Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Юлия Якушева. О бедном Премьере замолвите слово...

29.03.2009

Автор:

Теги:

 

 

В минувшую пятницу в ИАЦ МГУ прошел очередной экспертный семинар, в центре внимания которого оказался вопрос о возможных кадровых перестановках, как в Правительстве Казахстана, так и в других структурах, отвечающих за реализацию антикризисной программы.

Тема аппаратных интриг на политическом Олимпе нашего главного стратегического партнера и союзника уже неоднократно поднималась в самых разных контекстах. Но в данном случае выбор темы был предопределен той резкой критикой, которая прозвучала в адрес Премьер-министра Карима Масимова со стороны Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. По крайней мере, во время последнего заседания Кабинета министров сам Карим Масимов признал, что Президент выразил резкое недовольство его деятельностью по дальнейшей диверсификации экономики.

Причем, если прежде глава государства старался не придавать критике ближайшего окружения чрезмерно публичный характер, то за последнюю неделю у многих экспертов сложилось впечатление, что делается  все, чтобы подготовить общественное мнение к грядущей отставке Масимова.

Большинство аналитиков, выступивших на экспертном семинаре ИАЦ отметили, что резко увеличился объем заказных публикаций на сайтах, принадлежащих ключевым фигурам из числа представителей придворных ФПГ, в которых "прописались" наиболее "перспективные кандидаты" на премьерское кресло.

Если составить рейтинг претендентов по числу упоминаний в СМИ, то очевидно, что наибольшую информационную поддержку получили Умирзак Шукеев и Серик Ахметов.  Вряд ли это самопиар, по крайней мере в ситуации с Шукеевым, которому как раз чрезмерно выпячивание его персоны скорее не во благо, а во вред.

По мнению Алексея Власова, подобная активность ангажированных сайтов вокруг упомянутых кандидатов в премьеры может обозначать совершенно обратное - попытку их дискредитировать  в глазах Президента за счет «информационного фальстарта», что особенно заметно в ситуации с Сериком Ахметовым.

 Генеральный директор ИАЦ, который в эти дни находится в Ташкенте и участвовал в обсуждении темы в режиме он-лайн, обратил внимание на то, что кандидатура Умирзака Шукеева  в качестве возможного преемника Карима Масимова серьезно рассматривается как минимум последние полгода. А если брать более отдаленный промежуток времени, то едва ли не с самого начала премьерства Масимова господин Шукеев обрел статус перспективного дублера. Но правила кадровых решений Ак Орды не поддаются обычной логике...

Как заметил Алексей Власов, в очередной раз, вопрос об успехах правительства в реализации антикризисной программы подменяется вопросом о персоналиях. Главный и, пожалуй, наиболее серьезный упрек, который можно реально предъявить Кариму Масимову, это то, что деньги, выделенные на реализацию антикризисной программы, крайне медленно доходят до потенциальных «потребителей». Будет ли на месте Карима Масимова господин Шукеев или же, предположим, Адильбек Джаксыбеков, никакой другой стратегической программы по выходу из кризиса у преемника не будет.  Для этого просто не хватит времени. И единственное направление, в котором новый премьер-реформатор сможет себя реализовать - это достижение формального или неформального компромисса с ключевыми структурами, находящимися в связке с Правительством  по реализации антикризисной программы («Самрук-Казына» и акимы, плюс "Нур Отан")

Можно предположить, что скрытая и явная конфронтация Премьера с представителями некоторых из перечисленных выше структур резко увеличило число желающих увидеть во главе кабмина фигуру менее конфликтную, менее "политическую", а, значит, более компромиссную -  этакого «делового человека», каковым  позиционирует себя Первый вице-премьер. И, надо сказать, "картинка работает", прежде всего, в глазах «главного арбитра», то есть самого Президента.

Не сомневаюсь, что все недоброжелатели Масимова прекрасно понимают, что от перемены мест слагаемых ситуация кардинальным образом не изменится, и вслед за «премьерской жертвой» могут последовать перестановки как в Госхолдинге, так и на региональном уровне. Показательный разгром, учиненный в Восточно-Казахстанской области - это явно не последний шаг АП РК по «наглядной порке» зарвавшихся региональных элит.

Поэтому однозначно сказать, что отставка Премьера пойдет на благо казахстанской экономики, может только крайне наивный человек (равно как расчитывать на то, что коней на переправе не меняют, а, значит, только господин Масимов может довести до полной победы борьбу с кризисом). И то, и другое - абсолютно неверный подход.

Можно не сомневаться, что понимает это и Нурсултан Нaзарбаев. Если Президент Казахстана все же пойдет на подобный шаг, то с успехами или неудачами «антикризиса по-казахстански» его решение будет связано в самую последнюю очередь. Видимо, просто пришло время для ритуальной жертвы на альтарь антикризисной программы...

Что же касается динамики российско-казахстанских отношений в связи с возможными перестановками в  структурах исполнительной власти, то здесь подавляющее большинство экспертов выразили общее суждение: несмотря на достаточно тесные связи Карима Масимова с определенными кругами российской политической и бизнес-элиты, никаких серьезных изменений в этом направлении ожидать не стоит, прежде всего, потому, что фундаментальные основы политики Казахстана в отношении России определяет только один человек - Нурсултан Назарбаев.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение