Россия, Москва

info@ia-centr.ru

МЕЖВУЗОВСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ЕВРАЗИЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

24.03.2009

Автор:

Теги:
 

Б.Ж. АБДРАИМОВ,

ректор Евразийского национального университета имени JI. Н. Гумилева, доктор юридических наук, профессор

МЕЖВУЗОВСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ЕВРАЗИЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

I. Формирование общего образовательного пространства как аспект интеграции: международный опыт

Рост взаимозависимости национальных государств и углубление межгосударственного сотрудничества, которые охватывают практиче­ски все сферы жизнедеятельности государства, являются характерны­ми признаками международных отношений XXI века. Образователь­ный аспект сотрудничества не является исключением. Будучи динамично развивающимся и необратимым, процесс интернационали­зации и международного сотрудничества в сфере высшего образова­ния рассматривается в качестве самого эффективного пути повышения конкурентоспособности национальных систем высшего образования, их интеграции в мировую образовательную систему.

Поскольку самостоятельное и перспективное направления развития сотрудничества межгосударственного уровня связаны сегодня со сфе­рой образования, они изолированы от политических разногласий и спо­собствуют созданию таких условий, которые сгладят политические и экономические противоречия между странами и выведут их на новые рубежи сотрудничества.

Высшее образование уже воспринимается не как «общедоступный товар или услуга», а считается важнейшим «экономическим ресурсом» государства. Это является своего рода ответом на трансформацию мировой системы под влиянием глобализации в так называемое «общест­во, основанное на знаниях». Вездесущие процессы глобализации под­толкнули государства к необходимости сотрудничать и взаимодейство­вать в различных областях. Некоторые государства пошли дальше, максимально синхронизировали образовательные системы, разработали общий курс развития в области высшего образования, и сделали со­трудничество в образовательной сфере составной частью межгосудар­ственной интеграционной политики.

Образовательная интеграция, зародившаяся по историческим мер­кам, совсем недавно, происходит из понимания, что экономическая ин­теграция автоматически предполагает интеграцию кадрового обеспече­ния этого процесса.

Именно данная идея лежит в основе успеха Европейского Союза, «пионера в области интеграции». Интеграционный проект в области образования, известный под названием Болонский процесс, включает ряд стран, входящих в Европейский Союз и составляющих мощный экономический и политический блок международного сообщества, а также развивает сотрудничество с государствами из прилегающих ре­гионов [1, с. 10-13]. Но создание общего образовательного пространст­ва, как аспект интеграции, является актуальным вопросом не только для европейского континента.

Аналогичные попытки интеграции предпринимаются и в других ре­гионах мира, таких как Латинской Америке, Западной Африке и стра­нах Арабского Востока, где с целью интегрироваться в общее образова­тельное пространство

  • ■ проводятся региональные конференции по проблемам высшего образования,
  • ■ устанавливаются контакты с международными и региональными организациями,
  • ■ разрабатываются и внедряются образовательные и научно-исследовательские программы [2, с. 111-120].

Как показывает опыт, все аспекты интеграции взаимосвязаны. При­мечательно, что ЕС приступил к интеграции в области высшего образо­вания, только после успешно реализованных экономических программ (Таможенный союз, единая валюта, торговля и финансовая сфера). В то же время, одна только эффективная экономическая составная интегра­ции не является абсолютным залогом успеха в других направлениях.

К примеру, будучи одним из ярких образцов региональной эконо­мической интеграции Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) пока не достигла желаемых результатов в реализации интеграционных инициатив в сфере высшего образования. Хотя сам факт готовности региональных стран совместно работать является важным шагом в интеграционных процессах в сфере высшего образования.

Различие моделей систем образования (сформировавшиеся по большей части под влиянием различных европейских школ: англий­ской, датской, французской), демографическая ситуация в региональ­ных государствах, кардинально отличающееся качество педагогических и образовательных ресурсов, и соответственно выпускающихся кадров, недостаток региональной инфраструктуры, все эти факторы негативно влияют на попытки формирования общего образовательного простран­ства в данном регионе. Тем не менее, попытки и усилия в этом направ­лении продолжаются, в частности:

  • ■ предложена и разработана широкая сеть инициатив и программ в сфере продвижения идеи гармонизации национальных систем об­разования, и как следствие формирования общего образователь­ного пространства,
  • ■ подписан ряд официальных деклараций государствами-участни­цами АСЕАН,
  • ■ учрежден Совет министров образования государств Юго-Восточ­ной Азии [3, с. 12].

По результатам анализа интеграционных инициатив и их реализа­ции в разных регионах мира можно выделить несколько наиболее ярких характеристик процесса интеграции. Во-первых, становится очевидной тесное взаимодействие всех направлений интеграционных процессов. Во-вторых, осознается значимость и масштабность каждого отдельно взятого аспекта интеграции. И, в-третьих, несмотря на наличие парал­лелей, четко прослеживается индивидуальность процессов интеграции в каждом регионе.

Так, в отличие от процессов формирования и развития общего обра­зовательного пространства в других регионах мира, интеграционные процессы на евразийском пространстве имеют свои особенности и при­сущую им логику.

П. Евразийское измерение общего образовательного пространства (в контексте Евразийского проекта Н.А. Назарбаева)

Сегодня широко признана необходимость интеграционных процес­сов на всем постсоветском пространстве. Это подтверждается частотой публикаций на данную тему в периодических изданиях, возрастающим количеством научных трудов, посвященных интеграции стран Содру­жества Независимых Государств.

Но в 1994 году мало кто верил в перспективность и реализацию бо­лее глубокой интеграции на постсоветском пространстве. Именно в том году, Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев впервые выдвинул идею создания Евразийского союза государств. В том же го­ду, во время своего визита в Великобританию Глава Казахстана под­черкнул решимость Казахстана отстаивать идею экономической инте­грации стран СНГ [4, с. 116].

Обзор интеграционных инициатив в СНГ за период с 1995 по 2005 гг. выявляет, что они исходили именно от Казахстана, в частности от его Президента. Это подтверждается также словами Владимира Пу­тина, который отмечал, что в вопросах интеграции на постсоветском пространстве движущей силой являются Президент и руководство Ка­захстана [5, с. 26]. Сегодня эти инициативы больше известны под об­щим названием «Евразийский проект Нурсултана Назарбаева».

Проект Президента, который первым выработал общую концепцию «евразийства» для всех стран постсоветского пространства, можно опре­делить не только как идею экономической интеграции, но и как вектор практической политики, проводимой во многих сферах: политической, информационной, правовой, гуманитарной, культурной, образовательной и других [6, с. 1].

Многозначительно то, что Евразийский проект возник не случайно, и тем более, не развивался спонтанно, а осуществлялся логическими этапами. Это доказывает, что Н.А. Назарбаев уже в то время имел чет­кое видение и стратегическое понимание процессов развития Евразии XXI века. В этой связи сам Президент Н.А. Назарбаев подчеркивает: «Три кита Евразийской идеи, практически реализованные по инициати­ве Казахстана - это ЕврАзЭс, СВМДА и ШОС. И это - три разных практических выражения одного невыразимого Центра, Единой Евра­зийской Идеи» [7].

Самой важной составной Евразийского проекта стала инициатива создания Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс). Фунда­ментом послужил Таможенный союз, основу которого, в свою очередь, составляют Россия, Казахстан и Беларусь. Но спектр вопросов входя­щих в рамки работы ЕврАзЭс не были ограничены лишь проблемами в таможенной сфере. И хотя создание Сообщества и его деятельность оцениваются в основном как успех в области экономического сотруд­ничества, работа Сообщества охватывает и другие направления инте­грационных процессов. В частности поиски сближения и интеграции в рамках ЕврАзЭс (Таможенного союза) привели к заключению ряда со­глашений в области образования. Так, 24 ноября 1998 г. правительства Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России подписали Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. Позднее к данному соглашению присоеди­нился и Таджикистан.

Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной области был заключен в апреле 1996 г. между Республиками Казахстан, Кыргызстан, Беларусь и Российской Федерацией, и стал важным этапом в процессе формирования общего образовательного пространства.

Хотя на сегодняшний день, решение такой актуальной задачи как формирование общего образовательного пространства, остается доста­точно сложным процессом, в долгосрочной перспективе оно осущест­вимо. Более того, этот процесс неизбежен, а сотрудничество взаимовы­годно для всех его участников.

Данное утверждение подходит и для другого важного компонента Евразийского проекта Н.А. Назарбаева, которым, несомненно, является Шанхайская организация сотрудничества. Созданная на основе Согла­шения 1999 года об укреплении доверия в военной области между Ка­захстаном, Россией, Кыргызстаном, Таджикистаном и Китаем, Шанхай­ская организация сотрудничества сегодня приобрела репутацию эффективной платформы для взаимодействия и интеграционных связей не только в сфере безопасности и трансграничных связей, но и в облас­ти образовательных, социальных и культурных проектов. Деятельность Шанхайской организации сфере образования нацелена на решение во­просов синхронизации и стандартизации национальных систем стран-участниц, что также является важным аспектом интеграции на евразий­ском пространстве. Сотрудничество в области подготовки квалифици­рованных специалистов приобретает все большую актуальность в связи с увеличением межгосударственных контактов в разных областях. По­этому, находясь на начальном этапе становления и развития сотрудни­чество в образовательной сфере, ШОС будет продолжать привлекать внимание сторонников интеграции в образовательной сфере, благодаря своему потенциалу и перспективности.

В целом, формирование общего образовательного пространства рассматривается как условие расширения и углубления всех форм от­ношений между постсоветскими государствами, и сегодня развивается, ориентируясь на приоритеты разных объединений, таких как ЕврАзЭс, ШОС, СНГ и Европейского Союза. Среди которых Содружество Независимых Государств является самым масштабным, поскольку охваты­вает наибольшее количество государств евразийского пространства.

На данный момент, для создания общего образовательного про­странства стран СНГ разработана вся необходимая нормативно-право­вая база - документы, которые создают научную и организационную основу для развития интеграции в области высшего образования.

Так, 15 мая 1992 г. в рамках СНГ было заключено Соглашение о со­трудничестве в области образования в целях реализации согласованной политики в области образования, разработки путей и механизмов прак­тического осуществления совместных программ и проектов на много­сторонней основе.

А 17 января 1997 г. были подписаны Концепция и Соглашение о со­трудничестве по формированию единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Для реализации Концепции был создан Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, в рамках которого стороны обязались осуществлять взаимодействие в разработке и применении образовательных стандартов.

Также, государствам содружества в качестве международного нор­мативного документа по вопросам интеграции образования были реко­мендованы модельный закон «Об образовании», «Модельный образова­тельный кодекс для стран СНГ», в разработке которых активное участие принял и Казахстан.

31 мая 2001 г. на заседании Совета министров иностранных дел Со­дружества были одобрены проекты двух соглашений: о координации усилий в области лицензирования образовательной деятельности, атте­стации и аккредитации учебных заведений; о порядке создания и функ­ционирования филиалов высших учебных заведений на территории го­сударств-участников СНГ.

Конференция министров образования государств-участников СНГ приняла решение о выработке общих подходов к развитию системы дистанционного образования в СНГ, к сотрудничеству с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Минист­рами образования Армении, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Рос­сии подписан Протокол о признании и эквивалентности документов го­сударственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях стран Содружества и утверждена Концепция информационного обмена в сфере образования.

Помимо нормативно-правовой базы не меньшую роль в развитии общего образовательного пространства играют реформы высшего обра­зования в странах СНГ, так как именно процессы, осуществляемые национальными министерствами образования, создают основу для дости­жения этой цели.

После обретения независимости все бывшие советские республики, которые имели единую систему образования и единые образовательные стандарты, осуществили трансформацию советской системы на разных уровнях. Реформы образовательных систем государств-участниц СНГ являются естественным явлением в связи с неоспоримым влиянием ка­чества и уровня образования на качество и уровень жизни всего населе­ния. Поэтому, явным достижением была бы выработка общих подходов и путей взаимодействия в реализации образовательных программ и ре­шения актуальных проблем высшей школы с учетом национальных особенностей и стратегий развития.

В то же время, выявление общих особенностей образовательных систем стран Содружества поможет определить необходимую основу для дальнейшего развития интеграционных проектов в сфере образова­ния. Самым явным характерным признаком, присущим всем постсовет­ским государствам являются высокая скорость реформ и модернизации систем образования. Также можно выделить такие общие характери­стики, как

  • ■общее прошлое,
  • ■использование русского языка для международного общения,
  • ■появление негосударственных коммерческих вузов,
  • ■похожие проблемы, связанные с переходом на трехуровневую систему (бакалавр-магистр-доктор),
  • ■законодательное обеспечение дифференциации образования,
  • ■проблемы гармонизации старой системы (кандидатской и доктор­ской) с новой системой (магистерской и докторской PhD),
  • ■актуальность развития и совершенствования форм международно­го и межвузовского сотрудничества и т.д.

Но, несмотря на разнородность образовательных программ и разли­чия в продолжительности обучения на всех уровнях, на наш взгляд, вне зависимости от различий, общая цель данных реформ должна заклю­чатся в ориентированности на достижение одинакового качества конеч­ного продукта, т.е. уровня подготовки выпускников вузов. Это в свою очередь облегчит еще один важнейший аспект интеграции, академиче­скую мобильность, и более того способствует выработке решений по проблемам признания и эквивалентности дипломов.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что интегра­ция в образовательной сфере является наиболее актуальным и многообещающим процессом именно в рамках содружества государств пост­советского пространства.

В данном контексте особо выделяется языковой и культурный ас­пект интеграции в сфере образования, так как широкое применение русского языка государствами содружества и сохранение информаци­онного пространства являются важными активами в процессе развития общего образовательного пространства. Так как, к примеру, именно языковые, ресурсные и информационные барьеры представляют труд­ность для участников Болонского процесса [8, с. 163-164]. Хотя прак­тически все страны СНГ проявили заинтересованность в участии в Бо-лонском процессе, видя в этом возможность приближения своих систем высшего образования к мировым стандартам. И определенные сомне­ния некоторых представителей научно-педагогического сообщества не помешали ориентации на европейскую образовательную систему пре­вратиться в достаточно устойчивую тенденцию на всем постсоветском пространстве.

Несмотря на опасения некоторых экспертов, участие в Болонском процессе также имеет свои плюсы, и при правильном подходе может сыграть положительную роль в развитии общего образовательного про­странства на территории СНГ. Это видно на примере МГИМО. По сло­вам ректора МГИМО Анатолия Торкунова «опыт показывает, что вве­дение двухуровневой системы высшего образования ведет к «серьезной интеграции образования» и усилению сотрудничества с иностранными вузами», и «необходимо использовать Болонский процесс для более тесного сотрудничества со странами СНГ в образовательной сфере» [9].

При этом важно воздержаться от искусственного форсирования процесса интеграции, взаимопонимания и сотрудничества государств, народов и научной общественности. К примеру, сам факт того что, осуществление Болонского процесса не регулируется государствен­ными структурами, а по большей части является межвузовским, где преподавателям и студентам принадлежит ведущая роль, достаточно показателен.

Сегодня образование является только одним из аспектов интегра­ции, и при становлении регионального образовательного пространства неизменно приобретает актуальность проблема интеграции отдельных составных частей системы образования: школ, вузов, исследователь­ских центров, лабораторий.

В данном контексте и принимая во внимание роль университетов в современном обществе, на наш взгляд, именно межвузовское сотрудни­чество может стать ключевым фактором в развитии общего образова­тельного пространства.

III. Межвузовское сотрудничество как ключевой фактор в развитии общего образовательного пространства

Исторически основная роль университетов и вузов - получение, на­копление и передача обществу знаний в условиях независимости от ры­ночной конъюнктуры при выборе направлений и тематики исследова­ний. Однако экономическая ситуация в мире, реальная конкуренция между вузами ставит перед ними задачу более активного поиска и ис­пользования дополнительных внутренних резервов. Перед университе­тами поставлена качественно новая задача - стать локомотивом эконо­мического прогресса государства посредством обеспечения экономики новой эпохи интеллектуальными высококвалифицированными кадрами и наращиванием технологического инновационного потенциала.

Университеты, желающие повысить качество предоставляемых ус­луг и высшего образования в целом, начали искать новые пути эффек­тивного управления и взаимодействия с внешними партнерами. Но, так как в результате интегрирующейся мировой системы, взаимовлияние и взаимозависимость между вузами и его партнерами, т.е. государством, бизнесом, другими вузами, неимоверно возросло, ни один университет не может развиваться и прогрессировать в одиночку [10, с. 83-97]. Ву­зам стало целесообразнее входить в различные объединения и ассоциа­ции, в рамках которых можно взаимодействовать с другими вузами в деле усовершенствования качества образовательных программ и повы­шения конкурентоспособности.

Будучи составной частью определенного пространства, вузы имеют такие преимущества как возможность расширения и увеличения кон­тингента своих студентов, что означает увеличение финансовых ресур­сов не только университета, но и города, где он находится; осуществле­ние более открытой, равноправной и активной политики в отношениях с зарубежными партнерами, что в свою очередь позволяет им стать бо­лее узнаваемыми, а их дипломы признаваемыми на более обширной территории. Поэтому, как видно из европейского опыта, на сегодняш­ний день европейские вузы расширили поле своей ответственности за развитие общего образовательного пространства. И межвузовское со­трудничество, в частности, программы совместных дипломов и двой­ных дипломов стали основным инструментом формирования общеев­ропейского пространства высшего образования и научных исследований. Очень эффективной и широко развитой формой сотруд­ничества являются программы академических и научных обменов и стажировок, как студентов, так и преподавателей [11, с. 6].

Возрастает роль вузов в качестве «лабораторий», где разрабатыва­ются, апробируются и внедряются новые идеи и технологии в различ­ных сферах экономики, и где будущие кадры в ходе обучения должны приобретать такие навыки, как умение внедрять перспективные научно-исследовательские разработки, совершенствовать технические и техно­логические особенности современного производства, обеспечить инно­вационный аспект деятельности. Но не все вузы имеют необходимую техническую базу и педагогические кадры. Ни один университет ввиду дифференцированного развития науки в отдельных дисциплинах и вви­ду расходов на науку, в особенности в экспериментальных дисципли­нах, не имеет возможности обеспечить обучение в абсолютно всех на­правлениях. Каждый вуз склонен развивать, поддерживать и продвигать приоритетные для него направления исследований и образовательных программ в потенциальных областях науки, где он сможет занять веду­щие позиции.

И вот тут, межвузовское сотрудничество может сыграть важную роль, обеспечив необходимую платформу для взаимообмена и предос­тавления своих материальных активов, в виде лабораторий, технопар­ков, производственных цехов для реализации совместных программ и проектов, внедрения совместных разработок в реальном секторе эконо­мики, определения потенциальных направлений для эффективного взаимодействия по проведению фундаментальных и прикладных иссле­дований вузов и научно-исследовательских институтов, разработки ме­ханизмов вовлечения молодых исследователей в тематические исследо­вания, проводимые кафедрами, факультетами и исследовательскими центрами вузов, что в свою очередь обеспечит нужную базу для полу­чения практических знаний, и соответственно конкурентоспособность выпускников и дипломов вузов. Очевидно, что репутация вуза зависит от академического и педагогического качества его учебных и образова­тельных программ. Более того, вполне реально можно ожидать, что ученые, преподаватели и студенты, вовлеченные в совместные и скоор­динированные проекты, также внесут свой вклад в укрепление межлич­ностных и профессиональных отношений, что послужит сближению научно-педагогических сообществ государств.

Другим важным фактором в укреплении межвузовского сотрудни­чества в частности, и развитии образовательного пространства в целом, является информационный аспект интеграции. Перспективными мера­ми видятся создание периодически обновляемой единой информацион­ной базы данных с указанием приоритетных направлений исследований во всех сферах науки, технических патентов, разработок, новых программ, создание совместных электронных библиотек, базы данных экс­пертов и специалистов с указанием их научных интересов и специали­зации и др.

Первостепенными приоритетами и принципами для вузов в укреп­лении сотрудничества видятся создание обширной межуниверситетской сети, которая является непосредственным инструментом в развитии со­трудничества; совместная разработка правил и принципов межвузов­ского сотрудничества; усовершенствование финансового аспекта взаи­модействия с другими вузами; разработка общей системы оценки качества, и др.

Несомненно, данные мероприятия потребуют максимальных уси­лий, скоординированной деятельности, толерантности, консолидации потенциалов ученых и экспертов, но они вполне осуществимы.

В настоящее время межвузовское сотрудничество является обяза­тельным компонентом стратегии развития вузов. Пути и формы со­трудничества на межвузовском уровне разнообразны. Евразийский на­циональный университет им. Л.Н. Гумилева, несмотря на свою молодость, накопил достаточный опыт в реализации межвузовского со­трудничества.

IV. Роль Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева в развитии евразийского образовательного пространства

Актуальность международной интеграции образования также полу­чила отражение в Евразийском проекте Н.А. Назарбаева, который все­гда считал образование ключевым фактором в развитии государства. Это нашло подтверждение в словах Лауреата Нобелевской премии Жо­реса Алферова, который после посещения Евразийского национального университета и встречи с Президентом Казахстана отметил: «Я рад встрече с Нурсултаном Абишевичем, думаю, среди всех президентов новых независимых государств на постсоветском пространстве он луч­ше понимает и принимает все меры для развития высоких технологий и научно-образовательной деятельности» [12].

В частности, говоря о развитии Республики Казахстан в XXI веке, наш Президент возлагает большие надежды на Евразийский нацио­нальный университет имени Л.Н. Гумилева, называя его «одним из флагманов высшего образования» Казахстана.

Евразийский университет, основанный в 1996 году, является логи­ческим продолжением идеи евразийской интеграции, суть которой заключена в самом названии университета. Символично, что университе­ту по инициативе Президента Н. Назарбаева было дано имя выдающе­гося ученого - евразийца Льва Николаевича Гумилева.

В лекции «К экономике знаний через инновации и образование», которую Президент прочитал перед многотысячной студенческой ауди­торией в Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумиле­ва 26 мая 2006 г., в год десятилетия университета, говорится: «Можно сказать, что новая столица началась со строительства здания вашего Университета. Не случайно Ваш университет называется Евразийским. Евразийская Идея как теория была рождена в прошлом веке. Но, уве­рен, что Евразийская Идея, как практика организации новой жизни, бу­дет воплощена в этом веке. Евразийство - одна из главных идей 21-го века. И вы это скоро поймёте и увидите. И духовной столицей, сердцем Евразии может стать Астана, а самым сокровенным центром этого сердца- наш Евразийский Университет в Астане» [7].

Этими словами, Президент Республики Казахстан, возложил на Евра­зийский университет историческую миссию, которая заключается в ста­новлении и развитии университета как образовательного и исследова­тельского центра по подготовке высококвалифицированных кадров для государственной службы, образования и науки, которые внесут свой вклад в развитие и процветание Казахстана в XXI веке. Наряду с этим, Евразийский университет стал своего рода «научной базой» для исследо­ваний Евразийской идеи Президента. С этой целью в университете был создан исследовательский институт «Евразия», действует музей-кабинет Л.Н. Гумилева, реализуются научно-исследовательские проекты, и ведет­ся научная работа.

Новый этап развития университета начался в 2004 году с переходом университета к международным стандартам образования и реализацией Концепции и Программы развития образования Республики Казахстан. Будучи одним из ведущих вузов Республики Казахстан и получив статус «национального вуза», Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева вносит свой вклад в реализацию национальных программ и стратегий, имеющих значение для социально-экономического процве­тания Республики Казахстан в XXI веке, и активно развивает партнер­ские отношения с вузами других государств.

Основными документами, на основании которых университет осу­ществляет международное сотрудничество, являются двусторонние со­глашения с зарубежными университетами, межправительственные со­глашения, соглашения с фондами и законодательные акты.

В целом межвузовское сотрудничество осуществляется на двух уровнях: национальном и международном. Университет заинтересован в налаживании и укреплении связей не только с зарубежными партне­рами, но и с казахстанскими вузами.

Импульс к более тесному сотрудничеству с национальными вузами придала инициатива двух ведущих вузов страны, Евразийского нацио­нального университета им. Л.Н. Гумилева и Казахского национального университета имени аль-Фараби. Это также способствует развитию единого образовательного пространства в республике.

Сотрудничество с национальными вузами подразумевает осуществ­ление программ по обмену студентами, научными сотрудниками и пре­подавателями, разработку и реализацию серии мероприятий по укрепле­нию взаимодействия между отечественными учеными, исследователями, такие как ставшими традиционными дней университетов в партнерских вузах, учреждение стипендий для одаренной молодежи из университе­тов-партнеров. Имеют место отдельные примеры разработок и издатель­ства совместных учебников, публикации совместных научных работ и проведение тематических семинаров, участия в совместных проектах по фундаментальным и экспериментальным исследованиям, членства уче­ных из партнерских вузов в диссертационных советах, существующих при университетах. В дальнейших планах университета установление и углубление сотрудничества и с другими отечественными вузами.

Что касается международного аспекта межвузовского сотрудниче­ства ЕНУ, он более широк и разнообразен. В данное время ЕНУ им. Л.Н. Гумилева имеет 117 соглашений с зарубежными вузами и ор­ганизациями. Среди партнеров ведущие вузы России, Турции, Китая, Южной Кореи и Японии. Определенные направления отношений с за­рубежными университетами отличаются особой активностью и разно­образием форм сотрудничества:

  • ■ Сотрудничество с европейскими вузами, по большей части реали­зуется в рамках программ ЕС, таких как Эрасмус Мундус и Тем-пус. На сегодняшний день широко распространено участие сту­дентов и преподавателей в программах стажировок в вузах ЕС.
  • ■ Открытие при университете Института Конфуция ускорило дина­мику взаимоотношений с китайскими коллегами. Ведутся перего­воры по разработке совместных и дистанционных образователь­ных программ.
  • ■ Видимый результат дают совместные магистерские программы. В целом, программы подготовки магистров реализуются по 37 на­правлениям и являются значимым звеном в целостной трехступенчатой модели подготовки кадров с профессиональным высшим образованием (бакалавриат - магистратура - докторантура), осно­ванной на аккумулирующей кредитной системе обучения. С 2005 года по специальности «Экология» осуществляется проект совме­стной подготовки магистров со специализацией «Инженерная за­щита и управление окружающей средой» совместно с университе­том Нью-Мексико (США). В реализации данного проекта участвуют ведущие ученые Евразийского национального универ­ситета им. Л.Н. Гумилева и университета Нью-Мексико. Целью совместного проекта является подготовка магистроч наук в облас­ти управления и охраны окружающей среды и изучение промыш­ленных загрязняющих агентов, передаваемых воздушным и вод­ным путем. В 2007 году состоялся первый выпуск магистров в количестве 9 человек. В 2008 году по данной программе универ­ситет окончили еще 9 магистров. Выпускникам вручены дипломы о присуждении степени магистра экологии Евразийского нацио­нального университета им. Л.Н. Гумилева и Университета Нью-Мексико (США).
  • ■ Особое внимание заслуживает программа подготовки докторов философии. ЕНУ им. Л.Н. Гумилева был выбран базовым универ­ситетом для экспериментального внедрения государственной про­граммы подготовки докторов философии. Четвертый год осуще­ствляется реализация докторской программы Ph.D по 13 специальностям совместно с ведущими зарубежными вузами, с которыми заключены договоры о совместной подготовке докто­ров философии. На данный момент в докторантуре Ph.D обучает­ся 130 докторантов. С января 2005 года университет посетили бо­лее 50 зарубежных профессоров для проведения семинаров, тренингов для сотрудников и преподавателей по внедрению маги­стерских и докторских программ, чтения лекций для докторантов. Во время визита с ними были подписаны Меморандумы о взаимо­понимании и Соглашения о совместном руководстве научной ра­ботой докторантов. Результатами заключенных меморандумов и соглашений явились приглашения и организация стажировок док­торантов философии в вузах-партнерах.
  • ■ Одной из важнейших форм сотрудничества стало открытие, по инициативе Главы государства, филиала Московского государст­венного университета при ЕНУ им. Л.Н. Гумилева.

Данный аспект сотрудничества был особо отмечен Президентом, который сделал ударение на том, что наличие филиала Московского государственного университета при ЕНУ им. Л.Н. Гумилева играет боль­шую роль в продвижении имиджа ЕНУ как вуза с международной репу­тацией. Более того, филиал оценивается как «путь к синхронизации и согласованности работы университетов» евразийского пространства [13, с. 11]. А это, внесет свой непосредственный вклад в расширение масштабов межвузовского сотрудничества в странах СНГ, и активизи­рует деятельность Евразийской ассоциации университетов.

Евразийская ассоциация, на наш взгляд, является самой перспек­тивной платформой для развития межвузовского сотрудничества и реа­лизации евразийской интеграции в сфере высшего образования.

V. Евразийская Ассоциация Университетов как платформа для межвузовского сотрудничества стран СНГ

Международные организации, занимающиеся проблемами высшей школы, несомненно, должны обращать больше внимания на протекаю­щие региональные процессы в мире и вырабатывать соответствующую стратегию для получения синергии из взаимодействия участников инте­грационного процесса. Управление в сфере высшего образования пре­терпело качественные изменения во всем мире всего за несколько лет." Университеты перенимают опыт и взаимодействуют в рамках профес­сиональных объединений и ассоциаций. Одним из таких объединений является Евразийская ассоциация университетов, которая уже на про­тяжении 20 лет функционирует «с целью координации и организации совместной работы университетов в области совершенствования учеб­но-методической, научно-исследовательской и культурно-просвети­тельской и общественной деятельности университетов Евроазиатского региона» [14, с. 3].

Бесспорен тот факт, что за два десятилетия, наряду с развитиями в политической и экономической сферах постсоветских государств, карди­нальные изменения произошли и в области высшего образования. В этот трудный период все находились в поиске решений большого количества жизненно важных задач. В частности вузы столкнулись с новыми труд­ностями и проблемами, что не только сильно повлияло на их качество, но поставило многие вузы под угрозу прекращения своей деятельности. Университетам стоило немало усилий, чтобы сохранить накопленные го­дами наработки, опыт, а самое главное профессиональные кадры.

Позднее, со стабилизацией экономики и пересмотром государствен­ной политики многие государства постсоветского пространства опреде­лили индивидуальные стратегии социально-экономического развития, в частности начали разрабатываться новые концепции в области высшего образования. Университеты также разработали новые стратегии развития и стали более активными участниками многих международных процес­сов. Вузы были заинтересованы в применении зарубежного опыта и са­мостоятельном развитии международного сотрудничества.

Тем не менее, ЕАУ не потеряла свою актуальность и остается сво­его рода связующим звеном вузов когда-то союзных республик. С этой целью, несмотря на все трудности, Евразийская ассоциация не только сохранила, но и расширила свои контакты. ЕАУ, с удивительной на­стойчивостью и целеустремленностью, смогла сохранить свои функции евразийской площадки для диалога между вузами постсоветского про­странства. Эта твердая позиция прослеживается в работе всех десяти съездов ЕАУ.

Особо можно выделить Х-й Съезд, который подвел итоги двадцати­летней работы Евразийской ассоциации. Именно об этом, в своей При­ветственной речи на открытии Х-го Съезда, говорил Президент Евразий­ской ассоциации университетов, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, В.А. Садовничий, чьи заслуги в работе Евразийской ассоциации универ­ситетов и бесценный вклад в ее развитие широко известны и признаны научно-педагогической общественностью многих стран.

Мы уверены, что работа ЕАУ за двадцатилетний период и дальней­шие, более четкие и целенаправленные шаги для укрепления и расши­рения возможностей межвузовского сотрудничества, непременно дадут системный эффект в будущем и придадут импульс динамике развития общего образовательного пространства СНГ.

На наш взгляд, именно ЕАУ может стать тем локомотивом для межвузовского сотрудничества, который задаст новый темп развития межвузовских отношений и создаст плодотворную почву для совмест­ных образовательных проектов между университетами евразийского пространства.

Символичным станет XI-й Съезд Евразийской ассоциации универ­ситетов, который в юбилейный год ассоциации пройдет именно в сте­нах Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, в самом сердце Евразии - Астане.

Верим, что съезд станет началом нового этапа в дальнейшем разви­тии Евразийской ассоциации, которая в свою очередь придаст импульс к более продуктивному межвузовскому сотрудничеству, и, следова­тельно, развитию общего образовательного пространства, к которому мы стремимся.

Источники

  • 1. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования, учебное пособие, Москва, 2006, с. 10-13.
  • 2. Cesar Prado Yepes, «World Regionalization of Higher Education: Policy Proposals for International Organizations», Higher Education Policy (2008) 21, с 111-120.
  • 3. Supachai Yavaprabhas, «ASEAN Higher Education Area», presentation at the World Conference on Higher Education: Facing Global and Local Challenges: the New Dynamics for Higher Education, 24-26 September 2008, Macao SAR, PR China, available at the following site http://www.unescobkk.org/ fileadmin/ user upload/apeid/workshops/macao08/papers/l-p-1 -3.pdf.
  • 4. Ретивых А. Казахстан на стыке веков. Историческая роль Президента РК Н.А. Назарбаева в формировании геополитической стратегии государства. Ал-маты, 2000.
  • 5. «Мир Евразии», № 1, Алматы, 2007.
  • 6. Назарбаев Н.А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. Моск­ва, 1997.
  • 7. Из Лекции Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Евра­зийском Национальном Университете имени Л.Н. Гумилева «К экономике зна­ний через инновации и образование», ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, Астана, 26 мая 2006, текст доступен на сайте http://www.akorda.kz/.
  • 8. «Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы». Аналитический обзор. ГУ-ВШЭ, Мо­сква, 2003.
  • 9. «Ректор МГИМО: в вузах недопонимают, что такое Болонский процесс» (10.06.2005), доступно в режиме он лайн 23.01.2009 по ссылке http://www.vedu.ru/index.asp?cont=index&news=1575

 

  • 10. David Crosier, Lewis Purser & Hanne Smidt, Trends V: Universities shaping the European Higher Education Area, An EUA Report, Brussels: EUA, 2007, с 6.
  • 11. Rosemary Deem, Ka Ho Mok and Lisa Lucas, «Transforming Higher Education in Whose Image? Exploring the Concept of the "World-Class" University in Europe and Asia», Higher Education Policy (2008) 21, с 83-97.
  • 12. Приветственная речь В.А. Садовничего на Х-м съезде Евразийской Ас­социации университетов, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 19 апреля 2007 г.

13.Абсалямова Н. «Солнце, поклонись человеку», Экспресс К, № 109 (16257), 20 июня 2007 г.

14. Устав Евразийской Ассоциации Университетов, Москва, 1992, с. 3.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение