Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Основные тенденции формирования гражданского общества в Узбекистане

22.03.2009

Автор:

Теги:
 

Мирзохид Рахимов

К.и.н. Институт Истории АН РУз.

 

Основные тенденции формирования гражданского общества в Узбекистане

 

В течение XX -го и начало XXI веков гражданское общество стала неотъемлемой частью государственной системы многих государств мира. Однако элементы граж­дан­ское общества практически присутствовали в жизни многих народов на протяжение всех веков чело­ве­ческой истории. Можно привести массу исторических примеров в жизни народов Европы и Азии о вовлечение широких слоев населения непосредственно или апосредственно в госу­дарс­твен­ное управление или в общественных делах. Такие примеры были также и в истории государств и наро­дов Центральной Азии. Среди данных примеров можно отметить госу­дар­ства Сарбадаров 13 ве­кав Хоросане, основанное на народном управление и общественном кон­тро­ле. Од­нако бо­лее широкую поляризацию общества народов Цен­траль­ной Азии, мы видим в XIX и в начале XX веков, когда появляются общественные движения и политические партии, прос­ве­ти­тели и ме­ценаты,  официальные и частные периодические издания. Установление Со­вет­ской системы было достаточно не однозначным исто­ричес­ким процессом, как позитивным, так и негативным аспектом для обществ Цен­траль­ной Азии.

Образование новых независимых государств Центральной Азии ознаменовал новые струк­турные изменения в общественно-политической жизни государств региона и стрем­ление формирования новой системы общественных отношений основанных на опреде­лен­ных принципах демократии и гражданского общества, а также национальных традициях и культуре. И здесь проявляется явная отличительная черта между западной и характерными местными спеицфическими особенности общественных отношений народов реиона в процессе формирования гражданского общества. Более того процесс демо­кра­тиза­ции и фор­­ми­рования гражданского общества про­исхо­дит в условиях сложных поли­ти­чес­ких, экономических, идейных и геополитических тран­сформаций. Такие факторы как комплекс вопросов регионально и меж­дуна­родного характера, включая вопросы цивилизациооного и межконфессионального диа­ло­га составляют  широкий комплекс влияющих ас­пек­тов для форми­рова­ния политической и общественной  системы стран Центральной Азии.  

Процесс становления гражданского общества в странах Центральной Азии  происходит как в известном выражение Гегеля «сперва появляется государство, а развитие граж­дан­ского общества позднее».[1] 

В настоящему времени в ходе формирования новой поли­тической системы и общественных отношений можно отметить, что Узбекистан как и ряд других государств СНГ прошёл ряд сложных этапов, включающих ликвидация ста­­рой, однопартийной,     административно-командной системы и соот­вет­­ствующих ей органов власти, создание по­ли­­­тико - правовых основ и структур новой государственности, формирования основ гражданского общества.  

Как известно, многопартийность является важным аспектом демократии и граж­данского общества и опыт ряда стран сви­де­тель­ствует о том, что многопартийность характерная черта естественно развивающегося демо­крати­ческого про­цесса. В Узбекистане в новых общественных реалиях стали обра­­­­­­­­зовываться новые общественные движения и партии. В частности, 1991-2000 гг. были образованы ряд политических партий как Народно-демо­­кратическая партия, "Ватан тараккиёти" ("Про­гресс Отечества"), соц­иал-демо­­кратической партия "Адолат" ("Справедливость"), "Миллий тикланиш" ("Нацио­наль­ное воз­­­рождение"). Национально-  демо­кра­­­­тической пар­­тии "Фи­до­кор" ("Патриот"). В тоже время происходили трансформации самих партий. Так 2000 г. прои­зош­ло слия­­ние партий "Фидокор" и "Ватан та­рак­киёти" под названием "Фидокор". В 2003 г. сформировалось общес­твен­­ное дви­же­ние предпринимателей и де­ло­вых людей "Либерально-демократическая партия Узбе­кистана", занимающая лидирующее позиции в национальном парламенте страны. В 2008 году было образовано «Экологическое движение», однако учитывая остроту проблемы можно отметить, что в ближайшие годы данное движение может быть преобразован в политическую партию, по опыту Партии  Зелёных в Германии.   

Политические партии Узбекистана, хотя медленно, но постепенно становится неотъ­ем­ле­мой частью общественно жизни, начинают, играть важную роль в Парламенте страны.  Однако успех деятельности политических партий республики зависит во многом от самих политических партий, их активной модернизации и совершенствования их деятельности и конечно от общей общественно-политической либерализации страны.    

           В Узбекистане наряду со структурами гражданского общества, присущего многим странам мира, функционирует древнейший традиционный институт само­­уп­равления - махалля, именуемый в национальном законодательстве орга­ном самоуправления граждан. Сегодня органы самоуправления граждан является наиболее близким для всех институтом граж­данского общества, как с точки зрения территориальной доступности, так и воз­мож­нос­ти реализовывать социально-культурные интересы. Функции органа самоуправления граж­дан на мест­ном уровне очень широки. Они тесно связанны с населением и осу­щес­твляют раз­личные формы общественного контроля, оказывают ад­рес­ную поддержку мало­и­мущим, участвует в благоустройстве территорий и в воспитании моло­де­жи. Вместе с тем их деятельность тесно связано с  местными орга­нами госу­дар­ствен­ной власти.

          Вместе с тем следует отметить, что деятельность Махаллей как и политические партии в Узбекистане финансируется в основном государством. Однако в перспективе следует ожи­дать уменьшение государственной поддержки и увеличение самофинансирования данных инсти­тутов, что, безусловно, будет, является позитивным фактором в процессе развития граж­данского общества.       

            Важное место в структуре гражданского общества Узбе­кис­тана занимают неправительственные общес­твен­ные организации (НПО) - деятельность кото­рых приобретает все большее значение в решение основополагающих задач построения демо­кра­тического государства и гражданского общества. Первые "ростки" этих орга­низа­ций ста­ли пробиваться в Узбекистане еще на рубеже 80-90-х годов XX в. В частности, в 1988 г. был учрежден Республиканский детский фонд. В июне 1991 г. образовалась Ассо­циа­ция де­ло­­­вых женщин Узбекистана - "Тадбиркор аёл". С 1992 г. начал дей­ство­вать фонд "Экосан". 23 апреля 1993 г. был создан бла­го­тво­рительный фонд "Соглом авлод учун", так­же наиболее массовый характер носит молодежное дви­­жение «Камолот».

В целом в начале нового тысячелетия в республике было создано более 2,3 тыс. таких об­щественных объединений, в том числе 20 фондов и бла­гот­вори­тель­ных организаций, свыше 40 женских объединений.

Однако, имеются достаточно много проблем в развитие сектора ННО в Узбекистане, включая такие вопросы как профессионализм, определение четких целей и задач организаций, отношение между ННО и государством и дт. По мнению Проф.Оливье Руа международные агентства должны отказаться от своих идеологических предложений и быть более внимательным к антропологическим реалиям обществ Центральной Азии.[2]          

Ситуация с ННО более накалилась начиная с 2003 связи так называемой стратегии смены режимов «Regime changes strategy» и смены политических элит на Украине, Грузии и Кыргызстане, когда отношение к ННО в странах СНГ, в том числе и в Узбекистане резко изменились. Этот процесс усилился после трагических собы­тий в Андижане 2005 года и многие оте­чес­твен­ные и зарубежные ННО прошли пере­регис­тра­цию, некоторым по ряду объективных и субъективных причин было отказано ре­гис­тра­ции.

Однако роль ННО как составной части гражданского общества Узбекистана является существенным и необходимо дальнейшие соверществование данного сектора.

Узбекистан, как известно, выбрал светский путь развития. Как известно, в целях  обеспечении задач возрождения религии, повы­ше­нию ее роли в духовной жизни народа в республике была проведена значительная работа по возращению запрещяемых в советский период нацио­нально-религиозных традиций, обычаев, праздников. Так, каждый год празднуются Навруз, Курбан-хаит и Рамадан - хаит у мусульман, Пасха и Рождество - у христиан, Пейсах, Пурим и Ханука - у иудеев.

В целом на начало 2007 г. в Узбе­кис­­тане было зарегестрировано 2227 религиозных организаций 16 конфессий. Из них мусульманских организаций 2046 - 92 % от общего коли­чес­тва. Наряду с ними в республике осуществляют свою деятельность 165 хрис­тианских орга­низаций, 8 еврейских общин, 6 общин бахай, одно общество криш­наитов и один буд­дий­ский храм.[3]

Однако для Узбекистана актульаным также является вызовы и угрозы безо­пас­ности, связанные с религиозным экстремизмом, ксенофобией, меж­кон­фес­сио­нальными и меж­циви­лиза­­ционными столкновениями. В зоне прис­таль­ного вни­мания этих деструктивных сил нахо­дятся и независимые госу­дарства Цен­траль­ной Азии, в том числе Узбекистан. Сто­рон­ни­­ки различных религий и течений, стремятся вовлечь цен­траль­ноазиатский регион в свою ор­­биту, растространить на молодые госу­дар­ства свое влияние. В частности, как  утвержадает Проф. Руа конечной целью исламских партий (в Центральной Азии - М.Р.) является дос­ти­же­ние власти, а не установление гражданского общества.[4] Поэтому как и для других стран ре­­гиона для Узбекистана прин­ци­пиаль­­ное важным значение как возрождение религиозных цен­ностей так и необходимость предотвращения использование религии в деструктивных целях.

Таким образом, опыт прошедших лет наглядно свидетельствует, что идёт сложный но ак­тивный процесс формирования гражданского общества Узбекистана. В ходе преоб­разо­вательных процессов обозначилось не­ма­ло трудностей, вызванных комплексом проблем, включая вопросы соотношение международных (демократия) и национальных (традиции и культура) ценностей. Однако для Узбекистана является важным дальнейшие либерализация стра­ны, создание необходимых предпосылок эф­фек­­­тивного партнерства между госу­дар­ством, обществом и сильными инсти­ту­та­ми гражданского общества. Прав Проф. Руа утвер­ждая что, гражданское общество будет более значимым, если оно основывается на социаль­ной структуре по мере своего существования и развития, а не на абстастных воспроизводящих моделях, извлеченных из чужого опыта, где, возможно, и существует гражданская культура.[5]     

 



[1] Гегель Г.В.Ф. Философия права Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А.Керимов и В.С.Нерсесынс.- М.: Мысль, 1990.-С.227-278. 

[2] Оливье Руа. Советское наследие и императивы западной помощи в новой Центральной Азии.. Амин Саджоо. Гражданское общество в мусульманском обществе. - Лондон-Нью-Йорк, 2002. - С.123-148.

[3] Правда Востока. 2007, 20 марта.

[4] Оливье Руа. Советское наследие и императивы западной помощи в новой Центральной Азии.. Амин Саджоо. Гражданское общество в мусульманском обществе. - Лондон-Нью-Йорк, 2002. - С.123-148.

[5] Там же.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение