Особую роль в работе с диаспорой играют дипломатические учреждения

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Один из ключевых моментов здесь - создание устойчивой структуры русских общин и организаций соотечественников. МИД России стремился к тому - (и по большей части это удалось реализовать), чтобы координационные советы, созданные в странах проживания соотечественников при участии загранпредставительств, объединили максимальное число организаций, задавали тон жизнедеятельности общин, канализировали и развивали связи соотечественников с исторической родиной. Под эгидой советов в 2007 г. состоялось 65 страновых и 7 региональных конференций, в 2008 г. соответственно 78 страновых и 8 региональных конференций. Активное участие в форумах соотечественников российских представителей помогало нам в режиме реального времени ощущать настроения соотечественников, динамику развития ситуации в странах их проживания. Регулярность таких встреч повышает их качество, позволяет глубже осмыслить проблемы российских общин, консолидированно определять общие интересы и задачи.
Особую  роль в работе с диаспорой играют дипломатические учреждения

Тезисы выступления статс-секретаря - заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина на заседании Совета по вопросам поддержки соотечественников в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, который состоялся в Москве 31 марта с.г.

Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые члены Совета,

За последние несколько лет подведена солидная база под работу Российского государства с соотечественниками - концептуальная, политическая, законодательная, финансовая. Это позволяет МИД России в сотрудничестве с другими заинтересованными структурами строить свои действия на этом направлении на системной, комплексной основе, добиваясь главного - большей уверенности каждого соотечественника в своих правах и последовательного укрепления сплоченности русского зарубежья, превращения его в позитивный фактор межгосударственных отношений России с зарубежными странами, формирования глобального российского этнокультурного полюса.

Один из ключевых моментов здесь - создание устойчивой структуры русских общин и организаций соотечественников. МИД России стремился к тому - (и по большей части это удалось реализовать), чтобы координационные советы, созданные в странах проживания соотечественников при участии загранпредставительств, объединили максимальное число организаций, задавали тон жизнедеятельности общин, канализировали и развивали связи соотечественников с исторической родиной. Под эгидой советов в 2007 г. состоялось 65 страновых и 7 региональных конференций, в 2008 г. соответственно 78 страновых и 8 региональных конференций. Активное участие в форумах соотечественников российских представителей помогало нам в режиме реального времени ощущать настроения соотечественников, динамику развития ситуации в странах их проживания. Регулярность таких встреч повышает их качество, позволяет глубже осмыслить проблемы российских общин, консолидированно определять общие интересы и задачи.

Логичным венцом наших усилий явилось проведение осенью 2008 года Всемирной конференции соотечественников, в работе которой участвовал и Сергей Михайлович. Она стала своего рода репетицией очередного Всемирного конгресса, который запланирован на 1-2 декабря 2009 г. Подготовка к Конгрессу в соответствии с поручением Президента уже началась, и мы рассчитываем на активное участие в ней Совета Федерации, российских регионов с одной стороны и, конечно же, зарубежного Русского мира, с другой.

Глобальные мероприятия соотечественников (конгрессы и всемирные конференции) в будущем будут проводиться ежегодно.

Страновые советы замыкаются на Всемирный координационный совет, в состав которого демократическим (выборным) путем делегированы авторитетные представители основных и наиболее крупных российских зарубежных общин. Как раз вчера и сегодня в Москве, завтра в Санкт-Петербурге проводится очередное заседание Всемирного координационного совета. Семь участников сегодняшнего Совета при Председателе Совета Федерации входят в этот высший орган соотечественников. Вчера мы обсудили проблемы взаимодействия с зарубежной диаспорой на встрече Координационного совета с Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом, возглавляемой Сергеем Викторовичем Лавровым.

В ноябре 2008 года распоряжением Правительства утверждена очередная Программа работы с соотечественниками на 2009-2011 гг. В ней учтен опыт осуществления предыдущих программ, предложения организаций соотечественников и российских загранучреждений. Основное внимание уделено консолидации зарубежной диаспоры, проведению скоординированных мероприятий в различных странах, защите прав и свобод, развитию информационного обеспечения соотечественников, образовательных, культурных и научных связей, сохранению русской языковой и культурной среды, оказанию помощи ветеранам.

Программе придан комплексный характер, позволяющий координировать под эгидой Правительственной комиссии по делам соотечественников работу федеральных и региональных структур по поддержке соотечественников.

Особый акцент в ней делается на работу с молодежью - поставки учебников, фестивали молодежи и студентов, проведение олимпиад школьников, фестивалей детского художественного творчества. Планируется существенное увеличение количества стипендий, выделяемых молодым зарубежным россиянам. Неделю назад состоялся крупный форум молодых соотечественников стран Центральной Азии в Бишкеке.

Сохраняют свое действие все направления поддержки соотечественников - культурные, образовательные, социальные, проверенные практикой и работающие на укрепление общего этнокультурного пространства и стимулирование процессов консолидации российских общин.

МИД России и его загранучреждения содействуют деятельности недавно созданного Россотрудничества, Фонда "Русский мир", усилия которых также идут в русле общих усилий по поддержке соотечественников, сохранению и развитию российского этнокультурного пространства за рубежом, русского языка.

Важное значение придавалось МИД России укреплению информационного обеспечения - созданию и сопровождению русскоязычных информационных ресурсов для соотечественников (СМИ, веб-сайты, интернет-порталы), подписке на российские периодические издания, региональные и страновые издания для соотечественников. При этом ставилась задача, чтобы информационное поле русского зарубежья соответствовало реалиям глобализации, отвечало потребностям различных категорий людей.

Сегодня при нашем содействии выходят в свет и пользуются популярностью три региональных журнала для Прибалтики, Центральной Азии и дальнего зарубежья, в Москве запущено издание журнала "Русский век". Действует интернет-портал для соотечественников.

Поддержкой пользуется также целый ряд русскоязычных изданий в странах ближнего и дальнего зарубежья. В 2009 г. в Швейцарии (Люцерн) свое десятое заседание проведет Всемирная ассоциация русскоязычной прессы.

Особую роль в работе с диаспорой играют дипломатические учреждения. Практически везде, где есть значительная русская община, и этим направлением занимаются сотрудники Посольств и Генконсульств. Росзагранучреждениям ежегодно даются значительные финансовые средства на мероприятия и содействие соотечественникам.

МИД России считает важным и дальше наращивать усилия с целью подключения к работе с соотечественниками российских регионов. Основная задача здесь - существенно расширить состав регионов, напрямую сотрудничающих с организациями соотечественников, побудить их к принятию региональных программ поддержки соотечественников по примеру Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Московской области. После конференции в Москве в прошлом году "Соотечественники - российские регионы" ряд новых регионов принял программы поддержки соотечественников, в частности, Алтайский край, Астраханская, Смоленская, Калужская области и т.д. Например, Астраханская область утвердила областную целевую программу "О работе с соотечественниками за рубежом" на 2010-2015 гг. с объемом финансирования в 85 млн. рублей. Мы ценим эти усилия в нынешних непростых финансово-экономических условиях. Важно, чтобы регионы тесно координировали свою работу с МИД России и в рамках ПКДСР. Нужно поощрять регионы, откликнувшиеся на рекомендацию Президента Российской Федерации подключиться к работе с соотечественниками. Мы высоко ценим оперативное содействие Совета Федерации в этом вопросе.

Кстати, о финансовых ресурсах. Конечно, средства, направляемые на разнообразную поддержку соотечественников - а их около 30 млн. человек в ближнем и дальнем зарубежье - еще не так велики, как хотелось бы. Но налицо прогресс. Так, в 2008 г. федеральные ассигнования только по линии ПКДСР составили 407 млн. руб., что в 8 раз больше, чем в 2000 г. (50 млн.). Правда, в нынешнем году - сокращение все-таки будет необходимо (порядка 10%-15%), но постараемся его восполнить за счет ведомственных бюджетов.

Важно и то, что выделяемые средства используются с большей эффективностью. В том числе благодаря тому, что ПКДСР, МИД России, Счетная палата осуществляют постоянный мониторинг проводимой работы и при необходимости вносят коррективы в реализуемые мероприятия.

В рамках своего короткого доклада не могу не затронуть и законотворческий аспект в работе с соотечественниками. Присутствующие здесь хорошо знают, что основополагающий документ - соответствующий Федеральный закон был принят еще в 1999 г. На сегодня многие его положения устарели, требуют корректировки. В них должны быть учтены в том числе и достигнутые результаты за прошедшие годы. Дискуссия, прежде всего, идет по двум спорным вопросам: определению понятия "соотечественник" и выдаче свидетельства соотечественника.

По нашему мнению, по вышеуказанным двум вопросам следует придерживаться следующей линии.

Первое. Понятие "соотечественник", зафиксированное в Законе 1999 г., предполагает декларативное причисление к соотечественникам всех лиц, состоявших в гражданстве СССР и предшествующих ему государственных образований. Это не вполне соответствует сегодняшним реалиям и на практике затрудняет адресную работу с соотечественниками. Поэтому предлагается понятие "соотечественник" (граждане России, по определению - соотечественник) ограничить лицами, проживающими за пределами России, сделавшими свободный выбор в пользу духовной и культурной связи с Россией и, как правило, относящимися к национальностям, исторически проживающим на территории России.

Второе. Хотя выдача специального документа, подтверждающего принадлежность к соотечественникам, предусматривается действующим Законом, на практике документ никогда не выдавался.

Увы, международные прецеденты "документирования" зарубежных соотечественников показывают спорный характер этой идеи. Неизбежна негативная реакция иностранных государств на документирование Россией их граждан. Ряд соотечественников, по тем или иным причинам, также не готов формализовать свой статус. Это повлечет расслоение и скажется на атмосфере среди соотечественников. Помимо прочего, это весьма затратное мероприятие. На наш взгляд, нужно разумно подойти к этому вопросу, направляя средства на реальные, требующие поддержки России нужды диаспор, а не втягиваться в длительный бюрократический процесс со многими политическими и логистическими рисками. Так или иначе, Межведомственная комиссия во главе с В.А.Густовым продолжит работу.

По нашим прикидкам, изменения и дополнения в проект Закона можно было бы внести к лету текущего года с тем, чтобы направить его в законодательные органы Российской Федерации. В Законе планируется зафиксировать роль координационных советов, обеспечить права соотечественников в области получения образования в России и т.д.

И в заключение. Консолидация зарубежного русского мира, превращение его во влиятельную, авторитетную "мягкую силу" даст возможность соотечественникам более эффективно отстаивать свои этнокультурные интересы, выведет на качественно новый уровень связи соотечественников с исторической Родиной.

МИД РФ

Теги: МИД РФ

Поделиться: