От евразийства ХХ века к евразийству XXI века

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Историческое значение евразийской доктрины Н.А. Назарбаева состоит в том, что по сравнению с евразийством 1920-х - 1930-х годов он существенно расширил само поле, дискурс, контекст евразийства. И это расширение произошло как в политическом, так и в интеллектуальном отношении. До Н.А. Назарбаева евразийство ассоциировалось преимущественно с российской проблематикой. Теперь же новое евразийство неразрывно связано и с Казахстаном. Российские ученые и политики уже никак не являются монополистами в этой интеллектуальной области. Евразийство сегодня не однонаправленный монолог, а широкий многосторонний диалог.
От евразийства ХХ века к евразийству XXI века

Селиверстов С.В.

Доцент, кандидат исторических наук Казахстанский филиал МГУ имени М.В.Ломоносова

Казахстан, Астана

В эволюции евразийской идеи на протяжении ХХ - начала XXI века можно выделить несколько основных и промежуточных этапов. Двумя ключевыми периодами (и одновременно полюсами) в развитии евразийства являются, с одной стороны, 1920-е - 1930-е годы, а с другой, 1990-е - 2000-е годы. На первом этапе оформилось, как известно, российское эмигрантское евразийство, которое с точки зрения сегодняшнего дня воспринимается в целом как классическое, а на этапе 1990-х годов (и вплоть до настоящего времени) вступило в процесс становления и укрепления новое казахстанское евразийство. И если становление российского евразийства 1920-х годов связано с именами таких интеллектуалов, как Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский [См: 1; 2], то современное казахстанское евразийство в первую очередь связано с личностью и идеями Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.

В 1994 году Н.А. Назарбаев в проекте «О формировании Евразийского союза государств» по существу инициировал новый этап в развитии евразийства как интеллектуальной концепции, как политического мировоззрения и интеграционной практики [3, 136-147; 4, 15-88]. Следует иметь в виду, что «старое» евразийство 1920-х годов, которое так или иначе используется современными течениями евразийства, явилось плодом эволюции собственно российской общественно-политической мысли. Тогда в Европе, в оппозиции большевистскому режиму разработчиками евразийской идеи стало молодое поколение эмигрантов. Именно они одними из первых обратили внимание на сложносоставной характер цивилизации в Евразии, цивилизации, в которой органически соединились, толерантно взаимодействовали славянские и тюркские народы, мусульмане и христиане. Однако в условиях первой половины ХХ века идеи евразийства не могли быть реализованы. С другой стороны, эмигрантское евразийство, несмотря на усилия Н.С. Трубецкого, несло в себе определенные противоречия, возникающие из соприкосновения как антиколониальных, так и имперских компонентов [5, 71-85; 6, 257-266]. Евразийство 1920-х - 1930-х годов в силу объективных и субъективных обстоятельств было россиецентрично. Признавая недостаточность того «старого» евразийства, сегодня необходимо, конечно, понимать, что оно вряд ли могло быть тогда, в 1920-е годы, иным в условиях острой эмигрантской борьбы.

К сожалению, к произведениям евразийцев 1920-х - 1930-х годов в самом Советском Союзе вплоть до конца 1980-х годов прямого доступа исследователи не имели - все труды евразийцев находились в так называемых «спецхранах», под непосредственным контролем спецслужб. В советское время в университетах никогда не изучали евразийство как направление общественно-политической мысли, и студенты заканчивали гуманитарные специальности даже не зная самого этого слова - евразийство. Так было потому, что советские власти видели в работах эмигрантов-евразийцев не просто политических оппонентов, они видели в евразийстве реальную интеллектуальную (немарксистскую) альтернативу идеологии, которая господствовала в СССР. Именно поэтому советская власть, по существу, до самого своего конца препятствовала изучению проблем евразийства (так же как и изучению общественно-политического наследия многих иных выдающихся тюркских и славянских национальных деятелей первой половины ХХ века). Сегодня ситуация совершенно иная - значительная часть евразийского наследия издана и открыта к изучению, но мы должны иметь в виду, что еще двадцать лет назад дело обстояло иначе [7, 75-82].

В начале 1990-х годов наступила новая эпоха, вышли на поверхность, стали актуальными и востребованными альтернативные подходы к осмыслению истории и современности. Поэтому совсем не случайно в интеллектуальном сообществе таких стран, как Казахстан, Россия, Турция произошло возвращение интереса к евразийским идеям. Евразийство конца ХХ века в определенном смысле протянуло руку евразийству начала ХХ века. Как отметил Н.А. Назарбаев, «если в моей идее ученые видят какую-то связь с теми [эмигрантами], кто за пределами России думал о ее судьбе, я не возражаю» [8, 104]. Однако принципиально важно здесь то, что в 1990-е годы простой реставрации евразийских идей (как повторения воззрений первой половины ХХ века) в новых условиях было явно недостаточно. Следовало обновить евразийские подходы. Необходим был новый взгляд на само сообщество евразийских стран и народов.

Существенно то (и казахстанцы могут этим гордиться), что среди всех руководителей государств на постсоветском пространстве в 1990-е годы до уровня евразийства (в модернизированном, трансформированном виде) поднялся только Президент Республики Казахстан. Это произошло в условиях, когда в руководстве практически всех стран СНГ, включая Россию, доминировали по отношению друг к другу узкие, эгоистические, изоляционистские и недальновидные политические настроения.

Значимость перспективной идеи (а евразийский проект Н.А. Назарбаева именно не сиюминутен, а перспективен), проявляется не в мгновенной поддержке, а в том, что такая перспективная идея, будучи однажды высказанной, может быть востребована в последствии, в частности, тогда, когда к этому будут более подготовлены общества и элиты государств. В конце первого десятилетия нового века мы как раз и подходим к тому рубежу, когда осознание значимости толерантных евразийских идей все больше проникает в интеллектуальные и руководящие круги стран Евразии.

Так в чем же, по большому счету, значимость евразийской доктрины, развиваемой Президентом Республики Казахстан?

Историческое значение евразийской доктрины Н.А. Назарбаева состоит в том, что по сравнению с евразийством 1920-х - 1930-х годов он существенно расширил само поле, дискурс, контекст евразийства. И это расширение произошло как в политическом, так и в интеллектуальном отношении. До Н.А. Назарбаева евразийство ассоциировалось преимущественно с российской проблематикой. Теперь же новое евразийство неразрывно связано и с Казахстаном. Российские ученые и политики уже никак не являются монополистами в этой интеллектуальной области. Евразийство сегодня не однонаправленный монолог, а широкий многосторонний диалог.

Современное евразийство существенно расширило свой контекст. Благодаря усилиям Президента суверенный Казахстан стал активным субъектом, подлинным актором евразийства, равноправным и важнейшим участником международного евразийского диалога. И эта позитивная тенденция не ограничивается Казахстаном. Расширение евразийского диалога и партнерства привело к равноправному включению в контекст обсуждения евразийских проблем всего центрально-азиатского региона. Своим проектом, своей инициативой Н.А. Назарбаев объективно открыл дорогу к евразийскому диалогу всем странам СНГ.

Новое казахстанское евразийство отличается от старого также тем, что ушел в прошлое антизападный мотив, характерный для части российской послереволюционной эмиграции. Благодаря усилиям Н.А. Назарбаева, актуальное евразийство сегодня - это не отдаление от Европы, а, наоборот, активное взаимодействие с Европой на новом межгосударственном и межрегиональном уровне. Логическим проявлением этого стало Послание 2008 года, где Глава государства дал установку на разработку государственной программы «Путь в Европу».

Казахстан сегодня фактически позиционируется в глобальном мире не только как азиатская страна, но и как европейская. Может показаться, что «путь в Европу» противоречит классической евразийской идее, но так мыслить можно только в том случае, если догматично повторять старое евразийство первой половины ХХ века. В реальной политике Н.А. Назарбаева Европа становится неотъемлемой частью Евразии. Возможно, глобальное значение Казахстана заключается именно в том, чтобы дать миру урок органичного и результативного синтеза азиатских и европейских начал.

Совершенно уникальную и по настоящему евразийскую ситуацию создает то, что Казахстан не только будет председательствовать в 2010 году в европейской ОБСЕ, но и является инициатором и организатором Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). То есть организатором форума, который в определенном смысле является азиатским аналогом ОБСЕ (если иметь в виду тот период, когда ОБСЕ было еще «совещанием», а не «организацией»). Такое европейско-азиатское внешнеполитическое позиционирование уникально. В отличие от Казахстана ни одна из стран Европейского Союза не может играть, хотя бы в силу своего географического положения, ведущей роли в азиатских «совещаниях». А Казахстан органично может действовать и на европейском, и на азиатском пространстве. Для суверенного Казахстана «путь в Европу» открыт в той же мере, как и «путь в Азию».

Казахстан - неотъемлемая часть тюркского мира. А потому инициативы Президента Казахстана открывают путь к евразийству как для тюркоязычных стран, включая Турцию, так и для широкого мусульманского сообщества. С другой стороны, разве великий Китай сегодня находится вне широкого евразийского диалога? Сам факт создания и укрепления Шанхайской организации сотрудничества свидетельствует о позитивном расширении евразийских взаимодействий на континенте. «Шанхайский дух» не противоречит «евразийской идее», но фундаментально укрепляет ее со стороны Востока. И в перспективе «Казахстан, являясь центром Евразии, - указывает Глава государства, - будет играть роль экономического и культурного связующего звена между тремя быстро растущими регионами - Китаем, Россией и Мусульманским миром» [8, 404].

Благодаря усилиям, позиции и идеям Н.А. Назарбаева евразийство сегодня приобретает характер не только локального казахстанско-российского взаимодействия, но широкого межцивилизационного диалога и партнерства Востока и Запада. Вспомним, какое внимание в последние годы в мире, в ЮНЕСКО, в межгосударственных отношениях, на международных форумах уделяется проблематике диалога культур и цивилизаций. Казахстан активно участвует в этих процессах, например, в диалоге между странами Запада и мусульманским миром, успешно развивает внутригосударственный диалог. Именно поэтому на последнем заседании Ассамблеи народа Казахстана (23 октября 2008 года) Глава государства с полным основанием указал: «И на Востоке, и на Западе ценят наш уникальный опыт, наши достижения в вопросах согласования интересов и защиты прав этносов. Уверен, чем больше стран будет использовать наш опыт общественного диалога и межэтнического согласия, тем безопаснее станет весь мир». По предложению Н.А. Назарбаева, Ассамблея народа Казахстана должна принять активное участие в этой работе - «именно она может показать, как нужно развивать межкультурный диалог» - в том числе, и на обширном евразийском пространстве [9, с. 16-17].

Через Казахстан евразийство приобретает действительно общеконтинентальный смысл. И, видимо, здесь нет оснований для беспокойства о лидерстве той или иной страны. Ведь на большом евразийском поле место есть для всех: и для Казахстана, для России и Китая, для Центральной Азии и Кавказа, для Европы и всего Старого Света.

Таким образом, приоритет Н.А.Назарбаева в содержательном расширении евразийского дискурса неоспорим.

Существенный вклад в развитие евразийства, сделанный Президентом Республики Казахстан, убеждает в том, что общая эволюция евразийства, как интеллектуальной тенденции заключается в ХХ веке не в сужении, а в расширении пространственного и содержательного круга евразийской проблематики. В 1990-е - 2000-е годы в идеях Н.А. Назарбаева произошел не возврат к «старому» евразийству (так как международно-политическая ситуация к концу ХХ века в мире принципиально изменилась), но восхождение на совершенно новый уровень, соответствующий реалиям новейшего времени. Ведь тогда, в 1920-е - 1930-е годы народы и республики евразийского региона могли быть только потенциальными субъектами евразийского диалога. Реальностью же их политическая субъектность стала только в 1990-е годы.

Евразийская доктрина Н.А. Назарбаева показывает, что будущее евразийства - в поиске оптимального сочетания национальных, региональных и глобальных аспектов. Только в таком случае оно сможет стать сбалансированным форматом конструктивных взаимоотношений в Евразии. Однако насколько осознается и признается сегодня, например, в России, что историческую задачу по качественному расширению евразийского диалога еще в 1994 году поставил (и за прошедшее с тех пор время в определенной степени разрешил) именно Н.А. Назарбаев. Исследователи, позитивно воспринимающие инициативы Казахстана, признают вклад Президент республики в развитие теории и практики евразийства [10]. Однако в сопредельной стране по этому поводу есть различные мнения, и это свидетельствует о необходимости продолжения широкого евразийского дискурса и для Казахстана, и для России, и для других стран СНГ. При этом, разумеется, необходимо иметь в виду, что действительно толерантный евразийский диалог возможен при условии полного освобождения российских партнеров от «имперских» геополитических подходов и настроений.

Казахстанское евразийство возникло в постсоветскую эпоху, то есть в ту эпоху, о которой и русские, и тюркские эмигранты 1920-х годов могли только мечтать. И оно возникло в максимально открытой, недогматической форме. Современное евразийство не является жесткой, не терпящей отступлений в сторону, конструкцией. Ведь и сам проект 1994 года и практическая евразийская деятельность Н.А. Назарбаева не содержат каких-то узких, односторонних идейных ограничений. Казахстанское евразийство открыто для всех. Но это не значит, что оно только узко прагматично и потому нефилософично. Основание Главой государства в 1996 году в Астане Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, создание по его же инициативе Казахстанского филиала Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова являются важными и масштабными шагами на пути укрепления интеллектуального евразийства. 26 мая 2006 года в лекции, прочитанной в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Н.А. Назарбаев еще раз указал, что евразийская идея прошла свой путь развития, но сегодня имеет новое измерение: «Евразийство - это идея XXI века. Это идея будущего. Это алмаз в короне интеграционных процессов, которые требует сегодня глобализация. Есть критики этой идеи, но я считаю, что она осуществляется. Три практические вещи - ЕвразЭС, СВМДА и ШОС - это три составляющих будущего евразийства». И при этом, как подчеркнул Глава государства, - «этой идее нужна духовная, научная база» [11, 713].

Развитие государственной политики, государственной стратегии Н.А. Назарбаева показывает, что проект 1994 года, это не случайный и конъюнктурный импульс, который вскоре потухнет (как пытались представить многие в 1990-е годы). Сегодня, действительно, можно и нужно говорить совокупно - о евразийской доктрине Н.А. Назарбаева, о существовании казахстанского евразийства, о расширении, о новом этапе развития как теории, так и практики современного евразийства.

В заключение еще раз подчеркнем, что именно Н.А. Назарбаев без лишней политической ангажированности сделал евразийство многосубъектным и тем самым реально вывел евразийскую доктрину в постимперский контекст. Сам факт, что с идеей евразийства выступил лидер тюркоязычного и в конфессиональном аспекте преимущественно мусульманского государства имеет непреходящее историческое значение.

Казахстанское евразийство - это не сухая идеологическая схема, а широкий международный и межцивилизационный подход. Евразийская доктрина Н.А. Назарбаева - не узкая формула, предполагающая строго определенный состав участников и закрытые правила игры, а, наоборот, это открытая система, открытая цивилизационная карта. Глубокий евразийский смысл имеет и новая книга Н.А. Назарбаева «Стратегия становления постиндустриального общества и партнерство цивилизаций» [12], презентация которой состоялась в августе 2008 в Астане в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева при активном участии российских ученых. Ведь в именно в диалоге, в «партнерстве цивилизаций» (а не в их «столкновении») и содержится смысл евразийского взгляда на мир.

С научно-объективной точки зрения, признавая и подчеркивая особый вклад Н.А. Назарбаева в развитие евразийской доктрины, следует учитывать и то, что было сделано предшественниками (и совершается сегодня современниками). Актуальная наука должна изучать, анализировать этапы генезиса и развития евразийской идеи, евразийской философии истории, евразийской общественно-политической мысли. Но при этом всегда отдавать себе отчет в значимости того принципиального сдвига в евразийстве, который на рубеже XX-го и XXI-го веков был сделан (и продолжает реализовываться) Президентом Республики Казахстан.

Литература

  • 1. Laruelle M. L'Idéologie eurasiste russe on comment penser l'empire. -Paris, 1999.
  • 2. Пащенко В.Я. Социальная философия евразийства. - М., 2003.
  • 3. Назарбаев Н.А. О формировании Евразийского союза государств. Проект. 3 июня 1994 года // Назарбаев Н.А. Стратегия независимости. - Алматы, 2003.
  • 4. Евразийство: от идеи к практике. Международная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию Евразийской инииативы Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. - Астана, 2004.
  • 5. Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме // Исход к Востоку. - София, 1921.
  • 6. Bassin M. «Classical» evrasianism and the geopolitics of russian identity // Ab imperio. 2003. № 2.
  • 7. Селиверстов С.В. Возвращение евразийства: некоторые аспекты российской историографии начала 90-х годов ХХ века // Проблемы историографии, источниковедения и исторического краеведения. - Омск, 2004.
  • 8. Назарбаев Н.А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. - М., 1997.
  • 9. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на XIV сессии Ассамблеи народа Казахстана // Актуальные проблемы изучения истории независимого Казахстана / Гл. ред. Б.Г. Аяган. - Астана, 2008.
  • 10. Дугин А.Г. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева. - М., 2004.
  • 11. Назарбаев Н.А. К экономике знаний - через инновации и образование // Евразийский университет и мир Евразии. Выступления Глав государств, министров, руководителей государственных органов, общественных деятелей Республики Казахстан и зарубежных стран в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. - Астана, 2006.
  • 12. Назарбаев Н.А. Стратегия становления постиндустриального общества и партнерство цивилизаций. - М., 2008.
Теги: Казахстан

Поделиться: