Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Принцип прагматизма

14.02.2008

Автор:

Теги:



Послание Нурсултана Назарбаева народу «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» получило широкий резонанс не только в стране, но и на международном уровне. Алексей Власов, руководитель отдела информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ увидел в тексте этого документа несколько больше, чем заметили отечественные эксперты.

ЛИТЕР-Неделя: Какую оценку, как эксперт, вы дали бы посланию президента нынешнего года?

А.В.: Послание президента Казахстана выдержано в несвойственной Нурсултану Назарбаеву манере. Очевидно, что Нурсултан Назарбаев озабочен возможным влиянием кризисных явлений в мировой экономике на социально-экономическую ситуацию в Казахстане. Отсюда и признание необходимости отказаться от ряда затратных программ.
А самое главное - сверхжесткие высказывания в адрес чиновников, замешанных в коррупционных скандалах. Складывается парадоксальная ситуация: президент неоднократно на протяжении 2007 года давал указания разобраться с незаконными застройками в столичных городах. Созывали специальные комиссии, выносили строжайшие внушения акимам, «а воз и ныне там». И то, что президент в послании вновь обратился к этой теме, показывает всю серьезность, с которой Нурсултан Назарбаев воспринимает чиновничий произвол. С одной стороны, такая откровенность для главы государства - большой плюс, а с другой - неизбежно возникает вопрос: что же мешает компетентным органам раз и навсегда навести порядок в этом неприятном деле? Ну и отмечу указание конкретных задач для АП и «Нур Отана». Келимбетову и Джаксыбекову определена сфера ответственности - через год отвечать.
Внешнеполитическая часть послания особых сюрпризов не содержала, а программа «Путь в Европу», на мой взгляд, логическое продолжение политики многовекторности. Не более того.

ЛИТЕР-Неделя: Насколько актуально создание Союза центральноазиатских государств?

А.В.: Актуальность создания союза центральноазиатских государств действительно чрезвычайно велика, поскольку состояние экономической и социальной сфер большинства стран региона таково, что возникает сомнение в способности самостоятельно, без эффективной кооперации, решать проблемы, которые порождены не только мировым финансовым кризисом, но и несбалансированными отношениями между властью и обществом внутри этих стран.
В рамках Центрально-Азиатского союза можно было бы говорить о том, что Казахстан и Узбекистан, как более развитые страны, могли стать своего рода локомотивом для «вытягивания» на достойный уровень Кыргызстана и Таджикистана. Вспомним хотя бы события нынешней зимы и зернового кризиса осенью 2007 года.
Но, как всегда, помимо объективных факторов присутствует масса субъективных. Прежде всего, взаимное недоверие правящих элит, которое представляется мне труднопреодолимым. Есть серьезные противоречия в отношениях между Таджикистаном и Узбекистаном, Казахстаном и Узбекистаном, Казахстаном и Туркменией. Энергетическая составляющая Центрально-Азиатского союза - это ведь только небольшая часть вопроса. А вот взаимное неприятие может похоронить любую, даже самую здравую идею.

ЛИТЕР-Неделя: После президентских выборов в Ташкенте ожидаются политические изменения. Что вы скажете по этому поводу?

А.В.: Очевидно, что 70-летний Ислам Каримов так или иначе озабочен проблемой определения наследника, и многие эксперты полагают, что процесс передачи власти может быть осуществлен уже в ближайшем будущем. Тем более что в западных СМИ постоянно появляется информация о не самом благоприятном состоянии здоровья президента Узбекистана.
Как один из возможных вариантов передачи власти называют имя дочери президента Гульнары Каримовой, которая на днях была назначена заместителем министра иностранных дел. И все-таки лично мне представляется, что на данный момент никакого решения о конкретных кадровых перестановках в высших эшелонах не принято. Поэтому полагаю, что Ислам Каримов будет стремиться удержать власть в своих руках максимально длительное время.

ЛИТЕР-Неделя: Может ли Узбекистан стать членом Таможенного союза, который в данный момент образовывается?

А.В.: В перспективе такая возможность существует. Тормозит дело большая разница в таможенных тарифах. Если их унификация между Россией, Казахстаном и Беларусью совпадает на 62 процента, то с Узбекистаном лишь на 17. Учитывая «поступательность» узбекского руководства, процесс может сильно затянуться.

ЛИТЕР-Неделя: Что даст для СНГ председательство Казахстана в ОБСЕ?

А.В.: Председательство Казахстана в ОБСЕ - это вопрос скорее имиджевый, нежели фактор реальной политики. Впрочем, судя по посланию-2008, Н. Назарбаев намерен использовать механизм председательства на все 100 процентов для укрепления позиций страны на международной арене.
К тому же ОБСЕ, как международная организация, в последнее время дискредитировала себя использованием так называемых «двойных стандартов». И не очень-то верится, что какие-либо реформы по российским или по западным лекалам способны коренным образом поднять ее статус.
Поэтому - да, председательство в ОБСЕ - это победа казахстанской дипломатии, но большой вопрос - насколько возможно преобразовать эту имиджевую победу в реальные внешнеполитические преференции. Уже одно то, что после избрания Казахстана все успешно забыли о российском проекте реформы ОБСЕ, показывает, что никто всерьез и не собирался менять существующее положение вещей.

ЛИТЕР-Неделя: Когда решалось председательство Казахстана в ОБСЕ в Мадриде, многие западные аналитики сказали, что Казахстан «троянский конь» России. Как вы относитесь к этому мнению?

А. В.: Я чрезвычайно скептически отношусь к заявлениям о том, что Казахстан в ОБСЕ - это троянский конь России. Нет никаких оснований полагать, что каким-либо образом казахстанское председательство в ОБСЕ приведет к реальному усилению российского влияния на постсоветском пространстве. Каждая страна играет свою партию, и даже самые тесные союзники вряд ли будут жертвовать своими интересами ради партнеров. В этом, собственно, и заключается принцип прагматизма и многовекторности.

ЛИТЕР-Неделя: Как будут влиять на политику стран СНГ президентские выборы России и Америки?

А.В.: Кандидат в президенты России г-н Медведев уже заявил о том, что постсоветское пространство станет одним из главных приоритетов внешней политики России в случае его победы на президентских выборах. И реализация этих приоритетов может быть менее жесткой, но более прагматичной.
Скорее всего, будут развиваться механизмы soft power через образовательные и гуманитарные проекты, но основным инструментом российского влияния останутся ведущие энергетические компании, такие как Газпром и ЛУКОЙЛ, которые активно «врастают» в экономику постсоветских государств вне зависимости от того, являются эти страны союзниками России или же нет.
И, как мне кажется, новая американская администрация также будет вынуждена корректировать свой курс в отношении постсоветского пространства: сделать его более гибким и менее привязанным к продвижению демократических ценностей. Собственно говоря, это происходит уже сейчас, о чем свидетельствуют визиты высокопоставленных американских военных в Ташкент. Полагаю, что принцип business as usual станет центральным звеном политики США и России в послевыборный период на постсоветском пространстве. Ну а для стран СНГ способ самообороны также хорошо известен - это все та же многовекторность, все тот же ответный прагматизм.

ЛИТЕР-Неделя: В Министерстве иностранных дел Грузии открылся специальный департамент России. Как это можно понимать?

А.В.: Открытие в грузинском МИДе специального департамента России само по себе ни о чем не свидетельствует, поскольку грузинский МИД - это в значительной степени техническая структура, которая никаких самостоятельных решений не принимает и занимается реализацией того политического курса, который определяет лично президент Саакашвили.
Но, с другой стороны, в последнее время Михаил Саакашвили неоднократно заявлял о своей готовности протянуть руку примирения Москве. И, вполне возможно, что после президентских выборов в Грузии и в России действительно произойдет смягчение взаимной конфронтации. Тогда открытие «русского отдела» - это сигнал России, что Грузия готова к диалогу. Хотя вероятность этого, как мне кажется, сравнительно невелика.

ЛИТЕР-Неделя: Какой урок даст странам СНГ все время меняющаяся внешняя политика Грузии по отношению к России?

А.В.: Что касается внешней политики Грузии, которую многие считают хаотичной и непоследовательной, то замечу, что во всех «метаниях» президента и его окружения все-таки присутствует определенная логика.
Саакашвили использует внешний фактор для решения собственных внутренних проблем, поскольку социальное и экономическое положение Грузии далеко не блестяще. Образ внешнего врага, который постоянно вредит маленькой, но очень гордой и демократичной Грузии, - это очень удачно подобранный образ для внутреннего и внешнего потребления. Но создается впечатление, что западные покровители Саакашвили все же указали на то, что чрезмерное навязывание стратегии информационной войны с Россией идет уже скорее в минус для имиджа Грузии, чем в плюс. А для Саакашвили вопрос его международного имиджа представляется приоритетным.

ЛИТЕР-Неделя: Что даст будущему СНГ изменение мировой политики нынешнего года?

А.В.: Главное - пережить финансовый кризис и лихорадку на фондовых рынках. Ситуация, судя по всему, настолько серьезна, что все «бодания» на региональном уровне стоит отложить в сторону.

Беседовала Камшат САТИЕВА

http://www.liter.kz/site.php?lan=russian&id=151&pub=9665


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение