Таджикистан в рамках стратегии СНГ 2020

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Принятый курс экономического развития СНГ до 2020 года был утвержден на заседании Совета глав правительств стран Содружества, проходившем 14 ноября 2008 года в Кишеневе. Целью Стратегии является придание новых импульсов экономическому развитию государств-участников СНГ, обеспечение стабильного экономического роста, повышение благосостояния населения на основе масштабного производства экономически выгодных товаров и услуг, конкурентоспособности экономики стран Содружества, укрепление их позиций в мировой хозяйственной системе.
Таджикистан в рамках стратегии СНГ 2020

Дронов Василий Владимирович

Таджикистан в рамках стратегии СНГ 2020

Принятие Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года способствует укреплению отношений между государствами, позволяет говорить об уверенности в будущем.

Будущее Евразии, перспективы интеграционных процессов стран СНГ и их влияние на развитие экономики, политики и социально-гуманитарную сферы этих стран. Рассмотрим эти процессы и связанные с ними проблемы на примере Таджикистана, развитие этой страны как внутри СНГ, так и ее взаимоотношения с Россией до 2020 года.

Принятый курс экономического развития СНГ до 2020 года был утвержден на заседании Совета глав правительств стран Содружества, проходившем 14 ноября 2008 года в Кишеневе. Целью Стратегии является придание новых импульсов экономическому развитию государств-участников СНГ, обеспечение стабильного экономического роста, повышение благосостояния населения на основе масштабного производства экономически выгодных товаров и услуг, конкурентоспособности экономики стран Содружества, укрепление их позиций в мировой хозяйственной системе.

* * * * *

Прогностический сценарий положения и роли Евразии в мировой политике и экономике строится на анализе современных как российских, так и зарубежных экспертов стран СНГ и Европы, а также документах международных организаций, таких как ОБСЕ, Human Rights Watch и социологические исследования.

Приоритетными направлениями сотрудничества в СНГ по мнению экспертов будут такие сферы, как топливно-энергетический комплекс, инновационная деятельность, создание эффективных валютно-финансовых механизмов, формирование сети транспортных коридоров и развитие частного предпринимательства. Среди них завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках Содружества и формирование предпосылок для создания общего экономического пространства.

Последовательная реализация ресурсного потенциала Содружества независимых государств в соответствии со Стратегией экономического развития СНГ до 2020 года позволит повысить конкурентоспособность экономик стран Содружества и войти в мировое сообщество в качестве равноправных партнеров.

Несмотря на принятие Стратегии 2020, требуется решить ряд проблем в ключевых сферах межгосударственного взаимодействия с целью углубления экономической интеграции между странами Содружества.

Безусловно, что мировой финансовый кризис внес свои коррективы. В условиях мирового экономического кризиса планировать далее чем на несколько недель, бессмысленно, поэтому стратегия требует существенных доработок, в частности план стран Содружества был дополнен антикризисными мерами.

В целом же сотрудничество стран Содружества приобретает все большую актуальность в свете проблем на мировых рынках. Возможно, именно мировой финансовый кризис станет одной из веских причин, подтолкнувших страны СНГ к более тесному сотрудничеству.

Основой проекта служит положение о том, что «развитие отношений стран Содружества в экономической сфере соответствует базовым интересам каждой из них и не противоречит развитию отношений с третьими странами». Несомненно, что страны СНГ, в том числе и Таджикистан, заинтересованы в сохранении связей с Россией, ставшей в последнее время более сильной на мировой арене. Для интеграции нужна только политическая воля, так как народы стран Содружества имеют историческую память об эффективности такого взаимодействия, объединены общим языковым, культурным и научным пространством. Хотя, некоторые аналитики склонны к другому мнению. Страны бывшего Союза стали слишком разными, считают некоторые аналитики, и лишь экономические связи сдерживают полный распад.

Политическая система Таджикистана имеет свою специфику, связанную с особенностями региона, с менталитетом народа. В настоящее время и в обозримом будущем, кардинальных перестановок и изменений в политической системе не будет. Тенденции развития демократических институтов будут идти, но медленно. Альтернативы действующей власти в стране нет. Действующий Президент останется на своем посту до 2020 года. Об этом свидетельствует политическая расстановка сил.

В экономической сфере Таджикистан будет занимать далеко не последнее место. Одним из основных источников экспорта будет вода, цена которой будет лишь расти год за годом.

Таким образом, пока же «идеальное» развитие стран Содружества происходит порознь, хотя уже высказано немало предложений о создании совместных фондов, направленных на помощь всем постсоветским странам, но ни одна инициатива пока так и не реализована.

Список литературы:

1. Eurasia 2020. Global trends 2020 Regional Report. December, 2004.

2. Дугин А.Г. Проект «Евразия». М.,Эксмо, 2004.

3. Митрофанов Алексей. Шаги новой геополитики.

Поделиться: