Е.И.Пивовар: Сотрудничество могло бы быть гораздо масштабнее...

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В конец прошлой недели в Москве прошел ряд международных семинаров, напрямую касающихся Казахстана, а также личности лидера страны и его инициатив - от заявленной 15 лет назад темы евразийства до последних идей, касающихся мировой и региональной экономик. Один из семинаров «План глобального обновления. Евразийский вектор» прошел в МГУ. В нем принял участие ректор Российского государственного гуманитарного университета, известный историк и один из создателей спецкурса постсоветской истории Ефим Иосифович Пивовар. С ним встретился наш специальный корреспондент Джанибек СУЛЕЕВ.
Е.И.Пивовар: Сотрудничество могло бы быть гораздо масштабнее...

В конец прошлой недели в Москве прошел ряд международных семинаров, напрямую касающихся Казахстана, а также личности лидера страны и его инициатив - от заявленной 15 лет назад темы евразийства до последних идей, касающихся мировой и региональной экономик. Один из семинаров «План глобального обновления. Евразийский вектор» прошел в МГУ. В нем принял участие ректор Российского государственного гуманитарного университета, известный историк и один из создателей спецкурса постсоветской истории Ефим Иосифович Пивовар. С ним встретился наш специальный корреспондент Джанибек СУЛЕЕВ.

- Что в понимании ректора университета, который имеет широкие международные связи, значит эксклюзивное евразийское пространство образования? В данном случае под словом «международные» предлагаю подразумевать в том числе и с Казахстаном.

- Вообще, у нас серьезное прошлое. Потому что СССР, несмотря на всю критику, которая, конечно, справедлива, был крупнейшей мировой образовательной державой. И он достиг больших успехов в образовательной практике. Распад СССР, формирование независимых государств на этом пространстве - объективный процесс. И главной его задачей было, с одной стороны, убрать все преграды, которые идеологически отмежевали СССР от мировой образовательной практики, с другой - создать возможность для академической мобильности как можно большего числа студентов. Речь идет об интегрировании именно в мировое образовательное пространство. Одновременно нужно реализовать эту академическую мобильность и взаимодействие на постсоветском пространстве. У нас для этого пока есть очень хорошие предпосылки. Это и распространение русского языка, и общие традиции, и кадры (преподаватели), которые все¬таки готовились по более¬менее единым программам.

Моя идея заключается в том, чтобы не препятствовать тому, что уже сложилось, а, наоборот, использовать позитивное наследие, которое у нас есть, в новых условиях. То есть открыться миру и одновременно максимально расширить взаимодействие на постсоветском пространстве, в том числе на пространстве ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС - в образовательной сфере. Тут у нас есть возможности и, я думаю, что они далеко не исчерпаны. Это будет полезно всем нам, обогатит нашу практику. Потому что мы в России, например, заинтересованы в получении большей информации, материалов о социумах, которые раньше входили в состав СССР, а теперь развиваются независимо. В том числе о казахском социуме. Для этого нам нужно взаимодействие с преподавателями, университетами, в том числе Казахстана. И казахстанское образовательное сообщество тоже заинтересовано в более интенсивном взаимодействии с российским. Тут нет никакого, кроме позитивного, интереса, тут нет взаимодействия против кого-то, тут как раз интересно взаимодействие друг с другом, при открытости всему миру.

- Вы упомянули ШОС. Я помню, как¬то речь шла о создании университета ШОС. В этом плане какие¬нибудь новости появились?

- К сожалению, я не знаю позитивных результатов этого процесса, не знаю об окончательном решении. Я-то все¬таки считал, что можно было двигаться в разных направлениях. Хотя, конечно, не против того, чтобы был создан еще один университет, типа московского РУДН, который бы, как модель, обучал студентов разных стран ШОС. Я не против этой идеи. Но мне кажется, что параллельно было бы очень хорошо, если бы мы создали - и это гораздо быстрей можно сделать - что¬то вроде содружества университетов ШОС, которые могли бы создать виртуальный, что ли, университет. В чем это содружество проявляется? В совместных программах, двойных, тройных, магистерских, которые выдавали бы по итогам обучения диплом и той, и другой страны. То есть та же практика, что есть у РГГУ с немецкими, французскими партнерами. Только это могло бы быть гораздо шире.

Второе направление - постоянно действующих «летних», «зимних», каких угодно школ в разных регионах. Этот процесс уже начался. Есть школы молодых ученых по линии академии. Есть даже Ассоциация директоров институтов истории стран СНГ, которой руководит Александр Оганович Чубарьян, но это не вузовская инициатива, а академическая, которую мы тоже поддерживаем. А вот вузовской такой нет, и ее можно было бы сделать. Есть Евразийская ассоциация вузов, но она тоже не занимается этим на постоянной основе. Поэтому совместные магистерские программы, летние, зимние школы, какие¬то дистанционные формы обучения - это мы можем делать уже сейчас. Не дожидаясь, когда будет создан какой¬то университет, куда будут привлекать студентов из всех этих стран. И это был бы уже реальный вклад в создание такой единой организации. Ведь, собственно, что такое университет ШОС? Это создание единого образовательного пространства...

- ...внутри этой организации.

- Да, я считаю, что с этого и начинать нужно было. Для этого ведь и не надо никаких огромных вложений. Надо просто начать эту работу. Я об этом говорил много раз, но, к сожалению, пока результата нет... Я готов даже на своей площадке организовать встречу ректоров стран ШОС, чтобы можно было это сдвинуть с мертвой точки уже реально.

-То есть пока какие¬то идеи есть...

- Идеи есть, в министерствах идут их согласования. Может быть, важно еще направление повышения квалификации, переподготовки. Такие идеи тоже есть, но... Понимаете, чтобы создать такой университет, нужно позитивное согласие всех государственных учреждений. Это должен быть очень долгий процесс. А то, что я предлагаю, снизу - это было бы, конечно, быстрее...

- То есть можно начинать уже сейчас...

- Да. Можно собрать ректоров вузов и провести такую работу, которая дала бы сразу результаты. Пусть соберутся ректоры гуманитарных вузов, если не всех. И это, считаю, было бы важно.

- Не у всех ШОС пока еще в головах...

- Но никто же и не против! Надо просто какую-то акцию провести... Мы проводили семинары, целые проекты реализовывали, как это может быть. В общем, нет никаких особых препятствий. Но надо начинать - это работа. Я предлагаю с этого начать - собрали бы ректоров ШОС именно для создания совместных программ, летних, зимних школ, переподготовки каких¬то центров и начали бы работать. - Я хотел бы задать последний вопрос. Насколько вы оцениваете линию сотрудничества с Казахстаном - все¬таки уже накоплен определенный опыт, каковы успехи или неуспехи?.. И каковы виды на перспективу?

- Мое мнение, что, с одной стороны, мы не просто декларируем намерения, этого народы хотят. И у нас есть такая возможность: действительно реализовать полномасштабное стратегическое партнерство. И, конечно, интеграция между Казахстаном и Россией на пространстве СНГ - это один из наиболее эффективных примеров интеграции. Не хочу никого обидеть, но, может быть, это самый эффективный пример. Вместе с тем существует какое-то острое неудовлетворение... Ведь мы могли бы сделать гораздо больше! Много больше! Допустим, у нас есть договоры с несколькими казахстанскими вузами, но не могу сказать, что они наполнены огромным содержанием. Они фактически наполнены таким же содержанием, как договоры с любым партнером в мире. Но, учитывая единое прежде пространство, у нас гораздо больше возможностей, например, с точки зрения языкового общения. Учитывая огромный пласт - общую историю, конечно, мы могли бы иметь совершенно другие результаты. Даже англичане с Индией имеют больше взаимодействия, чем мы (...в данном случае я не хочу сказать, что Казахстан всегда был колонией России, но, согласитесь, между нами даже в культурном, географическом и прочем плане больше схожести и единства, чем между индусом и англосаксом...). В итоге нельзя сказать, что казахстанские студенты - это самый большой контингент иностранных студентов в России, и наоборот. Хотя - почему нет?! Что этому мешает?! Я за то, чтобы сотрудничество Казахстана и России в сфере образования было примером для всех, тогда действительно евразийская идея будет реализована на самом деле в сфере образования.

- ...о перспективах?

- Намечено много чего, но если говорить о двусторонних отношениях, мне бы хотелось и начать совместную магистратуру, и собрать Ассоциацию ректоров стран ШОС. Ну не всех, хотя бы тех, кто в этом заинтересован, для координации усилий и выработки совместных проектов уже в рамках ассоциации. А если говорить о Казахстане, то ничего нам не мешает именно с этого и начать - с сотрудничества на двусторонней основе. Я считаю, что нам можно проводить по всем практически направлениям гуманитарного знания совместные проекты. Сюда входят и литература, и лингвистика, и история, и политология, и социология, и даже психология, тут нет никаких ограничений. Вот у нас второй раз проводится Российский топливно-энергетический конгресс. Мы туда приглашаем наших казахских коллег. Там будет и иранская, и каспийская проблематика - что нас всех интересует. На мой взгляд, можно было бы гораздо больше сделать, если рассматривать гуманитарное измерение этой проблемы, особенно в условиях кризиса. Нам нужно искать какие¬то совместные проекты для переподготовки выпускников, для получения ими дополнительных знаний, для того чтобы избежать проблем, связанных с кризисом. То есть масса таких идей, и, я считаю, что мы могли бы начать их реализацию именно с казахскими партнерами. И тогда к этому позитивному примеру могли бы присоединиться и другие страны, и СНГ, и ЕврАзЭС, и ШОС, но именно в образовании. Я не говорю о политическом аспекте, однако через образование мы могли бы расширить и этот контекст. Эти идеи обращены в будущее. Конечно, нам нужно думать, чтобы элиты двух стран были в будущем более открыты друг другу. А для этого нужны совместные образовательные проекты. Если этого не будет, если люди будут учиться в разных регионах, а потом некоторые из них придут к власти, тогда будет гораздо меньшим потенциал взаимодействия. Я считаю так.

Алматы - Москва - Алматы, 20 март 2009 г.

http://www.contur.kz/

Поделиться: