Россия, Москва

info@ia-centr.ru

СВЯТОЙ ОТЕЦ ОГАННЕС МАРУКЯН: «ОБЩНОСТЬ ВЕРЫ ВАЖНЕЕ, ЧЕМ РАЗНИЦА ОБРЯДОВ»

01.04.2009

Автор:

Теги:
 

СВЯТОЙ ОТЕЦ ОГАННЕС МАРУКЯН: «ОБЩНОСТЬ ВЕРЫ ВАЖНЕЕ, ЧЕМ РАЗНИЦА ОБРЯДОВ»

 

 

Институт церкви с давних времен играет важную роль как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. В последние годы во всех странах бывшего СССР его влияние ощущается особенно сильно. Сегодня речь пойдет об одной из самых древних христианских церквей - Армянской апостольской церкви (ААЦ). О том, какую роль сыграла АЦЦ в становлении и развитии армянского общества, ВК рассказал святой отец Оганнес Марукян из Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ.

 

 

- Отец Оганнес, в каких вопросах Армянская апостольская церковь сотрудничает с Русской православной церковью?

 

- Во всех сферах. Они считаются сестринскими церквями. Эти теплые отношения длятся на протяжении всей истории наших единоверных народов.

 

 

- Какие принципиальные различия существуют между РПЦ и ААЦ?

 

- Принципиальные различия связаны с богословием. В частности, они касаются христологии. Но для спасения души простого христианина различия не имеют особого значения. Наша вера едина, отличия только в национальных особенностях.

Расхождения есть в традициях, в некоторых обрядах, иконографии, церковном быту, но, тем не менее это не мешает нам ощущать духовное единство. Безусловно, надо хранить и соблюдать традиции, но они играют не самую важную роль. Общность веры важнее, чем разница обрядов.

 

 

- Насколько религиозна современная армянская молодежь?

 

- В целом религиозна. Существует молодежная организация «Нур», куда приходят много молодых армян в возрасте 16 до 35 лет. В ноябре 2005 года несколько представителей армянской молодежи из Москвы с благословения главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ епископа Езраса Нерсесяна создали Союз молодежи ААЦ. Сюда стремятся молодые люди, которые хотят приобщиться к традициям и обычаям церкви. В рамках союза проводятся конференции, встречи, организовываются праздничные мероприятия, а также читаются лекции по истории церкви и страны. Молодежь ходит в церковь, чтобы учиться жизни, помогать ближнему. Ребята хотят способствовать укреплению ААЦ, сохранению ее учения и обрядов.

 

 

- В Москве большая армянская диаспора. Способствует ли церковь консолидации внутри этих групп?

 

- Церковь на протяжении всей нашей истории была и остается связующим звеном между прихожанами. Во имя Христа, во имя любви, во имя добра.

 

 

- ААЦ сохранила древнее христианское богослужение, в частности, существует такая церемония как «матах». Что она собой представляет?

 

- Бытует ошибочное мнение, что это жертвоприношение. На самом деле это пожертвование, суть которого заключается в проявлении акта милосердия к неимущим, а не во вкушении мяса освященного животного. «Матах» (арм. Մատաղ) на древнеармянском означает «подавать соль». Согласно священному преданию из-за греха Адама все живое на Земле считается оскверненным, поэтому священник освящает соль и дает животному, которое принимая ее, очищается, потом мясо раздают нуждающимся. Для заклания берут животное «мужского пола» (бычка, барана, петуха и голубя). Так же «матах» можно осуществлять, раздавая хлеб, любую другую пищу и деньги.

 

 

- Часто подчеркивается национальный статус ААЦ. Способен ли иностранец принять религию, стать членом ААЦ, принять сан и стать ее священнослужителем?

 

- Двери ААЦ открыты для всех. Если иностранец находит спасение именно в нашей церкви, то ни о каких препятствиях не может быть и речи. Но нельзя стать нашим священнослужителем, не зная традиции. А традиции и обычаи впитываются с молоком матери.

 

 

- Ведут ли армянские диаспоры миссионерскую деятельность?

 

 - Миссионерской деятельности как таковой нет. В нашей церкви существует проповедование. Священники ведут беседы в диаспоре, в молодежных организациях, в школах. Диаспоры есть во многих странах - Австралии, Америке, Армении, России, Грузии.... Во главе епархии стоят епископы и священнослужители, которые несут свою службу.

 

 

- На каком языке проводится литургия?

 

- На древнеармянском языке «грабар» (գրաբար) (дословно «письменный») - наиболее старая письменная форма армянского языка. Древнеармянский использовался в качестве литературного языка до XIX века. Сейчас на нем совершаются все богослужения и обряды, такие как крещение, венчание, панихида и другие.

 

 

- В Москве строится армянская церковь. Когда планируется окончание строительства?

 

- Церковь строится по благословению главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии. Строительство ведется исключительно благодаря пожертвованиям и, естественно, сроки его окончания зависят от участников благотворительной деятельности. Планировалось, что это произойдет в этом или следующем году. Но в связи с экономическим кризисом точная дата теперь неизвестна.

 

 

- Православные христиане празднуют Пасху 19 апреля. А когда армяне будут отмечать этот праздник?

 

- Существует два календаря - Юлианский и Григорианский. Согласно священным канонам духовного центра и Первопрестольного святого Эчмиадзина ААЦ, находящаяся в России, отмечает праздник святой Пасхи по Григорианскому календарю.

Пасха - по-армянски «затик» или «Праздник Воскресения Господа нашего Иисуса Христа». Слово «затик» происходит от глагола «зател» - разделить, отделить ветхое от нового.

В этом году у нас Пасха празднуется 12 апреля. Но неофициально праздник отмечается и в следующее воскресенье - по Юлианскому календарю, поскольку в этот день Пасха широко отмечается по всей России. В следующее воскресенье священнослужители также служат литургию, а после нее поздравляют всех пришедших с праздником.

Вечером перед Пасхой в нашей церкви принято проводить литургию сочельника. Возвещается благая весть «Христос Воскрес», а на следующее утро служат уже праздничную литургию. Но до этого, во время утренней службы совершается крестный ход - андастан. На восточной, западной, южной и северной сторонах храма читают Евангелие.

Для нас Пасха - большой прекрасный светлый праздник, потому как с воскресением Христа мы получили шанс попасть в жизнь вечную. Верующие люди в преддверии праздника красят яйца в красный цвет - в память о том, что мир был спасен ценою крови Христа. По традиции в армянских семьях на Пасху постный стол - готовят рыбу, плов с изюмом (плов олицетворяет землю, заселенную Богом людьми, а изюм - это избранные, преодолевшие сомнения в своей душе и поверившие в Воскресение Иисуса Христа). Трапезу сервируют большим количеством зелени, пьют красное вино.

 

Анжелика Трапезникова

http://vestikavkaza.ru/

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение