Евроремонт. Казахско-кыргызский вариант.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Следуя известной казахской пословице «Шакырган жерден калма, шакырмаган жерге барма» (не стоит пропускать тех мест, где ты желанный гость) и незыблемым принципам многовекторной политики Правительство Казахстана в контексте своего председательства в ОБСЕ в 2010 г. разработало Государственную программу «Путь в Европу», окончательно утвержденную в 2008 г. Отныне Астана собирается уделять гораздо большее внимание Европейскому Союзу и попытаться выйти на «уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами в политической, экономической и гуманитарной областях»(2).
Евроремонт. Казахско-кыргызский вариант.

Евроремонт. Казахско-кыргызский вариант. (Ревский А.Д, эксперт ИАЦ)

Распад Советского Союза заставил европейские страны вновь пристально присмотреться к новообразованным государствам Центральной Азии. Напряженность на Ближнем Востоке, повсеместно возрастающее потребление углеводородов, а также открытие больших запасов нефти и газа в некоторых центральноазиатских странах сделали этот интерес чрезвычайным. Почувствовав это, а вскоре увидев и узнав вкус и качество «европейской жизни», так долго скрывавшийся от них за железной ширмой СССР, страны ЦА, в свою очередь с целью расширения сотрудничества начали искать путь к сближению с европейскими странами, и поиски эти, в частности, выразились в разработке и принятии различных программ и инициатив.

Происходил своеобразный «обмен» - Европа чувствовала себя путеводной звездой на пути формирующихся государств и получала доступ к вожделенным ископаемым, а те, в свою очередь, получали «земные блага» и своеобразное признание - новый имидж государств, имеющих вес на международной арене и статус государств, признающих определенные принципы - политический плюрализм, демократию, права человека, верховенство закона. С принципами, правда, регулярно возникали проблемы, но где их нет(1)?

Бесспорным лидером и флагманом в этом процессе явился Казахстан. Осознав все имеющиеся преимущества в виде наличия больших запасов полезных ископаемых и грамотно ими распорядившись, Астана получила возможность вкладывать большие деньги в непосредственно «имиджевые» проекты.

Следуя известной казахской пословице «Шакырган жерден калма, шакырмаган жерге барма» (не стоит пропускать тех мест, где ты желанный гость) и незыблемым принципам многовекторной политики Правительство Казахстана в контексте своего председательства в ОБСЕ в 2010 г. разработало Государственную программу «Путь в Европу», окончательно утвержденную в 2008 г. Отныне Астана собирается уделять гораздо большее внимание Европейскому Союзу и попытаться выйти на «уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами в политической, экономической и гуманитарной областях»(2).

«Путь в Европу» для РК действительно может стать новым источником для качественной модернизации, поскольку Европа - это, прежде всего, современные технологии, более высокий уровень образования, более совершенные информационно-коммуникативные системы, тогда как Казахстан для Европы - это, пока что больше ресурсная база, но вместе с тем и страна с огромным потенциалом еще не использованных различных возможностей, которые только прорисовываются в контурах XXI века.

В этом своем стремлении Казахстан был поддержан не только европейскими странами(3), надеявшимися, что своим председательством и своими инициативами Казахстан принесет «свежую кровь» в слегка одряхлевшую ОБСЕ и ускорит присоединение к БТД, но и США, которые также имеют большие планы на весь регион и надеются поддержкой на политическом уровне получить от Астаны свою порцию «благодарности». Так помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Р.Баучер вскоре после утверждения Программы заявил, что США полностью поддерживают программу Казахстана «Путь в Европу». Он также подчеркнул, что ключевые моменты программы уже обсуждались с Н.Назарбаевым и будут обсуждаться далее с тем, чтобы Казахстан смог превратиться в страну с современной экономикой.

Насколько Казахстану удастся реализовать все задуманное, покажет только время, хотя уже сейчас понятно, что разразившийся мировой экономический кризис значительно усложнит РК выполнение поставленных задач. Тем не менее, в имиджевом аспекте на международном уровне Астана уже получила большие политические и экономические дивиденды, превратившись из мало кому известного государства на «окраинах Азии» в равноправного партнера и игрока.

Кыргызстан, не имея столь обширных ресурсов для своего международного позиционирования, и зная о имеющейся и неоднократно афишировавшейся заинтересованности со стороны европейских стран, пошел другим, ничуть не менее верным путем.

Не углубляясь в подробности истории кыргызско-европейского сотрудничества, подробно представленной в статьях А.Э. Джоробековой(4) и М. Азымбакиева(5), просто напомним, что европейское направление во внешней политике Кыргызстана появилось почти сразу же после распада СССР (подписание Меморандума о взаимопонимании между правительством Кыргызской Республики и Европейской Комиссией 3 апреля 1992 года), и уже тогда сопровождалось пониманием того, что «Европа... - это демократический опыт, ценность прав человека и гражданина, это цивилизованность в политике, культуре, науке, экономике, технике, та цивилизованность, которая будет доминировать в мире в наступившем XXI столетии»(6). И именно посредством ориентации на гуманистические ценности, на соблюдение прав человека, на проведение социальных реформ также можно войти в «избранный круг» «цивилизованных государств», поскольку Азия для Европы всегда ассоциировалась и продолжает ассоциироваться(7) с такими понятиями, как авторитаризм и открытое нарушение прав человека.

Поэтому предложенная Президентом Кыргызстана К.Бакиевым на саммите Шанхайской организации сотрудничества еще в августе 2007 года инициатива учредить «День социальной справедливости», позже изложенная в резолюции «Всемирный день социальной справедливости» в ходе 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и принятая единогласно(8), стала действительно сильным ходом Кыргызстана на уровне международного сообщества. Итоговая резолюция в частности признавала: « что социальное развитие и социальная справедливость необходимы для обеспечения и поддержания мира и безопасности внутри стран и в отношениях между ними и что, в свою очередь, социальное развитие и социальная справедливость не могут быть достигнуты в отсутствие мира и безопасности или в условиях отсутствия уважения всех прав человека и основных свобод; ... необходимость дальнейшего наращивания усилий международного сообщества в области искоренения нищеты, обеспечения полной занятости, достойной работы, равноправия мужчин и женщин, социального благосостояния и социальной справедливости для всех; ... предлагает всем государствам-членам посвятить этот специальный день проведению на национальном уровне конкретных мероприятий ...в интересах социального развития...»(9). Всемирным днем «Социальной справедливости» объявлялось 20 февраля.

Тогда, наверное, еще никто не мог предположить, что уже первый год его празднования (2009) из-за разразившегося экономического кризиса станет одним из самых тяжелых периодов для всего мира за последние несколько десятков лет. Возможно, именно сейчас подобная инициатива важна как никогда - в условиях, когда миллионы людей остаются без всяких средств к существованию, а кто-то зарабатывает на кризисе хорошие деньги, именно идея социальной справедливости может стать как объединяющим фактором, так и реально действенной мерой.

Так, например, Б.Слэй, главный экономист Программы развития ООН в Восточной Европе и СНГ - организации, призванной бороться с нищетой и социальным неравенством, - полагает, что социальная справедливость в контексте кризиса может означать минимизацию его влияния на тех, кто менее всего способен ему противостоять. По его мнению, есть два важных аспекта в государственных стратегиях противостояния кризису. Во-первых, это наличие программ поддержки беднейших слоев населения, многодетных семей, сельских жителей, - программ, которые не должны подвергнуться сокращению издержек во имя финансовой целесообразности. Во-вторых, экономические стратегии во время кризиса могут иметь огромное значение для решения долгосрочных задач развития, то есть, проекты инвестирования в науку, здравоохранение, экологические программы могут стать не только решением вопроса о сохранении рабочих мест, но и реальной возможностью выхода из кризиса. Таким образом, от того, насколько правительства смогут уделить внимание этим аспектам, зависит прежде всего сохранение доверия людей к государству и внутреннее спокойствие в стране, что в нынешних условиях чрезвычайно важно.

В самом Кыргызстане в ознаменование Дня «Соиальной справедливости» был проведен ряд международных форумов и конференций, в которых приняли участие представители гражданского общества, специалисты и международные эксперты, были организованы лекции в школах и высших учебных заведениях с тем, чтобы ознакомить молодежь с положениями концепции социальной справедливости и путями ее достижения(10). Также было принято решение о проведении в некоторых образовательных учреждениях «месячника», посвященного этому дню. Проводились акции по сбору вещей для домов-интернатов, детских прияютов, домов престарелых(11).

Европа, кроме проведения различных конференций, круглых столов и благотворительных мероприятий, отметилась также выступлением Генерального Секретаря ООН Бан Ки Муна, заявившего, что «Первый день Социальной Справедливости в условиях кризиса лишь подчеркивает важность социальной справедливости, ... принципа, которым мы руководствуемся во всех наших действиях ...Отсутствие социальной справедливости должно быть для каждого из нас грубым нарушением. В этот первый день необходимо обратиться... к поискам и выработке стратегий для реализации социальной справедливости». По его мнению, социальная справедливость «остается, к сожалению, недоступной мечтой для большей части человечества». Он также напомнил, что «социальная справедливость, доступная всем, - вот основная мировая миссия ООН»(12).

Секретарь Международной Конфедерации Профсоюзов Гай Рейдер, в частности, призвал правительства всех стран «к сотрудничеству и единению перед лицом мирового экономического кризиса путем активизации национальных экономик с целью создания рабочих мест, к упорядочиванию банковского и финансового секторов, путем установления реального международного управления и пресечения дальнейшего социального расслоения, которым характеризуются экономики всего Мира»(13).

Таким образом, проблема социальной справедливости стала сейчас чрезвычайно важной темой, и тем больше заслуга Кыргызстана в глазах Европейского и Мирового Сообщества, выдвинувшего инициативу учреждения подобного дня. Тем самым, Бишкек ясно дал почувствовать свою приверженность гуманистическим ценностям и свое стремление к их реализации, что выводит страну на совершенно новый уровень взаимодействия с европейскими государствами.

Разными способами, но в общем русле страны Центральной Азии ищут пути выхода на международную арену в новом качестве - не сырьевых придатков развитых государств, а стран, предлагающих и реализующих проекты, значимые для всего международного сообщества. А это - уже действительно «новый уровень».

Источники:

1. http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3946125,00.html

2. Государственная программа Республики Казахстан «Путь в Европу» на 2009-2011 гг.

3. http://www.lenta.ru/news/2006/12/05/kazakh/

4. http://www.ia-centr.ru/archive/public_details8aa8.html?id=96

5. http://www.analitika.org/article.php?story=20041207014106267

6. http://www.ieras.ru/journal/journal1.2001/2.htm

7. http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3946125,00.html

8. http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=11210

9. http://daccessdds.un.org/doc/UNDOC/GEN/N07/464/39/PDF/N0746439.pdf?OpenElement

10. http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=11210

11. http://rus.kabar.kg/2009/03/04/obrazovatelnye-uchrezhdeniya-provodyat-mesyachnik-socialnoj-spravedlivosti/

12. http://www.un.org/apps/newsFr/storyF.asp?NewsID=18511&Cr=justice&Cr1=travail

13. http://www.ituc-csi.org/spip.php?article2772

Поделиться: