Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Лукашенко выключил союзный телевизор

01.04.2009

Автор:

Теги:
 

-ТЕКСТ: Александр Артемьев, Александра Шейко

 

Белоруссия прекратила вещание российских телеканалов. С 1 апреля из белорусских кабельных сетей исчезли «Первый канал - Всемирная сеть», «РТР-Планета», ТВЦ-International, «НТВ-Мир» и РЕН ТВ. Каналы отключили на следующий день после отказа Москвы выдать Минску кредит и спустя два дня после фактического отказа Белоруссии признать Абхазию и Южную Осетию.

Это произошло накануне празднования Дня единения народов Белоруссии и России, который отмечается 2 апреля.

 

В Минске настаивают, что в этом нет никакой политической подоплеки. «Они не получили разрешение на трансляцию по территории Белоруссии после вступления в силу нового закона о СМИ. В частности, в законе о СМИ конкретно прописано, что телевизионные каналы должны получить разрешение на трансляцию на территории страны в ближайшие три месяца. Такую работу представители этих телеканалов не проделали», - заявил представитель министерства информации Белоруссии РИА «Новости».

 

Возможно ли возобновление вещания российских телеканалов на территории соседнего государства, собеседник агентства не сказал.

 

Новый закон о СМИ, подписанный Лукашенко в июле 2008 года и вступивший в силу полгода спустя, значительно ужесточает правила регистрации и работы СМИ на территории республики.

Представители белорусских телеоператоров уверяют, что о политике здесь речь не идет. Такое решение связано «с необходимостью выполнения решений совмина и закона о СМИ, согласно которым иностранные телевизионные каналы обязаны получать разрешение на трансляцию на территорию Белоруссии», заявила начальник отдела программ «Космос ТВ» Елена Клюйкова в интервью агентству БелаПАН. Она также говорит, что у российских каналов было три месяца на получение разрешения, но этого не было сделано, потому теперь они вынуждены прекратить трансляцию.

Клюйкова отметила, что «Космос ТВ» планирует вместо прекративших вещание каналов, запустить трансляцию информационного канала «Вести-24» и «Мир. СНГ». Главный редактор канала «Вести» Дмитрий Медников подтвердил «Газете.Ru», что было получено подтверждение о появлении информационного канала в кабельных сетях Белоруссии. Он отметил, что переговоры об этом шли давно.

Несмотря на все объяснения, посольство России в Белоруссии ждет официальных комментариев по этому поводу. «Пока мы не получили официальных заявлений от белорусской стороны. Мы пытались связаться с министерством иностранных дел Белоруссии, но ответа не получили», - заявила представитель дипмиссии агентству «Интерфакс».

На самих телеканалах решение Минска трактуется по-разному. Так, РЕН ТВ мог пропасть из эфира из-за субботней программы «Неделя с Марианной Максимовской», где был показан сюжет о личной жизни президента Александра Лукашенко и о его маленьком сыне Николае. Впрочем, источник на одном из российских телеканалов в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что РЕН ТВ, скорее, пытается использовать это как собственный пиар, а проблемы носят технический характер. «Раньше у программы Максимовской «по кабелю» действительно были проблемы, но в последнее время, насколько я могу судить, она вещала свободно», - также сказал «Газете.Ru» член правления Белорусской ассоциации журналистов Леонид Миндлин.

 

В свою очередь, могли возникнуть вопросы и к телепрограмме «Прожекторпэрисхилтон», которая высмеяла семейные отношения белорусского президента в скетче «Усатый нянь», считает Миндлин. А руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев связывает проблемы российского ТВЦ с последними сюжетами программы Алексея Пушкова «Постскриптум», который допустил ряд нелицеприятных высказываний в адрес белорусского руководства.

 

У ведущих российских телеканалов есть также свои представительства в Белоруссии: «РТР-Беларусь», «НТВ-Беларусь» и ОНТ. Однако трансляция каналов идет в урезанном виде: часть сюжетов и программ, поставляемых из России, в эфир не попадают, независимо от того есть там какие-то нелицеприятные высказывания о Лукашенко и ситуации в стране или нет. «Российское вещание поступает на серверы белорусских телеканалов, которые пропускают его через сито, заполняя собственными новостными блоками, рекламой и даже подводкой к теленовостоям», - пояснил Миндлин. Представитель одного из российских каналов пояснил, что эфирный продукт действительно может верстаться уже непосредственно в Минске.

Есть и значительная финансовая составляющая, отмечает Миндлин: «Речь может идти не только о том, что пропускается в эфир, но и о том, что российский вещатель готов продавать в качестве продукта, как это делает, например, «НТВ-плюс». В белорусской прессе звучали объяснение, что ограничения могут быть связаны с недостаточным доходом от рекламы, которую показывают на российских каналах.
Российские политологи, опрошенные «Газетой.Ru», тем не менее, не исключают политический характер отключения телеканалов.

«В отношениях Москвы и Минска наступила очередная фаза взаимного раздражения», - считает глава исследовательского центра СНГ при МГУ Алексей Власов. Белорусские власти затягивают рассмотрение вопроса о признании или непризнании Южной Осетии и Абхазии - этот пункт отсутствует в повестке дня первого заседания весенней сессии парламента, который состоится 2 апреля. Россия «в ответ» отказала в выделении Минску кредита на 100 млрд рублей - об этом Минфин объявил накануне. Фадеев называет отключение сигнала «нарушением союзнических обязательств».

gazeta.ru


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение