Россия, Москва

info@ia-centr.ru

РУССКИЙ НАРОД: К ОЦЕНКЕ ОДНОЙ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ

22.03.2009

Автор:

Теги:
 

 РУССКИЙ НАРОД: К ОЦЕНКЕ ОДНОЙ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ

 

С.В. Передерий

Пятигорский государственный лингвистический университет

 

 Как известно, человеческое общество в процессе глобализации становится все более единым: каждый человек оказывается все глубже вовлечен и зависим от общемировых процессов. С другой стороны, как следствие, это порождает и глобальные конфликты, связанные с различиями  этнических менталитетов. Сегодня очевидно, что унификация культур, внешней жизни не приводит к разрушению внутренней границы между «мы» и «они». В ходе глобализации в особенности усиливается религиозная и этническая самоидентификация человека. Общество, становясь идентичным, одновременно становится все более раздробленным.

В этих условиях обеспечение мирного и бесконфликтного сосуществования представителей различных национальностей является приоритетной задачей современного мирового сообщества и отдельных государств, в том числе и России. От проводимой властными структурами политики к традициям, обычаям различных этнических сообществ зависит достижение компромисса между интересами большинства и меньшинства, бесконфликтная интеграция каждого в единое политическое и правовое пространство.

В связи с этим полагаем необходимым и важным посмотреть, а что, собственно говоря, представляет сегодня из себя так называемое большинство в современной России, т.е. русский народ, составляющий, как известно, 82% населения страны и являющийся государствообразующим. Каково его положение в нашем общем доме, называемом Р.Ф., и как к нему относятся во властных эшелонах? И здесь можно ответить одним словом - да никак, можно сказать, что отношение как к чему-то несуществующему. Постоянное замалчивание «русского вопроса», неупотребление самого слова «русский» первыми лицами страны начинает все больше и больше беспокоить представителей общественности[1]. К сожалению, это является продолжением предыдущей линии властных структур на «обезличивание» русского народа, конструирование в отношении его разного рода мифов. Так например, в сталинский период идеологами ВКП (б) пропагандировался миф о русском народе как «старшем брате» в братской семье советских народов. В постсоветский период либерально-демократические СМИ выхолостили истинное содержание этого мифа и трансформировали его «с точностью до наоборот». В сталинский и постсталинский периоды этот миф служил идеологическим подспорьем для перекладывания на русских, как на «старшего брата» (соответственно, на РСФСР в Союзе ССР) всех основных общегосударственных тягот. Постсоветская пропаганда вывернула эту печальную реальность на изнанку и стала утверждать об «угнетении» русскими в СССР нерусских народов с требованиями для последних разнообразных «компенсаций».

Между тем, в составе РСФСР после Великой Отечественной войны колхозное крестьянство в русских регионах платило наиболее тяжелый сельхозналог в сумме в 3-5 раз больше, чем, например, в Якутской и Тувинской автономных республиках или в Узбекской ССР. И это при том, что по русским регионам в европейской части СССР огненным смерчем прошла война, в то время как территории названных республик война миновала.

Из вышесказанного следует, что правящие элиты СССР - РФ выпестовали и вырастили, с одной стороны, привычку к национально-экономическому паразитизму в отношении русского народа со стороны ряда других народов РСФСР и СССР. Это наглядно проявляется и в настоящее время, поскольку уже вошло в их этнические стереотипы и наблюдается на бытовом уровне. С другой стороны, русский народ подвергался и подвергается со стороны государства и правящих элит в национально-территориальных субъектах федерации (в республиках РСФСР и РФ) и Союза ССР этносоциальной эксплуотации.

Число разнообразных примеров во всех областях жизни так велико, что нет возможности их даже перечислить. Но из них со всей очевидностью следует вывод, что русский этнос в настоящее время ослаблен до предела, и в этом не малую роль сыграла политика двойных стандартов со стороны государства на протяжении всего советского и постсоветского периодов. Ослабление и истощение русских как народа, всех его ресурсов (духовно-нравственных, экономических, культурных, демографических и т.д. и т.п.) настолько очевидно, наглядно и лежит на поверхности, что не требует специальных доказательств. Русские сегодня находятся, по существу, в состоянии многолетней прогрессирующей деградации. С точки зрения этнологии, русские как этнос проходит в настоящее время фазу надлома и поэтому крайне уязвимы, а их этническое будущее вообще проблематично.

Советский социализм с его всеобщей государственной собственностью, диктатом одной партии и уравнительным принципом распределения потерпел крах, сокрушив при этом государство. Но форсированная капитализация страны, попытки либеральных преобразований по западным стандартам также оказались непригодными для России и, более того, раскрутили маховик уничтожения русского народа как государствообразующего. Сегодня Россия стремительно вымирает, каждый день в России умирают две деревни. На 1 января 2008 г. население страны, по данным Росстата, составило 142008838 человек. На конец июля 2008 г. -141888000 человек. За семь месяцев умерли более 120 тыс. россиян, наибольшие показатели смертности - в регионах проживания русского населения. К 2050 г. население РФ может уменьшиться до 100 млн. человек (это прогноз ООН). Прогноз Института социально-политических исследований РАН - 83 млн. человек. Первый заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья Н. Герасименко считает, что если не принимать никаких мер, то в 2010 г. Россия превратится в страну вдов.

За последние несколько лет смертность в России увеличилась на 20%, остается низкой рождаемость. Средняя продолжительность жизни российских мужчин - 58 лет и 8 месяцев, а женщин - 72 года. За минувшие 13 лет с карты страны полностью исчезли 290 городов и 11 тыс. сел. 13 тыс. российских деревень остались без жителей[2].

Что тому виной? Проводимая властными структурами социальная политика, когда стали нормой алкоголизм, наркотики, ДТП, стрессовые ситуации, аборты, генетические заболевания, поддельные лекарства.

Страна действительно находится на пороге гуманитарной катастрофы.

В этих условиях гражданским долгом российских обществоведов является акцентирование внимания общественности и властных структур на пагубности подобного развития событий. Но, к сожалению, мы сталкиваемся с тем, что некоторые известные специалисты, напротив, вводят общество в заблуждение, выдвигая нелепые теоретические конструкции. И здесь в качестве примера можно назвать позицию В.А.Тишкова, члена-корреспондента РАН, директора Института этнологии и антропологии  РАН, члена Общественной палаты Р.Ф., выраженную во многих его трудах, в том числе и в редактируемом им сборнике «Северный Кавказ в национальной стратегии России»[3].

В качестве основополагающего тезиса В.А. Тишков развивает идею о формировании в российском обществе общероссийской идентичности и значимости этого феномена. Саму по себе  постановку задачи формирования общероссийской идентичности как пути снижения межнациональных и межэтнических противоречий казалось бы можно было только приветствовать. Но в дальнейших рассуждениях автора не видно конкретных политических механизмов претворения этой идеи в жизнь. Может быть он предлагает в качестве таковых упразднение национально-государственных образований, которые стоят на пути формирования общероссийской идентичности? Нет, нигде в его работах эта проблема даже не затрагивается. А ведь без этого  все рассуждения о формировании общероссийской идентичности являются не более чем политической маниловщиной. Призывы В.А. Тишкова к формированию общероссийской идентичности по сути дела сводятся к предложению только русским отказаться от своей идентичности и значиться просто россиянами. Заметим, что это предлагается только русским, а не татарам или, допустим, чеченцам. Понятно, как бы они отреагировали на подобное предложение.

Вся беда в том, что все рассуждения В.А. Тишкова вступают в противоречие с реальными политическими событиями, когда сегодня происходит буквально взрыв этнического самосознания. За примерами далеко ходить не надо. Так, в мае 2008 г. в Иерусалиме прошло масштабное заседание генеральной ассамблеи Всемирного Конгресса русскоязычного еврейства (ВКРЕ), где почему-то не было призывов к проживающим в России евреям отказаться от своей идентичности и стать просто россиянами. Кстати, президентом этой организации во второй раз стал российский сенатор от Пензенской области Б. Шпигель[4].

Так к чему призывает В.А. Тишков русский народ и, говоря о стратегии России на Северном Кавказе, народы этого региона? Чем это может обернуться в конечном счете для российской государственности?

Отсутствие самоопределения русского народа в своих национальных целях по праву можно отнести к одной из наиболее болезненных проблем современной России и в ряде публикаций обоснованно обращается на это внимание. И это проблема не только русского народа, но и главный раздражитель для других народов России. Действительно, когда ведущий не знает, куда он идет, начинается самоопределение ведомого в своих целях и задачах, что в конечном счете и содержит угрозу самому государству, объединяющему эти народы.

Полагаем, что многие трагические события XX века для русского народа и других народов, некогда входивших в Советский Союз, были вызваны тем, что в годы большевизма и распада СССР в 90-е годы из российской государственной политики была «вытравлена», как говорится «каленым железом», идея русскости этой государственности. Тем самым был утерян главный ориентир, скреплявший некогда российское государство, он был заменен показавшей свою несостоятельность идеей советского народа, а затем идеей многонационального российского государства, которая и сегодня может привести к новому развалу государства.

Если обратиться к многовековой истории российского государства, то нельзя не видеть, что успешность ее развития в прошлом во многом была обусловлена тем, что Россия всегда позиционировала себя как государство русского народа. Именно отход от этого обернулся в XX веке национальной катастрофой. Вот почему представляется важной необходимость более четкого определения как в общественном сознании, так и законодательно роли русского народа как государствообразующей нации страны, которая несет ответственность как за единство и целостность страны, так и за ее будущее.

Убедительным свидетельством значимости подобной постановки проблемы являются результаты недавно прошедшего телешоу «Имя России». Огромная разница в оценках Ленина и Сталина во всенародном голосовании и в голосовании жюри присяжных наглядно демонстрирует глубокое разногласие между народом и его элитой по важнейшему мировоззренческому и нравственному вопросу. Отсутствие согласия во взаимоотношениях нации со своим историческим прошлым является проявлением незаживающей раны, своего рода болезни общества.

Не определившись с преемственностью, страна не может идти единым курсом. И первым пунктом согласия, как справедливо пишет руководитель Центра «Христианская демократия» Г. Трубников, должно стать отношение к октябрьскому перевороту 1917 года. Раздираемое противоречиями российское общество действительно нуждается в предлагаемой этим автором декларации следующего содержания: «Мы, народ России, настоящей декларацией утверждаем, что насильственное свержение законной власти российского государства в октябре 1917 г. явилось преступлением переде народами и государственностью России».

И для начала этого будет достаточно. В дальнейшем, конечно же, нужно будет называть конкретных преступников и их последующие преступления, определить время, в течение которого просуществовал преступный режим (до марта 1990 - первые свободные выборы).

Следует подчеркнуть, что такая декларация должна носить конституционный характер. Тем самым мы лишь подтвердим истинность утверждения: «Свержение законной власти есть преступление». Это относится к любому веку и к любой стране.

Признав факт преступления, мы становимся главной потерпевшей стороной и претензии к нынешней России со стороны других стран оказываются неуместными. Народ не может отвечать за преступления режима, он сам его жертва.

Принятие такой декларации будет иметь в основном морально-психологические последствия. Но не только. Во-первых, она даст мощный импульс для пересмотра многих сторон в отношениях между братскими славянскими народами и избавления от всего негативного, выведения их на более высокий уровень сотрудничества.

Во-вторых, это предотвратит продолжающееся варварское расхищение природных богатств и выкачивание денежных средств из страны. Мы разделяем позицию тех авторов, кто «забытость» о русской нации в Конституции рассматривает сознательным и намеренным действием ее создателей, поскольку предстояло ограбление русского народа, а для этого самое лучшее - сделать вид, что такого народа вообще нет.

А все это вместе будет способствовать укреплению российской государственности, уменьшению влияния пагубного социального пессимизма русских людей, создаст необходимые духовно-политические предпосылки для предотвращения катастрофического вымирания нации, защиты ее интересов в стране и за ее пределами.

 

 




Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение