Б.Толегенов: Казахстан-2009. Премьерский Боливар не вынесет двоих.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
По нашему мнению в первую очередь необходимо решить проблему централизации казахстанской экономики путем поиска схем по фактическому, а не номинальному интегрированию «финансового центра» в лице холдинга «Самрук-Казына» и «управленческого центра» представленного непосредственно исполнительной властью (хотя бы на период кризиса). Необходимо строгое разделение полномочий, сферы компетенции и ответственности. В противном случае экономический дуализм в конечно счете может привести к открытой отраслевой конфронтации, что еще более усугубит реализацию антикризисной программы.
Б.Толегенов: Казахстан-2009. Премьерский Боливар не вынесет двоих.

Боливар не вынесетдвоих

Тема смены вахты на капитанском мостике казахстанского правительства - мартовский хит в раскладах наблюдателей. И без анализа приводимых доводов, очевидно, что звезда Карима Кажимкановича в прошлом месяце заметно померкла. В его восточном прищуре нет былого блеска и боевого задора. А ставшей притчей во языцех «масимовская уверенность» уступила место горькому осознанию собственной обреченности. От того сникший вид г-на Масимова вызывает у экспертов сочувствующие нотки, в духе «О бедном Премьере замолвите слово ... ». Произведенная в конце прошлой неделе кадровая ротация силовиков походит больше на тактическую перегруппировку, которая лишь не намного оттягивает обязательное по жанру времени, окропление жертвенного алтаря.

Однако, отбросив лишние эмоции, стоит признать, что постановка вопроса о смене правительства должна решаться не с позиции персоналий (кто из дублеров подхватит эстафетную палочку), а в контексте поиска системного подхода в решении вопроса эффективной реализации антикризисной политики - главной проблемы сегодняшнего дня. Ведь с одной стороны казахстанскому антикризисному рецепту был сделан комплиментарный реверанс в виде опросов проведенных Институтом посткризисного мира и международным агентством «Gallup». Однако с другой - на лицо явное пробуксовывание механизмов ее реализации. И продекларированный перевод управления экономики в так называемый ручной режим, пока не стал панацеей. В частности до сих пор не решен вопрос активизации процесса поступления антикризисных государственных средств до конечного потребителя. Продолжительно-безуспешные попытки перезагрузить зависающую цепочку Правительство - СамрукКазына - БВУ (рак, лебедь, щука) навевают грустные мысли о дальнейших перспективах подобного «рукоблудия». А это уже диагноз не сколько «пациенту» Масимову, а столько всей системе.

Основная проблема не в пресловутых бюрократических проволочках, на которые сегодня списываются все неудачи. На наш взгляд проблема запуска антикризисных механизмов заложена в экономическом дуализме. Две параллельные вертикали управления казахстанской экономикой (холдинговая и правительственная) состыкованы лишь номинально. И отраслевая автономность заметна не вооруженным глазом (причем противоречия проявляются не как обычно, на уровне регионов). Вот и приходится правительственным мужам, банкирам и топ-менеджерам из ФНБ СамрукКазына сидя за общим столом на глазах у всей страны искать, где зависли выделенные средства, походу дела изобличая и обвиняя друг друга в не расторопности. И наверняка у внимательного наблюдателя промелькнула мысль о саботировании (не обязательно умышленном) антикризисной политики. По крайней мере, складывается подобное впечатление.

Конфликт между параллельными системами управления экономикой пока не приобретает открытый и личностный характер. Но очевидно - с приходом нового главы правительства конфронтационная фаза потенциально вероятна, а это в свою очередь еще более усугубит существующее положение вещей.

Причем Премьер изначально будет находиться в проигрышной роли. Его позиционная уязвимость обусловлена самим контекстом роли «главы правительства в условиях кризиса». Роль эта трагична, как по своей сути, так и по жанру переломного времени. Вне зависимости от своего КПД он обречен на попадание либо в опалу, либо на жертвенный алтарь. Третьего не дано. И чем успешнее и эффективнее будет деятельность следующего Премьер-Министра, тем соответственно будут выше риски конфликта интересов, ибо в существующих казахстанских реалиях у победы может быть только один отец, а вот у поражения их много (дежавю).

Нужно думать - что делать дальше. И только затем - кто будет делать

С позиции рассмотренных контекстов, очевидно, что механическая замена главы правительства фактически не снимает вопроса об эффективной реализации антикризисной программы. Безусловно, во избежание застоя и замыливания глаза правительству необходима свежая струя. Но вместе с тем смена главы кабинета министров должна осуществляться в первую очередь исходя из прагматичности и только затем с точки зрения деловых качеств исполнителей. Поэтому оргвыводы должны быть системными, а не ограничиваться позиционной рокировкой ради рокировки.

По нашему мнению в первую очередь необходимо решить проблему централизации казахстанской экономики путем поиска схем по фактическому, а не номинальному интегрированию «финансового центра» в лице холдинга «Самрук-Казына» и «управленческого центра» представленного непосредственно исполнительной властью (хотя бы на период кризиса). Необходимо строгое разделение полномочий, сферы компетенции и ответственности. В противном случае экономический дуализм в конечно счете может привести к открытой отраслевой конфронтации, что еще более усугубит реализацию антикризисной программы.

На счет мотивационной составляющей деятельности восьмого Премьера, то в этом вопросе по всей вероятности никто не может дать никаких гарантий. Все будет зависеть от его умения лавировать. Но в любом случае ему необходимо быть морально готовым к принесению себя и своего реноме в жертву вне зависимости от результатов своей деятельности ...

Бауржан Толегенов

Теги: Казахстан

Поделиться: