А. Чеботарев: Президентский ответ на кадровый вопрос

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Начало апреля этого года в общественно-политической жизни Казахстана ознаменовалось сменой руководителей четырех ключевых ведомств силового блока системы государственной власти и управления. Судя по всему, главными объектами произведенных перестановок стали МВД и Минюст. Хотя их бывших руководителей соответственно Бауржана Мухамеджанова и Загипу Балиреву, по словам президента страны Нурсултана Назарбаева, «нельзя упрекнуть в недостойном поведении», тем не менее основания их отставки явно выходят за пределы традиционной, после 3-4-хлетнего цикла пребывания на министерских должностях, ротации кадров.
А. Чеботарев: Президентский ответ на кадровый вопрос

Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» (Казахстан)

Президентский ответ на кадровый вопрос

Начало апреля этого года в общественно-политической жизни Казахстана ознаменовалось сменой руководителей четырех ключевых ведомств силового блока системы государственной власти и управления. Судя по всему, главными объектами произведенных перестановок стали МВД и Минюст. Хотя их бывших руководителей соответственно Бауржана Мухамеджанова и Загипу Балиреву, по словам президента страны Нурсултана Назарбаева, «нельзя упрекнуть в недостойном поведении», тем не менее основания их отставки явно выходят за пределы традиционной, после 3-4-хлетнего цикла пребывания на министерских должностях, ротации кадров.

Обращает на себя внимание то, что если на прошедшем 3 апреля заседании Сената Парламента РК глава государства продемонстрировал определенную дипломатичность в отношении экс-министров внутренних дел и юстиции, объясняя их отставку главным образом требованием времени, то в ходе проведенного в этот же день совещания с руководителями правоохранительных органов он четко дал понять, кто и в чем «прокололся».

В частности, явно в адрес бывшего главы МВД прозвучали нарекания по поводу нераскрытия преступлений, имевших большой общественный резонанс, и слабой борьбы с организованной и уличной преступностью. Экс-министра юстиции президент аналогичным образом отметил еще в Сенате, обратив внимание на недостатки работы по подготовке проектов законодательных актов. В равной же мере для Балиевой и Мухамеджанова были высказаны косвенные замечания главы государства о высоком уровне коррупции, «перекосах» в кадровой политике правоохранительных органов, благодаря которым сюда попали «случайные» люди, и нецелевом использовании этими органами бюджетных средств.

Дополнительно к этому можно предположить, что уход Бауржана Мухамеджанова из МВД в той или иной степени также был обусловлен неоднозначной ситуацией данного ведомства в процессе расследования с его стороны дел, связанных с так называемым «Рахатгейтом», фактический провал наделавшей большой ажиотаж в обществе инициативы с введением платных талонов к водительским удостоверениям и скандально известное уголовное дело в отношении группы представителей политической оппозиции об «укрывательстве» лиц, получивших политическое убежище на Украине.

Надо сказать, что на общем неблагоприятном фоне деятельности органов внутренних дел назначение новым главой МВД Серика Баймагамбетова следует расценить как наиболее оптимальное изменение в рамках рассматриваемых перестановок. Во-первых, в отличие от своего предшественника он является кадровым сотрудником органов внутренних дел, правда, работающим прежде в этой системе по учебно-научной линии. Во-вторых, до своего нынешнего назначения Баймагамбетов, будучи депутатом Мажилиса, возглавлял здесь Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе. В связи с этим он имел прямое отношение к парламентскому контролю за деятельностью структур силового блока.

Нельзя также не отметить, что приход Баймагамбетова в МВД способен в определенной степени усилить позиции секретаря Совета безопасности Каирбека Сулейменова. Это ожидание обусловлено тем, что первый из них в 2002-2003 гг. был заместителем у второго в бытность того министром внутренних дел. При таком раскладе связка Совбез - МВД, выстроенная на персональных отношениях их руководителей, может стать ключевой в силовом блоке и в определенной степени влиять на деятельность других входящих в него органов.

Что касается Загипы Балиевой, то в отношении нее и руководимого ею Минюста различными СМИ было отмечена целая серия негативных моментов и событий, включая скандальную ситуацию вокруг бывшего ответственного секретаря министерства Аскара Кенжеханова, череду коррупционных, финансовых и прочих правонарушений в уголовно-исполнительной системе, центрах обслуживания населения и недвижимости и т.д. Примечательно, что если Мухамеджанов, уходя из МВД, сразу же был назначен сенатором, то перспективы дальнейшей карьеры Балиевой пока остаются неясными. Хотя, скорее всего, благодаря своему большому послужному списку, она не выпадет совсем из кадровой «обоймы» «Ак Орды».

В отличие от экс-министров ротация генерального прокурора и председателя Верховного суда назрела уже давно. Рашид Тусупбеков и Кайрат Мами занимали соответствующие посты с 2000 года, в связи с чем их можно считать рекордсменами по продолжительности несменяемости. К тому же Мами успел недолго побывать в ранге и.о. главы Верховного суда еще в 1996 году. Хотя средний срок работы их предшественников составлял четыре года. В отношении председателя Верховного суда исключение в этом отношении представляет только Тамас Айтмухамбетов, занимавший эту должность в 1984-1993 гг.

Каких-либо конкретных ситуаций, способных повлиять на уход Мами и Тусупбекова с занимаемых прежде должностей, в последнее время не наблюдалось. Другое дело, что в деятельности Генеральной прокуратуры и Верховного суда наблюдаются ряд проблем, имеющих системный характер. Президент в этом отношении отметил, к примеру, слабую работу прокуратуры по координации деятельности органов правопорядка, а также тенденцию превращения судебного корпуса в закрытую и находящуюся вне критики корпорацию. Хотя это далеко не все недостатки, которые можно предъявить к соответствующим органам и их бывшим руководителям.

В связи с этим вполне обоснован тезис главы государства о том, что длительное присутствие руководителей рассматриваемых госструктур стало действовать «против системности соответствующей работы правоохранительных органов». С другой стороны, акцент на персональную ответственность данных лиц не вполне объективен в связи с тем, что их пребывание на своих постах было следствием волеизъявления главы государства. К тому же не видно каких-либо четких движений и, что главное, хотя бы предварительных результатов административной реформы именно в правоохранительных органах, о которой президент заявил еще в своем прошлогоднем Послании народу Казахстана. Причем ответственность за проведение этой реформы он возложил на свою администрацию.

Наконец, недостатки и критика в работе судов и органов прокуратуры не помешала президенту назначить того же Мами генеральным прокурором, а Тусупбекова перевести на пост министра юстиции. Это обстоятельство лишний раз подтверждает незыблемость сложившихся подходов в кадровой политике государства, выраженных в стабильном передвижении внутри госаппарата с одного поста на другой одних и тех же персоналий при нежелании делать ставку на «свежие» кадры, а также в отдаче предпочтений не столько профессиональным качествам, сколько способностям проявления политической лояльности и беспрекословной исполнительности «старо-новых» назначенцев.

Единственно, что следует ожидать в первое время от вновь назначенных руководителей рассматриваемых органов, это стремление максимального освобождения от скандально-проблемного наследия своих предшественников. Особенно активно в этом направлении, видимо, будут действовать новые министр внутренних дел Серик Баймагамбетов и председатель Верховного суда Мусабек Алимбеков, поскольку они будут руководствоваться стремлением оправдать оказанное им высокое доверие со стороны президента республики. В свою очередь, данное обстоятельство может стать гарантией если не долгого пребывания этих людей на занимаемых должностях, то хотя бы закрепления своего места в когорте личных назначенцев главы государства.

В свете произведенных перестановок прослеживается еще одна важная тенденция. Протекающие в республике кризисные процессы и серьезные упущения правительства во главе с Каримом Масимовым по их преодолению создали серьезные основания для отставки премьера и смены правительства в целом. Однако глава государства не смешит с принятием такого решения. Чем именно объясняется такая позиция президента, сказать сложно. Очевидно лишь то, что он всеми силами пытается продлить деятельность действующего правительства. Для этого президент прибегает время от времени к единичным мерам, связанным с изменениями среди отдельных министров и других высокопоставленных чиновников.

В этой связи мартовские перестановки в правительстве и среди акимов областей, а теперь и смена руководителей ведомств силового блока пока что позволяют правительству Масимова, так сказать, удержаться на плаву. Однако при отмеченных выше подходах в проведении кадровой политике, когда улучшать ситуацию на одних направлениях государственной деятельности посылают людей, которые не решили, а где-то даже и сами создали, проблемы и недостатки на прежних местах работы, подобная практика точечных мер может быстро себя исчерпать.

Теги: Казахстан

Поделиться: