Алишер Сабиров: Музей "Памяти жертв репрессий" содействует восстановлению честного имени и достоинства соотечественников, независимо от национальности

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Музей «Памяти жертв репрессий» Академии Наук Республики Узбекистан действительно является центром, но научно-исследовательским центром, основным направлением деятельности которого является содействие восстановлению честного имени и достоинства соотечественников, независимо от национальности
Алишер Сабиров: Музей "Памяти жертв репрессий"  содействует восстановлению честного имени и достоинства соотечественников, независимо от национальности

Интервью Алексея Власова с заместителем директора "Музея жертв репрессий", Алишером Сабировым. Ташкент. 31.03.2009

***********************************************************************************

  1. Алексей Власов: Алишер, как возникла идея музея, в чем заключался первоначальный посыл к его созданию?
  2. Алишер Сабиров: Еще в 80-е годы, когда были открыты некоторые фонды КГБ, в Узбекистане, было разрешено группе журналистов и ученых ознакомиться с архивными материалами, проливающими свет на трагическую судьбу известных узбекских писателей и общественных деятелей. На основе изучения этих материалов, в узбекской печати начали публиковаться циклы статей, посвященных жертвам сталинских репрессий, оказавших большое воздействие на сознание народа.

12 мая 1999 г. своим Распоряжением Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов организовал общественную Комиссию по увековечению памяти жертв колониального периода. На встрече с общественностью И.А. Каримов предложил создать мемориальный комплекс памяти жертв репрессий в Узбекистане. И в июле этого же года Постановлением Кабинета Министров Узбекистана был образован Благотворительный фонд «Памяти жертв репрессий».. Началось формирование коллекции будущего музея, который был построен и открыт 31 августа 2002 г., когда впервые в Узбекистане был отмечен учрежденный День поминовения жертв репрессий.

Мемориальный комплекс расположен в центре Ташкента, на берегу реки Бозсу. По мнению узбекских историков, именно здесь в 30-е годы прошлого века происходили массовые расстрелы невинных «врагов народа». Сегодня здесь выращен живописный парк, где расположено живописное здание в национальном стиле, архитектурой напоминающее древние восточные мавзолеи

В 2008 г. согласно постановлению Президента Республики Узбекистан Музей был заново реконструирован и расширен. Построены еще два здания и создана совершенно новая экспозиция.

Сейчас в здании Музея общей площадью 1568 км 2 (площадь для экспозиций-960 км 2 ) в 3-х залах размещены экспозиции, рассказывающие о тяжелом и трагическом периоде репрессий в истории Узбекистана

  1. А.В.: Как бы Вы определили содержательную концепцию музея?
  2. А.С.: Концепции музея готовили несколько несколько научно-исследовательских организаций, включая Институт истории АН Узбекистана, Музей Памяти жертв репрессий, Благотворительный фонд «Шахидлар хотираси» (Память шахидов). Варианты были представлены в правительство и путем дискуссий, обсуждений, с участием широкого круга научной, культурной общественности была принята единая концепция. Мы сейчас переводим ее на несколько языков и планируем разместить на нашем сайте.
  3. Концепция охватывает период конца 19 века до 80-х годов 20 века. То есть, начиная с завоевания Российской империей до так называемых «хлопковых» дел. Мы считаем, что репрессивная политика советского правительства, в той или иной степени повторяла основные принципы колониальной политики царской России. С другой стороны при подготовке концепции специалисты подошли достаточно взвешенно, с учетом всех существующих альтернативных точек зрения на историю этого периода.
  4. Научно-просветительской целью музея является изучение, осмысление политических, экономических, культурных процессов колониального периода, изучение негативных последствий политики репрессий, а также демонстрация полученных документальных источников, в качестве музейных экспонатов и другими возможными средствами, воспитание молодежи в духе любви к Родине, народу, верности к ценностям Независимости.

Исходя из концепции экспозиции состоят из 10 разделов:

I ЗАЛ:

1-раздел

Колонизация Средней Азии (Туркестана) царской Россией и борьба местного населения против колонизаторов;

2-раздел

Движение национального возрождения, его проявления и практические направления

3-раздел

Ликвидация правительства Туркестанской автономии и начало политики репрессий советского государства (1917-1924)

4-раздел

Движение противостояния насилию и оккупации в среднеазиатском регионе и вооруженные выступления (1918-1924)

5-раздел

Политика советского правительства по «коллективизации» и «раскулачивания», ее трагические последствия (1930-1936)

6-раздел

Политические репрессии начала 30-х годов (1929-1936)

II-ЗАЛ

7-раздел

Политические репрессии 1937-1938

8-раздел

Политические репрессии 1940-1950-х годов

9 раздел:

Политические репрессии 1980-х годов: Кампания «Хлопковое дело»

III- ЗАЛ:

10-раздел

Восстановление исторической справедливости, увековечение памяти жертв репрессий, значимые исторические мероприятия проведенные на пути сохранения и развития национальных ценностей в годы Независимости (период после 1991 г)

А.В.: Как был выстроен механизм подбора и поиска уникальных материалов? Насколько велики Фонды музея, материалы еще не попавшие на стенды?

А.С.: В подготовке новых экспозиций были заняты крупные ученые-историки и представители других обществоведческих наук, сотрудники региональных историко-краеведческих музеев. При содействии специальных государственных учреждений получены уникальные архивные фото и видео материалы, письменные источники, ранее неизвестные широкой общественности. Дизайн и оформление делали группа художников Академии художеств Узбекистана. И специалисты из Германии. Одной из отличительных черт нового Музея является то, что здесь широко использованы компьютерные технологии, хорошо продумана и внедрена мультимедийная информация, аудиоматериалы.

Был изучен опыт аналогичных музеев Израиля, Великобритании и Венгрии.

Информационный и архивный фонд музея состоит:

  1. Материалы фондов Центрального Государственного архива, архива Службы национальной безопасности Министерства внутренних дел и Верховного суда
  2. Материалы Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Республики Узбекистан
  3. Из личных дел жертв репрессий, составленных на основе заявлений репрессированных лиц или их родственников, которые предоставили сохранившиеся у них документы, рукописи, газетные статьи, статьи, книги фотографии и т.д.
  4. Полученные от репрессированных лиц, или их родственников, а также от историков, литературоведов и журналистов архивные материалы и газетные публикации, разложенные по темам:
  5. Опубликованные газетно-журнальные статьи активистов фонда и научных сотрудников музея;
  6. Опубликованные брошюры, книги, авторефераты и их рукописи;
  7. Видеоматериалы киностудии «Узбекфильм» и «Узбектелефильм»;
  8. Коллекция негативов и позитивов фотографий, находящихся в запасниках;
  9. Материалы полученные из музеев Магаданской области России;

Сейчас, справочно-поисковые системы музея находятся на стадии формирования.

На учет музейного фонда взято 8000 различных материалов, включая 600 уникальных книг. Работа продолжается.

У нас имеется много архивных документов, фотографий по истории российских и туркестанских отношений, немало источников по взаимоотношению российской и местной интеллигенции, жизни и деятельности сосланных на территорию современного Узбекистана видных рууских людей, например братьев Вадима и Афанасия Чайкиных, художников Николаева (Усто Мумин), Курзина, бывшего офицера шифровальшика, впоследствии этнографа и музыковеда Виктора Успенского и других. Имеется уникальная переписка между видным деятелем джадидского движения Убайдулло Ходжаева и Л.Н. Толстого. В запасниках музея хранятся материалы связанные с историей польской, азербайджанской, крымско-татарской, корейской диаспор.

А.В.: Какой из исторических периодов Вам представляется наиболее широко представленным в экспозиции музея?

А.С.:- политика «раскулачивания» и «коллективизации» узбекского дехканства (1930-36 гг.);

Здесь мы использовали, не только документальные источники, но и материалы «устной истории», наши специалисты ездили по регионам республики и снимали на видео рассказы участников этих репрессий, их детей и внуков. Эти данные представлены на специальных мониторах в залах музея.

- политические репрессии начала 30-х годов (1930-36 гг.);

- политические репрессии 1937-38 годов;

- политические и экономические репрессии 80-х годов («хлопковое дело»).

Несколько меньше представлены материалы 3-х больших народных восстаний 1892, 1898 и 1916 годов. Мы продолжаем работу по изучению материалов данного периода.

А.В.: Как осуществляется взаимодействие с аналогичными музеями в России?

А.С.: К сожалению, пока очень слабое взаимодействие. Мы только приступили к работе и намерены расширять сотрудничество с нашими российскими коллегами. Мы открыты, прозрачны и позитивно настроены к самому тесному научному и культурному сотрудничеству с аналогичными научными центрами и музеями РФ.

К сожалению, на некоторых российских сайтах наш музей считают, чуть ли не центром возбуждения ненависти к России и русскому народу.

Музей «Памяти жертв репрессий» Академии Наук Республики Узбекистан действительно является центром, но научно-исследовательским центром, основным направлением деятельности которого является содействие восстановлению честного имени и достоинства соотечественников, независимо от национальности, ставших жертвами массовых политических репрессий в период тоталитарного режима.

А.В.: В каком направлении намечено развитие музейной экспозиции?

А.С. : Мы активно проводим научную работу по поиску документальных источников связанных с народными выступлениями, связанными с перегибами при водно-земельной реформе и голодом 30-х годов.

Мы намерены больше развивать музейную экспозицию отражающую репрессии над простыми тружениками, сельским населением Узбекистана. Еще раз изучить материалы связанные с повстанческим движением 20-х годов, просветительским движением прогрессистов (джадидов), которые все без исключения стали жертвами репрессий. Экспозиции связанные с так называемым «басмаческим» движением, заканчиваются 1924 годом, хотя борьба против большевиков продолжалась еще долго. Однако к 1924 году организованное сопротивление коренного населения пошло на спад. Это объясняется отчасти началом национально-территориального размежевания, когда появились новые национальные республики и часть национальной интеллигенции обратилась к повстанческим отрядам прекратить сопротивление. Народ устал от войны и разрухи. И конечно же военно-политическим превосходством большевиков, которые после окончания гражданской войны из европейской части страны начали перебрасывать в Среднюю Азию, крупные воинские контингенты.

Ждет своих исследований период репрессий 40-начало 50-х годов. Любопытным представляется изучение влияния на национальную интеллигенцию движения диссидентов в российской части Союза, в 60-70-х годах прошлого столетия.

Поделиться: