Россия, Москва

info@ia-centr.ru

КОНСТИТУЦИОННАЯ ИНИЦИАТИВА ЮЩЕНКО. Комментарий А.Караваева

01.04.2009

Автор:

Теги:

КОНСТИТУЦИОННАЯИНИЦИАТИВА ЮЩЕНКО. 

 

Предполагаются изменения во всех 12 разделах КонституцииУкраины, включая преамбулу. Основные из них:

 

  • Переход к двухпалатному парламенту с одновременным сокращением количества депутатов нижней палаты до 300.
  • Нижняя палата избирается путем прямых выборов по пропорциональной системе на четыре года. Уход от «неограниченной депутатской неприкосновенности». Нижняя палата сохраняет законодательную функцию и получает право формировать правительство, контролировать его деятельность.
  • Партия, получившая большинство мест в парламенте рекомендует президенту главу кабинета министров.
  • Нижняя палата принимает законы, но введение их в силу осуществляется после одобрения Верхней палатой.
  • Верхняя палата -- "сенат" – избирается на шесть лет по мажоритарной системе. По три сенатора от Автономной Республики Крым, каждой области, городов Киева и Севастополя. Предлагается каждые два года, путем жеребьевки, обновлять треть избранных сенаторов, а часть сенаторов сделать пожизненными.
  • Сенат сохраняет свою дееспособность при роспуске нижней палаты.
Сенатимеет полномочия осуществлять кадровые назначения, которые не являютсяправительственными, и утверждать решения президента в сфере обороны ибезопасности. Сенаторы будут назначать даты выборов  – от президентских до местных, назначатьи увольнять членов ЦИК, главу и половину членов Совета НБУ, даватьсогласие на назначение Генпрокурора, руководителя СБУ и главы службывнешней разведки.
  • Правительство, через кадровые полномочия премьера, одобренные парламентом, получает большую самостоятельность, и отвечает за обеспечение внешней и внутренней политики. Кандидатура главы МИД остается в ведении премьера.
  • Сохраняются прямые выборы президента.
  • В ведении президента остается ввод чрезвычайного положения, назначение по согласованию с Сенатом руководителей спецслужб страны. За президентом закрепляется право назначения и увольнения судей (кроме судей Верховного суда Украины и высших специализированных судов)

 

Комментарий:

Призыв обреченного: печальный конец украинского рестлера.

 

«Дорогая Украина, мы - великое, сильное и свободноегосударство.

Наша цель - сделать реальный,большой следующий шаг к лучшей жизни.

Мы - только на середине пути.

Надо собрать силы.

Надо верить в себя.

Надо идти вперед».

 

«Рух уперед» выдающееся произведение умеренно правой политическойриторики. Без всяких скидок, мы слышим слова национального лидера призывающегок мобилизации духа (в усиление данного мотива Послание цитируетОртегу-и-Гасета).

Выступление Ющенко нужно сравнивать с подобными другими, ноэто требует отдельного детального разбора: соотношения популизма, эмоциональнойнагрузки, и местного контекста. Что быстро приходит на память, так это, что подобногопафоса не хватало в лучших посланиях Путина 2003-2006 годов, а в парламентскихвыступлениях Саакашвили, он наоборот зашкаливал до истерики.

 

Известный диссонанс возникает, когда понимаешь, что за этимикрасивыми украинскими словами стоит не Лидер, а президент «три-четырепроцента». Давайте подождем, может когда сменится источник президентскогопослания, тогда слова станут больше соответствовать характеру политикипрезидента?

 

Сухой остаток послания Ющенко – предложение Конституционной реформы.

Предложение повисло в воздухе.

Кроме преданного Виктора Балоги, кажется ни одна украинскаяфигура первого ряда не преминула пнуть ногой, или как минимум задеть критикойэтот текст.

Дело, конечно, не в Послании. Над всеми довлеет «отработанность»политической фигуры Ющенко. Он обрек себя на соответственное отношение к нему, илюбой его текст, любое разумное высказывание украинский политикум больше несможет обсуждать абстрактно и хладнокровно. Это не академическая дискуссия, аполитика. Ющенко воспринимается как уходящий, проигравший, в некотором смыслекак политический лузер.

Главный барьер мешающий воспринимать его тезисы  – а какая политическая база за ним стоит?Оранжевые расколоты по широкому спектру, и не ясно, что из себя представляетнынешний «ядерный» электорат президента. Существует ли это ядро избирателей вреальности. Как доверять такому президенту?

 

Высокими словами он призывает на полгода прекратить политическуюборьбу, до старта президентской кампании. Кто последует его призыву??

Есть ли у него необходимый авторитет для плодотворных внешнеполитическихдействий???

«Я выступаю за максимальное улучшение и выправлениеотношений с Российской Федерацией. Я намерен сделать все возможное, чтобыперевернуть страницу недоразумений и обеспечить равный и доброжелательныйдиалог, который должен существовать между соседями…»

 

Прекрасно. Но кто в России поверит, что он реальноперевернет эту страницу в наших отношениях?

 

До Послания было понятно, что его призыв к нации обречен. Нотакже, совершенно ясно, что содержание этого призыва будет инкорпорировано вдругие политические программы. Те же самые тезисы будут услышаны от егопротивников и восприняты населением страны. Украинские наблюдатели ужеобнаружили в Послании много схожего от платформы Януковича, ряд инициативнаверняка окажется у Тимошенко. Надежда оранжевого лагеря Арсений Яценюк, готоврассматривать эти предложения после президентской гонки: «Рассматривать Конституцию как элемент этой кампании ни в коемслучае не целесообразно. Необходимо успокоиться, пройти кампанию, сформироватьновый парламент, и с новым парламентом соответствующим образом приниматьизменения в Конституцию».

 

Украинские политические бюрократы похожи нарусско-российских. Они отказываются смотреть правде в глаза, юлят, пытаютсяотвратить неизбежное, отважно борются за собственное место и политическую жизнь,в ущерб партийному и общему делу.

 

А неизбежное для наших стран – это продолжение политической трансформации.В отношении Украины видны эти новые контуры -- заданные самим ходом истории -- векторыизменений. Новая формула отношений для 24 областей в составе крупных регионовстраны и ее центра – НЕИЗБЕЖНА. Какая именно она будет, до конца не ясно.Возможно федерация, возможно расширение прав региональных властей,перераспределение политической ответственности на региональный уровень присохранении унитарной конструкции... Вариантов достаточно.

 

Украинцы боятся раскола. Да, он возможен. Но только еслитакие реформы проводит президент с нынешним имиджем Ющенко и его весом. Еслиреформы начнет проводить Лидер нации, он сможет снять все страхи и напряжения.Проблема в том, что сильных и умных лидеров нужного качества постсоветскаяистория Украины не видела. А там задача стоит куда сложнее, чем строительствопатерналистской системы российского или центрально-азиатского образца. «Закручиваниегаек» по-украински должно не просто сохранить демократическую традицию, нореформировать институты, сделав их более сильными, способными устоять передолигархическим давлением, и отвечающими чаяниям Большой Украины. Таким образом,украинский правый Лидер должен быть мощной фигурой, способной погаситьполитический реслинг, но не задушить саму традицию и возможность смены лидеров.Это должен быть человек, способный вовремя уйти. Как Де Голль.

 

Ющенко не тот Лидер. При более пристальном взгляде на него видно,как страстно он желает войти в историю, делая роковые шаги, совершенно обратныеэтому шансу. Он надеется на чудо. Он религиозен и вероятно молится онаступлении спасения. Ему больше ничего не остается. Иногда он даже испытываетпроблески надежды, как например неделю назад в Брюсселе, в момент подписаниядекларации по ГТС.

 

Но чуда не будет. Величие зарабатывают не набором фраз.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение