Предпосылки религиозно-политического экстремизма в Казахстане.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В Казахстане наблюдается устойчивое усиление позиций псевдоисламского фундаментализма, представленного главным образом различными направлениями саудийского «ваххабизма». Основным идеологическим содержанием последнего является пропаганда экстремизма под религиозными лозунгами. Бурный рост влияния идеологии радикалов особенно заметен среди молодежи. Имеющиеся оперативные данные правоохранительных органов, вступившие с законную силу приговоры и постановления судов подтверждают прямую связь между «управляемым» религиозным сознанием и различными преступными сообществами, в том числе откровенно криминальными. Дополнительным доказательством выступают недавние совместные операции казахстанских правоохранительных органов и спецслужб по задержанию организованных преступных сообществ религиозной окраски в Атырау, Шымкенте, Степногорске, Уральске, Актобе в 2007-2009 годах.
Предпосылки религиозно-политического экстремизма в Казахстане.

Предпосылки религиозно-политического экстремизма в Казахстане.

В Казахстане наблюдается устойчивое усиление позиций псевдоисламского фундаментализма, представленного главным образом различными направлениями саудийского «ваххабизма». Основным идеологическим содержанием последнего является пропаганда экстремизма под религиозными лозунгами. Бурный рост влияния идеологии радикалов особенно заметен среди молодежи. Имеющиеся оперативные данные правоохранительных органов, вступившие с законную силу приговоры и постановления судов подтверждают прямую связь между «управляемым» религиозным сознанием и различными преступными сообществами, в том числе откровенно криминальными. Дополнительным доказательством выступают недавние совместные операции казахстанских правоохранительных органов и спецслужб по задержанию организованных преступных сообществ религиозной окраски в Атырау, Шымкенте, Степногорске, Уральске, Актобе в 2007-2009 годах.

Очевидно, что деятельность активистов различных сект и организаций «ваххабитов» в дальнейшем будет последовательно обострять религиозную ситуацию в стране и уже сегодня представляет реальную опасность внутриполитической стабильности. В этих условиях поддержание межконфессиональной стабильности превращается в одну из важнейших задач государства, а предложение собственной исламской альтернативы взглядам псевдомусульманских фанатиков становится жизненной необходимостью. В отличие от миссионеров других религиозных конфессий псевдоисламские радикалы откровенно используют религиозное сознание в качестве носителя политической идеологии и стремятся при ее помощи отстранить от власти светские правительства и создать теократическое государственное образование. Такими идейными катализаторами выступают религиозные учения, сформированные в Саудовской Аравии, Афганистане, Пакистане, Индии, а также ближневосточном и северокавказском регионах.

Наиболее популярным из них является религиозно-политическое учение «ваххабизма», основанное на религиозных традициях «салафийя» и вероучении ханбалитской школы ислама. «Вахаббизм» как религиозно-политическая доктрина питает идеологическую платформу таких политических организаций как «Хизб-ут-Тахрир» и «Исламское движение Туркестана» (бывшее ИДУ), всемирная террористическая сеть «Аль-Каида», Джамаат Моджахедов Центральной Азии и северокавказских «моджахедов».

«Ваххабизм» («салафизм») - религиозное учение, сформулированное в 18 веке арабским религиозным деятелем Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом. Название «ваххабизм», как правило, употребляется только оппонентами этого течения (его сторонники называют себя «ахлю-ль сунна уа-ль джамаа», «салафитами»). «Ваххабизм» назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703-1792), являющегося последователем Ибн Таймийа (1263-1328).

Основным идеологическим содержанием ваххабизма является ведение вооруженной борьбы против неверных - так называемого «джихада». Стержнем учения выступает строгое следование так называемой «Сунне Пророка». Под «Сунной Пророка» понимается свод канонизированных «достоверных» преданий о жизни Пророка Мухаммада, называемых «хадисами». Также методология «ваххабизма» подразумевает буквальное следование за мнением «алима»-авторитетного ученого прошлого или современности. «Хадисы» - это несколько десятков тысяч историй о жизни Пророка, содержащие высказывания-цитаты, которые традиционно приписываются Мухаммаду. Историческая достоверность «хадисов» весьма сомнительна, так как они были собраны и записаны на бумагу спустя более чем 200 лет после смерти Мухаммада. Область хадисологии-«ильм уль-хадис» всегда представляла собой удобный инструмент политической пропаганды. Уже на заре исламской цивилизации различные политические режимы использовали фальсифицированные «хадисы» для манипуляции массовым и индувидуалным сознанием верующих. Таким образом, с течением времени было собрано огромное количество «хадисов», ложно приписываемых Пророку. Колоссальное количество «хадисов» и сложность методологии их толкования оправдывают в сознании верующих существование профессиональной касты жрецов-алимов, которые являются непререкаемым авторитетом для последователей. Экстремистская природа «ваххабизма» обусловлена наличием «хадисов», призывающих «мусульман» к агрессии, ксенофобии, насилию, террору, женоненавистничеству, буквализму и фанатизму в религии. Учение «ваххабизма» является крайне радикальным и экстремистским, а организация «ваххабитов» представляет собой деструктивную тоталитарную секту.

Существует два направления «ваххабизма»: «умеренное» и радикальное. Первое представлено различными международными религиозными и благотворительными организациями и их филиалами, так или иначе ассоциированными с правительством и религиозными учреждениями Саудовской Аравии. Среди них Исламский благотворительный фонд Аль-Харамейн, корпорация СААР (Сулейман Абдуль Азиз аль-Раджхи), Международная Организация Исламской Помощи, Мировая Ассамблея Мусульманской Молодежи и др. Идеология «умеренного ваххабизма» главным образом представлена тремя направлениями:

  • Официальная идеология Королевства Саудовская Аравия, неофициально называемая «мадхалийя», отличается признанием саудовского монархического режима, официальным неприятием идей таких одиозных «террористов» как Усама бин Ладен, Айман аль-Завахири и др., придерживается жесткой архаичной формы вероисповедания и толкования священных текстов.
  • Идеология Организации Братьев-Мусульман, иначе называемая «ихванийя», отличается склонностью к модернизму западного образца, напрямую заимствуя европейские организационные методологии, официально отказывается от вооруженной борьбы как средства достижения политических целей (за исключением палестинского ХАМАСа).
  • Идеология организации Хизб-ут-Тахрир, отличается ярко выраженным «халифатским» пафосом и призывами к созданию единого «халифата» ненасильственными методами, вооруженная экспансия предусматривается только после достижения определенного уровня «исламского» сознания масс и сменой политических режимов в мусульманских странах.

Второе, радикальное крыло «ваххабизма» представлено различными вооруженными боевыми группами во множестве уголков земного шара. К ним относятся Аль-Каида Усамы бин Ладена, афганский Талибан, северокавказские «моджахеды», сомалийский Союз Исламских Судов, Лашкар-ат-Таиба из штатов Кашмир и Джамму, некоторые иракские группы суннитского сопротивления, законспирированные террористические ячейки в странах США и Евросоюза и др. Идеология радикального «ваххабизма», в основном, представлена различными маргинальными интерпретациями идеологий «умеренного ваххабизма».

Необходимо иметь в виду, что и радикальные и «умеренные» «ваххабиты» не имеют существенных различий в методологии и целях, отличаясь друг от друга только официальной риторикой и лозунгами. Например, доктор Айман аль-Завахири, являющийся главным идеологом Аль-Каиды и личным наставником Усамы бин Ладена, в молодости был активистом египетского филиала Братьев-мусульман. Александр Тихомиров, по кличке Саид Бурятский, большую часть своей «мусульманской» жизни провел «мадхалитом», поддерживающим саудовского короля и его придворных «алимов», однако это не помешало Бурятскому перейти на сторону чеченских боевиков и стать непримиримым врагом того же короля, отрицающим монархию саудовцев. В отличие от радикальных «джихадистов», умеренные «мадхалиты» не призывают к немедленному и насильственному свержению светского правительства, заявляя об эволюционной и поэтапной трансформации политического строя. Несмотря на официально провозглашаемый антагонизм, идеологии радикальных и умеренных «ваххабитов» едины в своих фундаменте и целепологании. Идеологическая близость и даже родственность «радикалов» и «умеренных» доказывается легкостью, с которой последователи одного крыла переходят в другое.

Анализ распространения и развития «ваххабитского» движения в Казахстане и в мире, указывающий на наличие связи между обоими крылами «ваххабизма», позволяет сделать вывод о наличии у радикалов и «умеренных» единого координационного центра. Возможно, подобный центр, имея агентов влияния в внутри истеблишмента Саудовской Аравии, располагается за пределами Королевства. Фанатизм, ксенофобия и агрессивность, присущие учению «ваххабизма» делают его удобным инструментом дестабилизации политической и религиозной обстановки в любой стране, независимо от конфесиональной структуры общества.

Общественное обьединение "IЗГI АМАЛ"

(прислано по эдектронной почте)

Теги: Казахстан

Поделиться: