Итоги визита туркменского президента в Москву.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Итоги визита туркменского лидера в в Москву оставляют противоречивое впечатление. В списке подписанных документов не оказалось соглашения о строительстве транстуркменского газопровода Восток-Запад, 600 километровой ветки, соединяющей северо-восточные газовые месторождения Туркмении с Каспием, вдоль которого планируется протянуть лоббируемый Россией Прикаспийский газопровод. Справедливости ради отметитм, что еще накануне визита российская сторона оценивала перспективы подписания документа непосредственно в ходе визита как 50 на 50. Так и оказалось.
Итоги визита туркменского президента в Москву.

Алексей Власов Итоги визита туркменского лидера в в Москву оставляют противоречивое впечатление. В списке подписанных документов не оказалось соглашения о строительстве транстуркменского газопровода Восток-Запад, 600 километровой ветки, соединяющей северо-восточные газовые месторождения Туркмении с Каспием, вдоль которого планируется протянуть лоббируемый Россией Прикаспийский газопровод. Справедливости ради отметитм, что еще накануне визита российская сторона оценивала перспективы подписания документа непосредственно в ходе визита как 50 на 50. Так и оказалось. Помощник президента РФ Сергея Приходько подсластил пилюлю, отметив, что такие стратегические договренности не терпят суеты и соглашение будет подписано в ходе следующей встречи президентов РФ и Туркмении, скорее всего уже летом этого года. Насколько оправдан подобный оптимизм - покажет время, а пока среди российских экспертов преобладают скептические настроения. Их смысл сводится к тому, что нынешний туркменский лидер продолжает линию своего предшественника, балансируя на границе стратегических интересов России и Запада, выбирая для себя тот вариант, который способен принести максимальные преференции. Старт Прикаспийского газопровода, по мнению одних аналитиков, означает фактический крах Набукко (в переспективе, по нему будут прокачиваться это до 30 млрд. кубов - на "западный проект просто не хватит ресурсов) - сценарий настолько серьезный, что Бердымухамедову просто необходимо выдержать дополнительную паузу для принятия окончательного решения. По мнению других, Туркменистан вполне может использовать эту ветку для наполнения Набукко, поскольку будет обладать правом определения формата использования новой трубы. Моя точка зрения - нельзя рассматривать этот вопрос вне контекста более общих процессов, происходящих на мировом энергетическом рынке. А ситуация выглядит примерно так. Идет тактическая борьба, но теперь уже никто не строит долгосрочные стратегии, поскольку абсолютно не ясно в каком формате будет существовать система энергетической безопасности в посткризисную эпоху. Для России сейчас особенно важно закрепить свои позиции на центрально-азиатском направлении, поскольку на "западном фронте" ничего хорошего не происходит. Реконструкция украинской ГТС может осуществляться под "зонтиком" ЕС. Россию, похоже, не посчитали нужным пригласить к участию в этом стратегически важном проекте. Топ-менеджеры Газпрома справедливо отмечают, что украинская ГТС полностью синхронизирована с работой Единой системы газоснабжения России. Это объясняется тем, что они созданы как единый технологический комплекс добычи и транспортировки газа на территории бывшего СССР. Действительно, как разделить единый процесс транспортировки? В свете подобных оценок проект Украина-ЕС выглядит как сугубо политическое решение. Полагаю, что резкая реакция российских властей продиктована именно таким пониманием обстоятельств. Хотя в ЕС публично недоумевают по поводу демарша Кремля и утверждают, что никаких поводов для волнений нет, а наличествует естественнное желание европейских потребителей гарантированно защитить систему поставок от технологических сбоев. Состояние украинской ГТС и правда близко к критическому порогу. Но с учетом "неправильного" поведения украинской элиты, любые несостыковки позиций в треугольнике отношений Москва-Киев-Брюссель оцениваются Кремлем как намеренный демарш со стороны наших соседей. Насколько кризис влияет на расклад сил вокруг выбора маршрутов для транспортировки энергоносителей? Мыльные пузыри в этой сфере сдуваются медленнее, нежели по другим направлениям. Так ведь и сдуваться пока особо нечему. Дискуссии по Набукко затянулись и не видно им конца и края. Судя по странным перемещениям упоминаний об этом проекте в стратегических документах ЕС, внутри самого Евросюза нет единства подходов и позиций. Еще раз подчеркну, если Кремль пробьет Прикаспийский маршрут, то судьба альтернативного маршрута будет предрешена. Вариант подключения Ирана мне кажется неосуществимым. Несмотря на предложение Обамы о "перезагрузке" американо-иранских отношений. В условиях кризиса большинство политиков стали просчтитывать финансовые риски, а не бросать последний рубль и доллар на алтарь геополитических проектов.

http://vestikavkaza.ru/

Поделиться: