М. Шах: Развитие государственных институтов Республики Таджикистан. Ч.2.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В настоящее время принцип разделения властей проявляется в юридическом равенстве каждой из трех ветвей власти, которое выражается в том, что каждая из них - законодательная, исполнительная и судебная - имеет свою сферу деятельности, на которую другая ветвь не вправе посягать. Законодательная власть, представленная парламентом, имеет исключительное право принятия законов государства. Никакая другая власть, никакой другой государственный орган подобным правом не обладает. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета.
М. Шах: Развитие государственных институтов Республики Таджикистан. Ч.2.

В настоящее время принцип разделения властей проявляется в юридическом равенстве каждой из трех ветвей власти, которое выражается в том, что каждая из них - законодательная, исполнительная и судебная - имеет свою сферу деятельности, на которую другая ветвь не вправе посягать. Законодательная власть, представленная парламентом, имеет исключительное право принятия законов государства. Никакая другая власть, никакой другой государственный орган подобным правом не обладает. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета.

На практике данный принцип осуществляется посредством следующих мер:

- укрепление правовой базы создания и деятельности органов государственной власти всех уровней,

-обеспечение законности и открытости их функционирования, подконтрольности обществу;

-повышение эффективности гарантий осуществления прав и свобод граждан, создание механизмов восстановления в случае нарушения этих прав и свобод;

-реализация конституционных принципов демократии, обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности государственных органов;

-укрепление судебной системы;

-следование конституционным принципам в судопроизводстве;

-создание необходимых предпосылок функционирования гражданского общества.

Нелегким в политико-правовом отношении оказался период становления государственности Республики Таджикистан после 1991г. Нарастали разногласия между исполнительной и законодательной властью, что отражалось и на конституционном процессе [1] .

Возникнув как идея, доктрина разделения властей за длительную историю своего существования постепенно превратилась в политический, а затем и в конституционный принцип многих государств. Закрепленный в статье 9 Конституции Республики Таджикистан, этот принцип поставил перед учеными, государственными деятелями, политиками ряд важных проблем. Одна из них - определение пределов самостоятельности каждой из трех ветвей власти, обеспечение их координации и взаимодействия.

В Республике Таджикистан самостоятельное функционирование трех ветвей власти началось после принятия новой Конституции Республики Таджикистан 1994г. Основной Закон возложил главную роль по координации их деятельности на Президента страны. В соответствии с частью 2 статьи 64 Конституции Республики Таджикистан Президент «является гарантом согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов».

Конституция Республики Таджикистан в 1994г. определила стройную систему трех ветвей государственной власти, одной из которых является законодательная, в соответствии с чем дата 6 ноября 1994г. вошла в летопись политической истории современного Таджикистана как начало деятельности Маджлиси Оли Республики Таджикистан, ставшего законным правопреемником высших законодательных органов нашей республики. Однако Маджлиси Оли Республики Таджикистан - парламент республики, как институт государственной власти определенное время находился в стадии самоопределения и до конца сформировался лишь в 1999г. Так, 26 сентября 1999г. путем проведения всенародного референдума в Конституцию Республики Таджикистан от 1994г. были внесены изменения и дополнения, которые в основном касались именно высшего законодательного органа Республики Таджикистан.

Согласно статье 48 Конституции Республики Таджикистан, Маджлиси Оли - парламент Республики Таджикистан является высшим представительным и законодательным органом Таджикистана и состоит из двух палат - Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон [2] .

Идея о двухпалатном парламенте республики обсуждалась довольно долго. Республика Таджикистан - унитарное государство. В этой связи сложность формирования второй палаты парламента состояла в том, что трудно было определить критерии, исходя из которых можно было ее создать. Однако, учитывая преимущества двухпалатного парламента, к которым следует отнести возможности улучшения качества принимаемых законов и полного выражения интересов отдельных территорий и социальных групп, структура двухпалатного парламента Республики Таджикистан была определена в изменениях и дополнениях 1999г. в Конституцию Республики Таджикистан, а затем Конституционным законом Республики Таджикистан. От 19 апреля 2000г. был определен порядок организации и деятельности Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Одной из важнейших задач законодательной власти Таджикистана является создание условий, препятствующих концентрации власти в руках одного органа или лица, необходимых любому демократически организованному обществу. Маджлиси Оли Республики Таджикистан -парламент страны, как законодательный орган создает законы, подлежащие исполнению Правительством во главе с Президентом, осуществляет контроль за исполнением законов, участвует в определении персонального состава важнейших органов государства, в назначении должностных лиц республики. Эти полномочия есть те противовесы, которые обеспечивают баланс властей.

Подлинное разделение властей в демократическом государстве предполагает постоянно действующий профессиональный парламент. Практика зарубежного парламентаризма убедительно доказывает, что подлинными профессионалами депутаты становятся в ходе длительной работы в составе парламента. Именно поэтому создание в республике профессионального парламента является задачей не одного года, поскольку это возлагает на депутатский корпус новые задачи и дополнительную ответственность. Ведь с введением в действие постоянно действующего законодательного органа страны вскрылся огромный пласт проблем, связанных с обновлением текущего законодательства, планомерным реформированием всей правовой системы республики.

Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон осуществляют свою деятельность в форме сессий, совместных заседаний палат. Первую сессию Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон созывает Президент Республики Таджикистан в течение месяца после выборов. Ее открывает и ведет до избрания руководителей палат старейший по возрасту член или депутат. Сессия Маджлиси милли созывается Председателем этой палаты не менее двух раз в год. Очередная сессия Маджлиси намояндагон проводится один раз в год, начиная с первого рабочего дня октября и по последние рабочие дни июня. Обе палаты парламента Таджикистана заседают раздельно, а их заседания правомочны при условии присутствия на них не менее двух третей от общего числа их членов и депутатов. Заседания Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон являются открытыми. Однако в случаях, предусмотренных законом и регламентом обеих палат, могут проводиться и закрытые заседания.

Основной задачей Маджлиси Оли Республики Таджикистан как высшего законодательного органа страны является законотворческий процесс. Все законопроекты вносятся в Маджлиси намояндагон. Законопроект об амнистии вносится Президентом, а законопроекты о бюджете, об установлении и отмене налогов - Правительством Республики Таджикистан [3] .

Маджлиси намояндагон принимает законы, которые затем (кроме закона о государственном бюджете) передаются в Маджлиси милли на одобрение, после чего они представляются Президенту государства для подписания и обнародования. Таким образом, главное назначение Маджлиси Оли Республики Таджикистан - создание правового поля для достижения политической и экономической стабильности в стране.

Возникает вопрос: из чего исходит в своей деятельности Маджлиси Оли? Конечно же, прежде всего, из состояния правового поля страны в современный период. К основным проблемам в этой области надо отнести, во-первых, противоречивость массива современных правовых актов, а также неизбежность разночтений между отдельными актами в условиях интенсивного правотворчества в период реформ. Приведение их в соответствие друг с другом - главная задача законодательной практики. Разночтения между законами и иными актами, если они не устраняются вовремя, становятся привычными.

Создается благодатная почва для произвола различных органов власти, деформации хозяйственных и социальных связей, что в конечном счете ведет к хаосу, кризису в обществе. Создание стройной, логически увязанной, непротиворечивой системы законодательства - приоритетное звено в достижении стабильности и порядка в обществе. Во-вторых, серьезной проблемой в развитии правового государства, которая также должна быть разрешена законодательным органом страны, является пробел в законодательном регулировании ряда сфер общественной жизни. В частности, речь идет о становлении рыночной экономики и нового конституционного строя.

Следует отметить также, что принимаемые законы порой неадекватны складывающимся отношениям. Кроме того, отмена прежнего (союзного) законодательства, к сожалению, не всегда подготовлена изданием новых соответствующих республиканских законов. В-третьих, характерной чертой современного правового и демократического государства следует признать множественность законов по одним и тем же, либо смежным, либо пересекающимся сферам регулирования. Решение этой проблемы представляется делом отдаленного будущего. Однако пускать его на самотек не менее опасно для становления демократического правового государства.

Опыт прошлого свидетельствует, что разрозненность законодательных актов подрывает основы законности и правопорядка. Выбор приоритетов законопроектной работы - одна из сложных и труднорешаемых задач организации законодательной деятельности Маджлиси Оли Республики Таджикистан. На него оказывают воздействие многообразные факторы:

-актуальность проблем политической, социальной, экономической сфер жизнедеятельности страны, требующих законодательного регулирования;

-необходимость совершенствования имеющейся законодательной базы;

-принятие конституционных законов; стремление к преемственности законопроектной работы и снижению ее незавершенных объемов.

Исходя из этого Маджлиси Оли Республики Таджикистан приобретает опыт, совершенствует подходы к систематизации приоритетов законотворческой работы. Кроме того, следует особо отметить, что нормотворческий процесс, особенно принятие законов, затрагивающих реализацию конституционных прав и свобод граждан, организацию и деятельность органов государственной власти, должен строиться на четких и публичных процедурах, обеспечивающих всесторонний анализ проектов, их комплексную экспертизу, в частности, общественными институтами.

Одной из ключевых проблем законотворческой деятельности парламента Таджикистана остается обеспечение обоснованности законов и иных нормативно-правовых актов, т. е. их соответствия реальным тенденциям развития общественных отношений, а также ресурсам общества. Законодательство призвано развиваться исходя из научно обоснованного прогноза развития общественных отношений, в жесткой увязке с реальным экономическим и финансовым состоянием государства, закрепленным законом о государственном бюджете.

Благодаря законотворческой деятельности Маджлиси Оли Республики Таджикистан за последние годы произошло значительное обновление правовой системы нашего государства. Только за период с 1999г. по настоящий момент принято более 60 законов.

Чрезвычайно сложная задача решения политических проблем, которые возникли в условиях реформирования общественно-политической системы республики, вставшая перед депутатским корпусом, успешно решается путем создания депутатами капитальных основ в процессе совершенствования всего законодательства Таджикистана.

От избранников народа в процессе законотворчества общество ожидает утверждения приоритета интересов избирателей и оказания помощи Правительству в формировании национальной политики, которая эффективно отвечала бы нуждам электората и не вызывала противоречий между личными и общественными ценностями. А подобные ожидания может оправдать только законодательный орган страны.

Маджлиси Оли Республики Таджикистан занимает в законодательном процессе особое место. Только он обладает правом принятия законов, и в связи с этим именно Маджлиси Оли формирует их качество, соответствующее общественным потребностям.

Задача построения правового государства не может быть решена серией кратких, пусть и революционных преобразований. Здесь необходима длительная, кропотливая и согласованная работа всех органов власти. Выявление, анализ и структуризация всех факторов является первым шагом на пути повышения эффективности законодательного процесса, осуществление которого является первостепенной задачей законодательного органа страны. Иными словами, в современных условиях Таджикистана именно Маджлиси Оли как парламент страны обладает реальными возможностями эффективного повышения действенности законодательства республики и одновременно оперативного выявления и разрешения правовых запросов общества.

М. Шах, к.п.н., с.н.с. МГИМО (У) МИД России



[1] Х. Алиев. Формирование политической системы Таджикистана. Душанбе 1997г.

[2] Конституция Республики Таджикистан. 2000г.

[3] «Закон о Маджлиси Оли и Маджлиси Намояндагон».

Поделиться: