О региональной конференции, посвященной системе "Образования национальных меньшинств в многонациональной Центральной Азии"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Собственный путь развития и прогресса независимого Узбекистана основан на многовековых обычаях и ценностях, традициях, особенностях, присущих нашему народу. При этом, особое внимание отводится совершенствованию молодого поколения, воспитанию их всесторонне развитыми личностями, получению ими отвечающим современным требованиям знаний.
О региональной конференции, посвященной системе "Образования национальных меньшинств в многонациональной Центральной Азии"

О региональной конференции, посвященной системе «Образования национальных меньшинств в многонациональной Центральной Азии»

Собственный путь развития и прогресса независимого Узбекистана основан на многовековых обычаях и ценностях, традициях, особенностях, присущих нашему народу. При этом, особое внимание отводится совершенствованию молодого поколения, воспитанию их всесторонне развитыми личностями, получению ими отвечающим современным требованиям знаний.

В Узбекистане живут в мире и согласии более 130 наций и народностей. В социальном отношении их равноправие гарантировано Основным Законом - Конституцией Республики Узбекистан и всецело обеспечивается в повседневной жизни. Также надежно защищены права представителей наций и народностей в образовательно-воспитательном процессе, где они имеют равные права в получении образования.

3 апреля 2009 года в г.Самарканде в сотрудничестве с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе прошла региональная конференция на тему «Образование национальных меньшинств в многонациональной Центральной Азии». В ее работе принял участие Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств К.Воллебек, а также делегации, возглавляемые министрами образования Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана.

Не случайно, что местом проведения данного форума был вновь выбран Узбекистан. Среди стран региона только в Республике Узбекистан обучение ведется на семи языках и для этого созданы все необходимые условия, что подчеркивает суть и значение рассмотрения вопросов образования представителей других наций и народностей на опыте Узбекистана.

Под руководством и инициативе Президента Ислама Каримова была коренным образом реформирована система образования, осуществлены целенаправленные реформы по пути воспитания интеллектуально развитой и физически здоровой личности, для становления молодого поколения, преданного своей Родине, народу, занимающего прочную жизненную позицию и имеющего собственное мировоззрение, и этот масштабный процесс продолжается.

В рамках Государственной общенациональной Программы развития школьного образования в 2004-2008гг. произведены строительно-ремонтные работы в 6543 общеобразовательных школах (более чем на 2,3 миллиона ученических мест). На выполнение этих работ затрачено 962,7 млрд . сумов. В том числе строительно-ремонтные работы осуществлены в 527 школах с обучением на языках живущих в мире и согласии представителей других наций и народностей.

В стране в 1048 школах обучение ведется на языках других этносов и народностей, среди которых: школы с каракалпакским языком обучения - 382, русским - 785, казахским - 549, таджикским - 334, киргизским - 88, туркменским - 49.

Проводятся республиканские олимпиады для учащихся образовательных школ по казахскому, таджикскому, каракалпакскому, русскому языкам и литературе. Призеры этих олимпиад по данным учебным предметам получают право поступления в высшие учебные заведения республики без вступительных экзаменов.

Обеспечение учащихся этих школ учебниками и учебной литературой является одним из первоочередных задач.

Совместно со специалистами стран - носителей языка, для учащихся общеобразовательных школ республики создаются учебные программы, учебники и учебные пособия по иностранным языкам. Так, в сотрудничестве с немецкими специалистами были созданы учебники для 5-9-х классов «Аssalom, Dеutsch», британскими специалистами - учебники «Fly High», совместно с французскими специалистами - учебники «Bonjour la France». В сотрудничестве со специалистами России создан учебник «Литература» для 5-го класса и учебно-методическое пособие для учителей школ с русским языком обучения.

Вместе с тем, при создании учебников было организовано тесное сотрудничество с авторами других республик. В частности, учебник «Алифбо» на таджикском языке был написан совместно с академиком М.Лутфуллаевым. Совместно с авторами Казахстана были созданы учебники «Казахский язык» для 5-11-х классов. На киргизском языке помимо учебников «Чтение» для 2-3-х классов, все остальные (1-11 классы) учебники созданы совместно с киргизскими авторами.

Только в 2008г. для всех школ с другими (кроме узбекского) языками обучения созданы оригинальные учебники родного языка и литературы 85 наименований, которые изданы в количестве 810 560 экземпляров. На 2009г. запланировано приобретение учебников по 36 наименованиям (368 191 экземпляр).

По предложению специалистов соседних стран, в которых проживают представители узбекской национальности, Узбекистан оказывает содействие в разработке учебных программ и учебной литературы. Например, для учащихся-узбеков, проживающих в Казахстане, создан учебник узбекского языка и литературы с участием узбекских авторов.

Для подготовки специалистов по языку и литературе братских наций и народностей имеются факультеты или их отделения. Так, в Ташкентском государственном педагогическом университете, Ташкентском областном педагогическом институте, Навоийском областном государственном пединституте готовятся специалисты казахского языка и литературы. При Андижанском государственном университете имеется отделение по подготовке учителей киргизского языка и литературы. Самаркандский, Бухарский государственные университеты и Ташкентский областной пединститут имеют факультеты таджикского языка и литературы. В Каракалпакском государственном университете функционирует факультет туркменского языка и литературы .

Учителя школ с обучением на языках других наций и народностей проходят курсы повышения квалификации по своему предмету при Андижанском, Бухарском, Ташкентском, Самаркандском областных институтах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

В Узбекистане накоплен большой опыт по организации повышения квалификации работников народного образования по языкам, изучаемым в общеобразовательных учреждениях нашей страны и в зарубежье. В частности, десятки учителей русского языка и литературы ежегодно повышают свое профессиональное мастерство в вузах и институтах повышения квалификации РФ. Только в течение 2004-2008гг. 312 учителей начального образования по математике, физике, русскому языку и литературе школ с русским языком обучения прошли курсы повышения квалификации в городах Москве и Омске.

Словом, полностью признан социальный и правовой статус каждой нации и народности, проживающей в Узбекистане. В свете тысячелетних культурных и этнических связей, в стране созданы все основы для светлого будущего, благополучной и свободной жизни дружественных друг к другу народов. Гарантировано их обучение и воспитание, получение ими качественного образования на уровне современных требований, что полностью отражено в повседневной жизни.

Поделиться: