вполне охотно встречают нашего президента, и он этим пользуется с тем, чтобы получить для страны инвестиции или экономическую поддержку. Безусловно, и Пекин, и Астана - это города, с визитов в которые начинается политический сезон в Казахстане. А сейчас, когда кризис отчетливо показал, что Китай поднялся на ступеньку выше, и с ним вынуждены считаться Соединенные Штаты, визит президента Казахстана в эту страну должен помочь сориентироваться   в условиях мирового кризиса. Есть опасения,  что ключевые отрасли казахстанской промышленности окажутся под контролем Китая. Уже треть нефтяной промышленности находится в руках китайцев, причем, происходит это хоть и неторопливо, но наверняка. Отсюда все тревоги  том, что скоро Казахстан окажется полностью под контролем Китая, и даже города будут называться на китайский лад. Но это все опасения, которые присущи любому небольшому государству перед огромным соседом. Такие же страхи и фобии присущи, например странам Прибалтики в отношении Москвы. И там тоже работает активно российский бизнес. Но это суверенитету прибалтийских стран пока никак не угрожает.

Я думаю, что Казахстан (здесь надо рассматривать его как небольшое государство не по площади, а по количеству населения), видя мощь Китая, испытывает естественный страх перед экспансией. Но если взглянуть на традиционную зону китайских интересов, то это, прежде всего, юго-восток региона, и решение проблемы Тайваня для Пекина гораздо важнее, чем территория Казахстана. Центральная Азия интересна Китаю только как источник сырья. Поэтому, конечно, надо от всех фобий и стереотипов в отношении Китая избавляться.

 

- ИАЦ: Насколько, по-вашему, реализуема идея президента Казахстана о создании региональных валют, особенно  в свете последнего саммита G-20?

- Э.П.: Дело даже не во встрече «большой двадцатки». Ведь сама по себе G-20 не располагает серьезными полномочиями по решению мировых проблем. То, что там говорится, совершенно необязательно к исполнению. Даже такая организация, как ООН сегодня часто демонстрирует свою неэффективность.

Идея региональных валют не нова. Она нова для нашего региона. А если вспомнить идею о введении алтына, то можно сказать, что это повтор старой песни в условиях кризиса. Думаю, что в краткосрочной перспективе эта идея вряд ли будет реализована. Во-первых, за два-три года, все может сильно измениться, кризис может закончиться, и потребность в этой валюте исчезнет. Во-вторых, возникает много технических вопросов. Например, кто будет печатать эти деньги? Непонятен механизм реализации этой идеи. А поскольку вопрос практического осуществления идеи еще даже не рассматривался, говорить о воплощении идеи в жизнь в ближайшем будущем вряд ли приходится. Да и от привязки к доллару мы вряд ли скоро избавимся.

- Спасибо.

Беседу вела Юлия Якушева.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение