Госпрограмме содействия добровольному переселению соотечественников в Россию урезали финансирование

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Правительство России в 4 раза сокращает бюджет госпрограммы содействия добровольному переселению соотечественников. ФМС подсчитала, что в этом году больше 20 000 переселенцев в Россию не приедут. Согласно этим расчетам уменьшено и финансирование. Высказывания с сайта Комментарии.ру
Госпрограмме содействия добровольному переселению соотечественников в Россию урезали финансирование

Госпрограмме содействия добровольному переселению соотечественников в Россию урезали финансирование

Александр Караваев, политолог.

Уточним статистику. По отчету ФМС на декабрь 2008 года, порядка 15 тысяч заполнили анкеты, 5788 человек подали заявления, 5600 получили свидетельства участника программы. В Россию переехало 3632 человека. Вместе с членами семей число переселенцев составило 7831. Большинство переехало из Казахстана, Украины, Узбекистана, Молдовы и Киргизстана.

Сокращение финансирования это нормально и естественно, учитывая пилотный статус всего проекта: в проекте программы переселения как раз и была зафиксирована промежуточная оценка ее результатов и корректировка, только она должна была произойти с 2012 по 2016 годы.

Проблема менеджмента заключается в неправильной раскрутке этого проекта. Какие умники, и по какой причине, ввинтили туда оценочные триста тысяч за три года, неизвестно. Цифры огласил президент, и пошло поехало… стали обсуждать эффективность, результативность и все прочее.

В то же самое время, необходимая реклама этого дела для «целевой» аудитории в СНГ сначала была практически не видна, а затем крайне слаба. Тормознулся процесс нормативного обеспечения. Программа официально запущенна с 2006 года, а необходимые 40 законодательных актов и распоряжений по всей системе администрирования и контроля издали к 2008 году.

Отсюда и тот известный негатив, когда в ряде случаях консульские отделы в российских посольствах крайне скупо выдавали информацию о программе (принципы оформления заявки, получения гражданства, сумма обеспечения переезда и подъемные на местах, места проживания переселенцев). Командирование сотрудников ФМС в посольства и прямая межведомственная связь МИД-ФМС-Регион РФ налаживалась с трудом.

Насколько я могу судить, до конца так и не провели необходимый инструментальный мониторинг по базе потенциальных участников во всех странах русского рассеяния. Считаю ошибочным принцип жесткой привязки участников программы к отдельному региону проживания, в зависимости от наличия рабочих мест. Города в РФ русские переселенцы явно не переполнят, а депрессивные регионы не поднимут. Не стоило перераспределять часть затрат на региональные бюджеты. Программа должна была полностью финансироваться на федеральном уровне: не обеднеет, зато меньше согласований с регионами.

На сегодня необходимо изменить политику в отношении русского сегмента постсоветского пространства. Возможность переселения и получения гражданства по этой модели необходимо оставить как постоянную норму в законодательстве. Но силы направить на поддержку русских и русскоязычных в самих их странах проживания. Усилить финансирование образовательных и исследовательских грантов связанных с русским языком и историей, там на местах. Еще раз провести пересмотр всех наших двусторонних соглашений касающихся пенсионного обеспечения граждан бывшего СССР. Обсудить возможности отдельных линий медицинского и социального страхования со странами СНГ на взаимной основе: по линии трудовые мигранты – русская диаспора. Организовывать межшкольные и межвузовские обмены. Вводить льготы на транспорт и посещение музеев. Вот это была бы работающая программа.

Любовь Элье

Руководитель Калужского Центра защиты прав человека, помощник депутата Законодательного Собрания Калужской области, член СЖР

Калужская область – один из 12 пилотных регионов страны, где осуществляется реализация государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.

Программа действует уже 2,5 года и рассчитана до 2012 года. По данным отдела по работе с соотечественниками УФМС России по Калужской области регион находится на втором месте после Калининградской области, лидирующей с явным и большим отрывом.

И, по мнению чиновников регионального министерства труда, и по мнению калужских правозащитников реализация государственной программы идёт в Калуге «ни шатко, ни валко»: за 2,5 года в регион приехали 1747 участников государственной программы. При этом, поток жалоб и претензий от соотечественников в правозащитные и государственные организации не ослабевает. Что является доказательством того, что в госпрограмме что-то не ладно, что-то идёт не так, как нужно; что, по мнению директора ФМС К.Ромодановского, порой дискредитирует саму идею госпрограммы.

Обобщив опыт прошлого года, Федеральная миграционная служба России, посчитала явно недостаточными усилия калужских региональных властей по реализации госпрограммы. И не так давно состоялась обстоятельная встреча директора Федеральной миграционной службы К.Ромодановского с одним из заместителей губернатора Калужской области В.Бабуриным, отвечающим за реализацию государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников в Россию из-за рубежа. Было издано соответствующее распоряжение калужского губернатора, по которому на региональное министерство по труду, занятости и кадрам и УФМС России по Калужской области были возложены обязанности по разработке дополнительных мер по работе с соотечественниками. На первом же совещании зам.губернатора потребовал от подчиненных предоставить в 10-дневный срок не только план работы по «учёту, трудоустройству и обеспечению жильём соотечественников», но и сопровождающую план PR-компанию. Для наглядности зам.губернатора рассказал о днях своей молодости, когда его семья переехала на жительство из деревни в город, и «мать ревела белугой года три подряд: никак не могла привыкнуть к новому образу жизни». Заместитель калужского губернатора обратился с призывом к чиновникам: «Представьте себя на месте соотечественника! Я уверен, что соотечественники – это самые социально активные люди, которые смогли поднять в своё время Америку. Поэтому стоит искать все возможные пути решения проблем, которые несёт в себе государственная программа».

И.о. регионального министра труда Н.Белозёрова, которая знакома с государственной программой уже не первый год, настроена более скептично, считает свой труд Сизифовым, и мыслит в категориях «камней»: так на слово «соотечественник» реагирует русской поговоркой: «на одном месте и камень мхом обрастает»; и.о. министра считает, что наибольшими «камнями преткновения» в госпрограмме являются и остаются:

1. проблемы с регистрацией соотечественников на новом месте жительства, при чём, как по месту пребывания, так и по месту жительства; законодательно этот вопрос плохо урегулирован, крайне противоречив и неудобен соотечественникам. Из 28 районов Калужской области лишь главы 7 муниципалитетов продемонстрировали своё желание предоставлять помещения для регистрации соотечественников, но, к сожалению, это вовсе не те районы, куда стремятся участники госпрограммы. 70% соотечественников, выбирающих на постоянное место жительства Калужскую область, селятся в г.г. Обнинск и Калуга. И, если наукоград Обнинск предоставляет соотечественникам место для регистрации, то городской голова г.Калуги Н.Любимов «стоит насмерть»: у него мест для приема соотечественников категорически нет;

2. проблемы с трудоустройством: не все работодатели готовы ожидать приезда соотечественника 3 и более месяца; не всегда совпадают интересы сторон; возникают проблемы с легализацией документов об образовании, полученных соотечественниками за границей;

3. проблемы с жильём: жильё в Калужской области есть только в сельской местности и только вместе с работой; съём жилья в Калужской области обходится очень дорого – чувствуется влияние столицы;

Все выше перечисленные проблемы являются факторами, побуждающими соотечественников к вторичной миграции: как только участник госпрограммы получает российское гражданство, он стремится покинуть регион, и перебраться в Подмосковье. А это в свою очередь крайне негативно сказывается на количестве жителей Калужской области – регион уже больше года балансирует на грани «миллионника», и счёт идёт на несколько сотен человек. Государственная программа – один из путей реального наполнения региона людьми.

Имеются серьёзные расхождения в толковании распоряжения ФМС России в отношении получения гражданства соотечественниками: принципиальная позиция по этому вопросу депутата-правозащитника Т.Котляр никак не устраивает чиновников УФМС России по Калужской области.

В планах на 2009 г. у регионального министерства труда переиздание «Памятки соотечественнику» с обновленными данными, а так же презентация Калужской области в Кыргызстане, как это уже было сделано в Украине и Молдове. Так же в апреле состоится расширенное заседание министерства труда с главами муниципальных образований по проблемам реализации государственной программы.

И напоследок: стать участником государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа в Калужскую область изъявил житель… Бенина. К сожалению, этот единичный экзотический факт никак не способен хоть сколько-нибудь оживить госпрограмму.

Михаил Синицын

Член Молодёжной Общественной Палаты России, политолог, преподаватель политологии Российского государственного торгово-экономического университета

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённая Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. №637, была призвана создать механизмы для возврата на историческую родину тех русских, которые волей судьбы после распада СССР оказались в новообразованных республиках, где начали подвергаться дискриминации по национальному признаку.

Идеология Госпрограммы в этом смысле абсолютно правильна: необходимо дать возможность нашим соотечественникам вернуться в Россию и устроиться здесь на работу, соответствующую их профессиональной квалификации. Тем более что потребность в квалифицированной рабочей силе у нас до сих пор сохраняется, а практика привлечения в Россию инокультурных трудовых мигрантов показала, что в основном они представляют собой необразованных "землекопов", к тому же не желающих принимать образ жизни и традиции коренного населения.

Но одно дело - идеология, а другое дело - непосредственная реализация этой важнейшей для России программы. Именно с последним и возникли серьёзные проблемы - начиная с оценки миграционного потенциала соотечественников и заканчивая принятием обеспечивающей реализацию Госпрограммы нормативно-правовой базы и созданием для переселенцев нормальных человеческих условий в местах их вселения. Поэтому действительно можно говорить, что по итогам 2007-2008 годов выполнение Госпрограммы провалилось.

Когда в 2007 году программа заработала, в Федеральной миграционной службе утверждали, что за первые 2 года её реализации в Россию переселится 200 тысяч человек. На сегодняшний день количество переселенцев едва перевалило за 10 тысяч. Говорили, что прогнозный миграционный потенциал соотечественников, готовых бросить всё и переселиться в Россию, составляет от 7 до 20 миллионов человек. По данным исследований, проведённых по заказу МИД России в 2008 году, этот потенциал уже оценивается в 1,4 - 3,2 миллиона человек. То есть изначально были допущены серьёзные просчёты в прогнозах. Такова же оказалась ситуация и с самим исполнением Государственной программы. Огромный массив нормативно-правовых актов, связанных с её реализацией, либо до сих пор не отрегулирован, либо просто не принят. В результате создаётся целый комплекс проблем, решение которых просто необходимо для успешной реализации Госпрограммы.

Во-первых, имеет место низкая активность потенциальных работодателей по привлечению соотечественников, их ориентация на трудовых мигрантов, которые не нуждаются ни в социальных гарантиях, ни в постоянном жилье. В этой части необходим широкий набор мер, в том числе налогового характера, по стимулированию хозяйствующих субъектов в их переориентации на использование профессионального потенциала соотечественников.

Во-вторых, не решены вопросы социального обустройства переселенцев, в первую очередь - жилищного. Лишь 10% участников Госпрограммы имеют постоянное жильё. Остальные либо снимают квартиры, либо заселяются в так называемые центры временного размещения, жить в которых дозволено не более двух лет. Предполагается, что именно за этот срок переселенец либо войдёт в ипотечную программу, либо приобретёт жильё. Но так как 90% соотечественников приезжают к нам из стран СНГ, уровень жизни в которых в разы ниже, чем в России, то никаких материальных ресурсов у них нет ни для ипотеки, ни для приобретения собственного жилья.

В-третьих, существуют серьёзные проблемы и с легализацией на территории РФ. В соответствии с Госпрограммой, её участник может в течение недели получить разрешение на временное проживание, но встать на учёт и зарегистрироваться по месту жительства многие прибывшие в Россию не имеют возможности, так как у них нет того самого собственного жилья. А без регистрации по месту жительства документы на получение гражданства не принимаются. В результате возникает замкнутый круг: нет жилья - нет гражданства - нет возможности работать - нет возможности приобрести жильё. Именно эта проблема наиболее болезненно воспринимается соотечественниками, что напрямую ведёт к дискредитации Государственной программы.

Во-четвёртых, часто бывает так, что специальность приезжающих в Россию участников Госпрограммы не соответствует заявкам субъектов РФ и работодателей. Именно поэтому статистика ФМС России показывает тревожные цифры: лишь менее четверти переселенцев сегодня трудоустроено!

От оперативного и качественного решения вышеуказанных проблем зависит успешность реализации Государственной программы.

Если говорить о потенциальном количестве переселенцев в 2009 году, то цифра в 20 тысяч человек вполне реалистична, если иметь в виду прогнозы МИД России, согласно которым экономический кризис в странах СНГ значительно подстегнёт наших соотечественников к принятию решения о переезде в Россию. Но Россия должна быть готова к такому развитию событий. Для этого требуется не только произвести отладку всей нормативно-правовой базы, расширить возможности для переселенцев получать жильё и увеличить пособия на обустройство ("подъёмные"), но и расширить количество субъектов РФ, участвующих в реализации Госпрограммы с нынешних 13 (в январе 2009 года к "пилотным" регионам добавилась Курская область) до хотя бы 20-25. А это уже вопрос к самим регионам, которые не всегда в состоянии обеспечить вовлечение соотечественников в реализацию инфраструктурных проектов на своей территории и создавать для них (да и для коренного населения тоже) новые рабочие места.

Необходимо также подумать о расширении "целевой аудитории" программы, включив в число её возможных участников предпринимателей, студентов, наиболее квалифицированных рабочих, переезжающих к родственникам в места, не относящиеся к территориям вселения, а также лиц, заключивших контракт для прохождения службы в Вооружённых Силах РФ.

Если говорить в целом, то, конечно, Госпрограмма при эффективных подходах к её реализации может дать нашей стране дополнительный качественный человеческий капитал. При этом мы не нарушаем устоявшийся в России этно-конфессиональный баланс, что является существенным аспектом, учитывая отрицательный опыт межнациональных конфликтов в различных уголках нашей страны.

Высказывания с сайта Комментарии.ру

Поделиться: